Эффективность на каждый день

Чарльз Харкурт Айнсли Форбс-Линдси, 2022

Чарльз Харкурт Айнсли Форбс-Линдси – автор более 30 книг на темы личной и профессиональной эффективности, бизнеса, международных проектов и другие. Материал книги "Эффективность на каждый день", расположенный в виде уроков, упражнений и контрольных вопросов, может широко применяться, как курс заочного обучения личной эффективности. Личная эффективность определяется как умственная и физическая способность мыслить и действовать самым простым, быстрым и экономичным способом, то есть наилучшим образом. В первой части курса рассматриваются методы приобретения и развития таких психических качеств, как воля, мужество, концентрация, целеустремленность, уравновешенность, наблюдательность и жизнерадостность. Вторая часть посвящена улучшению физической формы и профилактической гигиене. В третьей части применение принципов личной эффективности будет рассматриваться под различными заголовками, такими, как использование времени, планирование, графики, управление, стандартные операции и условия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективность на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1 Умственная эффективность

Урок 1. Введение

Основной задачей студента будет практическое применение данного курса. Без практического применения знаний, потребуется больше времени и усилий в процессе обучения. Давайте решим эту проблему изначально. Личная эффективность — умственная и физическая способность изучать и применять знания как можно проще, быстрее и экономичнее, то есть, наилучшим образом.

Личная эффективность — ни система, ни открытие, ни выдумка. Это даже не новшество. Эффективность существовала до Создателя, и первые шестьсот слов из Книги Бытия действительно подтверждают это. В наставлениях Моисея делается основной акцент на эффективность, правила Ликурга еще одно подтверждение. Стивен Жерар, Джон Уонамейкер, Альва Эдисон и тысячи менее известных людей демонстрировали примеры его практики. Так много нового можно узнать об эффективности. Только за последние годы информация стала не столь обширной. Когда какая-либо отрасль знаний или деятельность настолько тщательно изучены и проанализированы, что были сформулированы определенные принципы на их основе, тогда ее можно считать наукой, которая ни больше, ни меньше, а доказанное и упорядоченное знание.

Есть люди, среди которых стоит упомянуть Харрингтона Меерсона, изучавшие эффективность на конкретных жизненных примерах людей, действительно незаурядных, они сформулировали и изложили с научной точки зрения ее основополагающие принципы. Эти люди ничего не изобрели, но разъясняют известные всем вековые истины. Производственная эффективность уже давно является необходимым условием для развития всего живого. Работоспособность человека быстро получила всеобщее признание и сохранит свой статус, сколько бы времени не прошло. Верно говорят, иногда встречается какой-нибудь темный приверженец изжившей себя системы эмпирических правил, который предлагает рассматривать личную эффективность как причудливую прихоть. Но это встречающееся день ото дня отношение, вызванное невежеством или безразличием, становится менее популярным. Если под личной эффективностью понимать целесообразное мышление и действия, тогда человек, который желает стать эффективным, должен овладеть силой, умением и способностями.

Существует два разных, но тесно связанных этапа личной эффективности. Один из них общий и сугубо личный, другой, технический или профессиональный.

Полученные знания из первого этапа, помогут освоить второй. Невозможно правильно пользоваться прибором или техникой без соответствующих необходимых физических и умственных способностей.

Прежде чем у нас появятся преуспевающий продавец или банкир, у нас должен состояться преуспевающий ЧЕЛОВЕК. Действительно, только на основе личной эффективности строится профессиональная эффективность. Неблагоприятные условия влияют как на физическое, психическое или нравственное состояние человека, так и на его работу. Это закон без исключений. Человек этого может и не заметить. Человек может этого вообще не осознавать. Тем не менее, это факт. Здоровье человека ухудшается, самооценка понижается, когда его профессиональная эффективность сходит на нет. С другой стороны, любое изменение характера в лучшую сторону, когда человек, меняясь, открывает у себя способности, повышается его профессиональная эффективность. Если, овладев личной эффективностью, можно легко, быстро и наиболее экономичным способом повысить производительность, следовательно, эффективный человек расходует меньше энергии, времени и средств на решение конкретной задачи, чем неквалифицированный специалист, и выполнит ее лучшим способом. И, конечно же, экономия времени и сил дает возможность заняться чем-нибудь еще. Мы начинаем понимать, что какие бы усилия мы не прикладывали, главное — чтобы они шли на пользу. Я знаю бизнесмена, который довел себя до состояния крайнего нервного истощения, когда выполнял только тяжелую работу. Он изучил принципы личной эффективности и через шесть месяцев выполнял больший объем работы и более высокого качества, затрачивая меньше времени и с меньшими усилиями. Этот человек вполне достиг среднего показателя по производственной эффективности. Неудача, постигшая его, когда он выполнял очень тяжелую работу, возникла только из-за проблем в личной жизни, недостатка физических упражнений, несбалансированной диеты и ненормированного сна.

В связи с этим можно сделать вывод: повышение профессиональной эффективности зависит от состояния личной эффективности. Истинность этого утверждения подтверждают многие люди, которые, несмотря на тщательное изучение теории продаж или технических аспектов некоторых других видов деятельности, терпели неудачу из-за проблем личного характера. Это и есть основной этап личной эффективности, о котором пойдет речь в этом курсе. Если эти уроки будут изучены и применены на практике, для овладения профессиональной эффективностью понадобится только изучить технические аспекты бизнеса.

Эффективный деловой человек

В этом возрасте, оказавшись на шахматной доске жизни, человек редко выполняет роль пешки. Сейчас люди чаще проявляют инициативу, берут на себя ответственность, открывают свое дело. Отдельные личности прошлых лет, которые с молоком матери впитали в себя эффективность и прикладную психологию, и заручились поддержкой единомышленников, имеют в настоящее время тысячи партнеров. Но эффект человеческого превосходства еще не достигнут, потому что есть еще столько более важных вариаций игры и пешки не просто так обозначают свои ходы. Заслуга преуспевающего бизнесмена не только в заметном превосходстве характера или интеллекта, но и, главным образом, в умении эффективно решать сравнительно небольшие вопросы. Он применяет основные принципы эффективности преимущественно к своей деятельности. Он развивает свой талант и работает над собой. Его развитое мышление и работоспособность позволяют развивать и приумножать свою эффективность.

Рузвельт говорит о «двух видах успеха, первым обладают только гении, второй может принадлежать простому человеку, который делает обычные вещи немного лучше, чем его товарищи». И, к тому же, если раньше с успехом можно было совершить одно дело, тогда как теперь целый десяток. На самом деле, трудно сказать — что такое успех гения, преуспевающим можно назвать человека, который абсолютно уверен в своем деле. Слишком часто человек, работающий над своей личной эффективностью, берется за все сразу, как будто он должен самостоятельно чинить крышу, окна и пол в доме, фундамент которого пришел в негодность. Чтобы понимать, что же на самом деле представляет из себя личная эффективность, мы должны познать суть проблемы и рассмотреть основные принципы и условия.

Ричард Фейнман* заявляет: «Главная работа человека — ни каменная кладка, ни производство, ни торговля, а сама жизнь. Кстати, есть кирпичи для кладки, древесина для отделки, и товары для продажи, но это только мелочи жизни. Главное — сама жизнь». Наиболее важная проблема — жить, получая максимальную пользу для себя и делать добро другим. Для этого у вас должны быть четкие принципы и цели, а также правила поведения, основанные на них. Короче говоря, Вы должны строить свою жизнь на основе личной эффективности.

*Ричард Филлипс Фейнман (1918-1988), выдающийся физик из США. Один из основателей квантовой электродинамики.

Личная эффективность, в принципе — психическое состояние. Она зарождается в мозгу и может проявляться только при умственной деятельности. Для самосовершенствования необходимы благоприятный психологический настрой и гармонично развитое мышление. Мы приходим к выводу, что разум играет важную роль в развитии, чем бы мы не занимались. Наша жизнедеятельность в основном зависит от нашего психического состояния.

Содержание курса

Наша задача будет заключаться не только в том, чтобы повышать уровень образования. Для того, чтобы развиваться, человек должен искоренить моральные и психические качества, которые препятствуют его благополучному развитию. Для дальнейшего продвижения к успеху, он должен отказаться от этих качеств, которые делают характер противоречивым, и, тем самым, мешают достижению цели. Таким образом, искоренение должно происходить одновременно с развитием, что можно сравнить с тем, что вовремя прополки почва для растений становится рыхлой.

В первой части этого курса мы рассмотрим методы приобретения и развития таких психических качеств, как воля, мужество, концентрация, цель, уравновешенность, наблюдательность и жизнерадостность. Вторая часть будет посвящена физическому развитию и профилактической гигиене. В третьей части применение принципов личной эффективности будет рассматриваться под различными заголовками, например, расход времени, планирование, составление графиков, сроки, стандартные операции и условия. Ничего нет проще личной эффективности. Самые обычные люди понимают ее значение и как ее получить. Не понятно, какими методами руководствоваться при ее применении. При том, работа над личной эффективностью — дело не из легких. Здесь нужно проявить волю, настойчивость, самоотрешенность и дисциплину. Цена вопроса мала по сравнению с наградой в случае успеха. Обучающийся должен принять во внимание, что он может сделать не только карьеру делового человека, но и в целом иметь успех в жизни. Если обучающийся использует все свои возможности, он сможет перегнать своих сверстников и приобрести значительный успех. Занимаясь делом, он может стремиться к какой-либо цели, будучи уверенным, что она будет точно достигнута.

Рекомендации по обучению

Теперь я вам дам несколько советов по изучению этих уроков. Для начала обзаведитесь блокнотом и картотекой, или в бумажном или в электронном виде. Когда вы изучаете каждый урок в отдельности, вы улавливаете общую мысль, или выделяете для себя самое важное. Это возможно, если читать материал не один раз. Сделайте на карточках краткие записи, каждую озаглавьте, чтобы легче было ее найти. На каждой карточке дайте одно название и сохраните карточки в вашей папке, которую назовите «Файл личной эффективности». Вам, может быть, интересно, в чем преимущество изучения подобным образом всего материала учебника?

Есть несколько плюсов, о которых я расскажу, но сначала о главном.

1. При выделении какого-либо утверждения или выражения в основном тексте, у вас сразу же складывается определенное представление о нем.

2. Если его выписать, оно отложится в вашей памяти.

3. По этому принципу можно узнать, чему посвящен любой урок, не обращаясь к содержанию.

4. Определить тему урока помогут примечания или заметки.

На ваших учебных карточках могут быть обозначены темы уроков, цели, или то и другое, на ваш выбор. В любом случае, когда Вы изучаете урок из соответствующего раздела, нужно сначала найти этот раздел. На первой карточке в этом разделе должен быть обозначен порядковый номер урока, главная тема и ее подразделы, дата начала обучения, определены периоды обучения и другие сведения, которые могут вас заинтересовать. Вы не можете полностью оценить достоинства такого обучения, но по мере изучения материала курса, вы обнаружите, что в нем описываются несколько принципов личной эффективности, которые вполне подходят для применения в жизни. Ваш файл не будет содержать просто выдержки и подробные факты. Это всего лишь основа ваших знаний, которые будут иметь важное практическое значение для вас. По вашему желанию, в зависимости от ваших целей, вы можете собирать и добавлять новую информацию в ваш файл. Личный опыт также учтите. Вся имеющаяся информация и рекомендации, взятые из книг или других источников, будут добавлены к вашим данным. Время от времени в уроки входят различные упражнения. Результаты их выполнения должны четко применять. Если не применять полученные знания, вы не сможете добиться дальнейших достижений, умственных или физических. Для этого вам должен сопутствовать настоящий успех, и ваша цель его достичь. В течение дальнейших занятий я буду давать вам дальнейшие указания, как пользоваться файлом вашей личной эффективности.

Контрольные вопросы

Дайте определение личной эффективности.

Какие преимущества есть у принципов личной эффективности при следовании к цели?

Назовите два отличающихся друг от друга этапа личной эффективности.

Что объединяет эти два этапа?

Какой основной признак успешного делового человека?

6. Какую самую важную проблему решает каждый человек?

7. Назовите два направления усилий, применяемых при самосовершенствовании.

8. Какие важные качества можно извлечь из личной эффективности?

9. Как личная эффективность влияет на вашу работу?

10. В чем заключаются главные преимущества файла отчета?

Урок 2. Внушение

Мы считаем, что внушение — отправная точка в данном курсе теории и практики, потому что внушение — самый мощный фактор в наших мыслительных процессах и, следовательно, оказывает большое влияние на наши физические действия. Пока ваше мышление и суждение о данном предмете не станет ясным, вы будете склонны сомневаться в этом. В нашей умственной деятельности важнейшую роль играет внушение на основе рассуждения. Мы переоцениваем значение рассуждения в отдельности. Чтение этой главы, однако, вам понравится тем, что формулировка, приводимая в предыдущем параграфе, вполне логичная.

Что такое внушение?

Прежде чем продолжить, давайте дадим определение внушению, которое мы будем использовать в нашей книге. Определение того, что мы подразумеваем под этим словом, необходимо для разумного обсуждения данного вопроса. Словарь дает следующее определение слова"внушение", а именно:"Передача или способствование возникновению понятия или идеи косвенным или ненавязчивым способом, намек, указание или скрытое сообщение, спонтанное появление мысли в уме одинакового содержания". Такое определение приемлемо, насколько это возможно, но недостаточно раскрывает нашу цель. Современные психологи придают слову"внушение"более расширенное значение. Считается, что оно подразумевает впечатления, возникающие в уме под воздействием жестов, знаков и выражения лица, физических ощущений и физических объектов. Оно также используется для обозначения прямых высказываний, и особенно повторений, влияние которых вытекает из предполагаемого авторитета источника.

Когда идея появляется в разуме человека посредством внушения, она всегда помещается туда одним из следующих трех общих методов.

1. Внушение, оказываемое впечатлением, производимым на разум фактами, твердыми авторитетными утверждениями, повторениями и так далее, в которых внушение действует как печать на расплавленный воск.

2. Внушение, вызванное возникновением идеи в уме, косвенным намеком, советом, случайным упоминанием и другими причинами, благодаря чему разум становится пассивным, а воля не проявляется в полную силу.

3. Внушение, как правило, под воздействием ассоциаций, вызываемых видимыми явлениями, предметами, окружающей средой и другими факторами, как производящими впечатление, так и способствующими появлению мыслей в нашем уме.

Этот момент следует особо отметить. Независимо от того, вызвано ли внушение косвенными причинами, авторитетным утверждением, ассоциацией идей или физическими впечатлениями, внушение — это идея, возникшая в уме под действием влияния, не зависящего от использования разума, свидетельств или доказательств.

Область действия внушения

Переступив через младенческий возраст, мы абсолютно не способны размышлять просто и понятно. Начните думать на любую тему, и у вас сразу появятся соображения, которые не будут ни уникальными, ни новыми, но будут исходить из неизмеримого запаса идей, понятий и концепций, которые отложились в памяти. На чем основываются эти ранее сформировавшиеся идеи? Некоторые — на реальных знаниях, но гораздо большая их часть — на внушении. Если вы проанализируете свои убеждения, мнения и предубеждения, то обнаружите, что лишь малую их часть можно использовать как установленный факт или для логических выводов. Действительно, Вы, вероятно, оказались бы в полном недоумении, откуда берутся некоторые ваши самые сильные убеждения.

Мы постоянно подвержены внушениям, так же как воздействию бактерий, и, поскольку, немногие из нас держат это под контролем, мы также не осознаем, что первые появляются в нашем уме, а вторые в нашем теле. Через некоторое время умственные или физические симптомы укажут на это, но о их происхождении мы ничего не знаем.

Очевидно, что мы получаем наши мысленные впечатления из тысяч источников внушения, и гораздо больше таких впечатлений возникают именно таким образом, а не непосредственно. Внушения передаются посредством подсказки, намека, жеста, взгляда или позы. Они возникают частично под влиянием утверждений, случайных намеков, примеров и вопросов. Они появляются благодаря всевозможным условиям и обстоятельствам. Умозаключения делаются, как правило, под воздействием внушений, а не в результате определенных выводов. Внушения спонтанно возникают на основе взаимосвязанного мышления.

В течение всего дня вы подвергаетесь различным видам внушения. Некоторые из них вы отвергаете, а другие принимаете. Ваши действия под действием внушения обычно спонтанные, но не продуманные или рассчитанные. На вас постоянно воздействует внушение. И, таким образом, вы постоянно думаете и действуете под влиянием внушения, которому раньше подвергались.

Уолтер Дилл Скотт* говорит: «Человека называют разумным животным, но его можно, с большей вероятностью, назвать плодом внушения. Он разумен, но в большой степени поддается внушению».

*(Уолтер Дилл Скотт (1.05. 1869-24.09.1955, Куксвил) — один из первых прикладных психологов. Он применил психологию к различным задачам бизнеса, таким как подбор персонала и реклама).

Значение внушения

"Из всех закономерностей в работе человеческого разума, закономерность внушения является самой важной”, — заявляет Хадсон, один из наших ведущих психологов."Человек наделен двойным умом, объективным и субъективным. Субъективный разум управляет функциями, ощущениями и состоянием организма. Субъективный разум управляется внушением". Существование субъективного или подсознательного разума — установленный научный факт, и каждый человек может вполне убедиться в этом на собственном опыте. Кроме того, общепризнанным фактом является то, что разум находится в каждой клетке тела, и эти"клеточные умы"взаимосвязаны или являются частями подсознания. Если эти утверждения являются новыми или странными для вас, я не могу решительно утверждать, что они появились в результате точных научных выводов. В них нет ничего мистического или причудливого. В дальнейшем мы узнаем их практическое применение в достижении намеченных нами целей.

Процитирую доктора Макса Истмана:"Закон внушения, который является одним из величайших открытий современной науки, был впервые сформулирован доктором Либельтом в книге, опубликованной в 1866 году в Париже. С этого дня количество врачей, которые занимаются «терапией на основе внушения», постоянно увеличивалось, так что сегодня ни одна клиническая больница не обходится без профессиональных консультантов. Это одна из самых простых и современных научных теорий. Она рассматривает вопрос отношения между мозгом и органами тела. Попытка зафиксировать идею в мозгу без размышления, называется внушением. Эта сила, вместе с способностями, которые раскрываются в человеке, корректируют его собственные психологические привычки — величайшее практическое открытие в современной психологии».

Внушение воздействует на подсознание. Именно там внушение воспринимается, развивается и усваивается.

Сила внушения в действии

Сила внушения относительно добра или зла — чрезвычайно велика, потому что его применение практически безгранично, а также потому, что мы все очень восприимчивы к его воздействию. Сильное и настойчивое внушение иногда происходит вопреки законам логики и здравого разума. Один талантливый адвокат Парижа заинтересовался повторным воплощением и читал все о предмете, в который он может перевоплотиться. Через некоторое время он стал одержим идеей, что он ранее жил в образе Чарльза*.

*(Чарльз Мартель (ок. 688-22 октября 741 г.), франкский государственный деятель и военачальник, который, будучи герцогом и принцем франков, и мэром дворца, был де-факто правителем Франции с 718 г. до своей смерти).

Иначе говоря, являясь совершенно адекватным, этот человек придерживался своих странных заблуждений вплоть до своей смерти. Солдат отправился под моим руководством в Индию, его преследовал страх заболеть холерой, и он был уверен, что умрет от этой болезни. Однажды ночью он был перевезен в больницу, где были выявлены симптомы холеры, там он и скончался, типичный случай, если судить по медицинскому диагнозу. И все же, исследование показало, что человек не был заражен инфекцией и не было подобного случая в полку в то время.

Если прочесть несколько раз назначение к купленному лекарству, вы, скорее всего, обнаружите у себя некоторые симптомы, описанные в нем, хотя ранее были в полном здравии. И это, несмотря на тот факт, что оперируя объективным разумом и логическим мышлением, можно всегда распознать подделку. Некоторые лекарства, в составе которых нет ничего более сильнодействующего, кроме горечавки или сахара, и некоторые устройства, например, электрические ремни и металлические ручные кольца, бесспорно эффективны в лечении заболеваний. В этих случаях абсолютно точно можно сказать следующее: во-первых, препарат не обладает соответствующими лечебными качествами и, во-вторых, он действительно применяется для лечения. Как объяснить этот парадокс?

Ответ заключается в силе внушения. Можно смело сказать, для большинства людей чрезмерное влияние внушения оказывает негативное воздействие. Это объясняется тем, что большинство людей впитывают в себя внушение, как воздух, произвольно и неосознанно. И поэтому на сегодняшний день большая часть спонтанных внушений вредны.

Вот знакомые всем примеры.

Обычный человек читает газету, не вникая в смысл, но, конечно, он понимает, о чем идет речь.

По крайней мере, с одной стороны, в газете пишут о чем-то плохом, с другой стороны, в большей степени есть повод усомниться. Вот где кроется основная причина заблуждений, бессмысленных споров и поверхностных мнений, которые обычно становятся актуальными. Здесь у вас появляется веский повод усомниться, не является ли все это заблуждением, инакомыслием и малочисленным выражением мнений, которые можно зачастую встретить. Здесь, кроме того, вы узнаете, как возникают некоторые преступления, какие глупости позволяют себе люди и всякую другую ерунду.

Чтобы та или иная информация негативно не отразилась на вашем физическом и психическом состоянии, вам нужно как можно меньше поддаваться нежелательным внушениям и воспринимать только полезную информацию.

Например, выбирать партнеров по общению и читать соответствующую литературу.

Так, вы можете научиться избегать и не принимать злонамеренных внушений, когда ваш партнер захочет навязать вам свое мнение. Для этого с самого начала вы должны быть внимательны и разборчивы, что со временем войдет в привычку. Есть некоторые внушения, хорошие и плохие, которым вы часто подвергаетесь. Вы должны иметь четкое представление о них, чтобы не допустить их влияния. Как можно скорее примите это к сведению. Запишите свои ответы на карточках и занесите их в раздел достижений в вашем файле личной эффективности. Проделывайте это для каждого урока. Это — неотъемлемая часть практических занятий, которые вам еще предстоит выполнять. О достижениях мы подробно поговорим в разделе «Функциональная эффективность».

В нем вы узнаете, что, помимо своего непосредственного значения, достижения выполняют серьезные психологические воздействия и настолько важны, что без них было бы невозможно дальнейшее развитие.

Самовнушение

Простейший в осуществлении и эффективный вид внушения — это самовнушение. Это ни больше, ни меньше, внушение, передаваемое самому себе. Внушение и самовнушение отличается друг от друга только источником происхождения. По принципу действия и результату они одинаковы. Самовнушение, соответственно, легче направлять и контролировать, чем любую другую форму внушения. Это, если говорить более конкретно, делает его ценным и сильным средством.

Если вы настоятельно утверждаете, что чувствуете себя больным, я могу заставить вас со временем принять это состояние. К тому же результату можно прийти, если думать об этом. Если бы я серьезно, ежедневно, в течение месяца, говорил, что у вас сильная воля, вы постепенно согласились бы со мной. И, естественно, ваша сила воли действительно увеличилась бы. Но вы смогли бы добиться того же, и, вероятно, еще большего, если бы применили самовнушение, то есть, постоянно утверждали, что у вас сильная воля.

Подсознание играет чрезвычайно важную роль в этом отношении. «В любых проявлениях интеллекта, — говорит Ястров*, — существует период зарождения — процесс, в значительной степени идущий в подсознании, медленное, скрытое созревание благодаря поглощению соответствующей духовной пищи. Шопенгауэр называет это «бессознательным размышлением», неоднократным пережевыванием мыслей, подготовкой их к усвоению нашей психикой, иными словами, «красным свечением перед белым калением».

*Джозеф Ястров (англ. Joseph Jastrow, 30 января 1863. 8 января 1944). американский психолог. Родился 30 января 1863 года в городе Варшаве в семье известного раввина

"Субъективный разум будет поддерживаться и создаваться из материала, данного ему волей", заявляет Остин*. Воздействие на вас, производимое моим или вашим собственным внушением, не будет ограничено только тем повседневным моментом, когда разум сознательно сконцентрирован на определенной теме, но оно будет работать и постоянно развиваться. Это объясняется тем, что, когда в подсознании появилось зерно мысли, процесс его прорастания и развития происходит без вашего участия до тех пор, пока вы не поймете, зачем это надо. За ростком нужно периодически ухаживать, как это делает фермер, выращивая кукурузу, но развитие будет продолжаться в любом случае, даже когда ему не уделяется внимание.

*(Джейн Остин — Английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, 16 декабря 1775 г., Стивентон, Гэмпшир, Англия — 18 июля 1817 г. (41 год), Винчестер, Англия)

Таким образом, речь идет о безграничном по своим масштабам и последствиям явлении, которое может оказать наибольшее влияние на вашу личность. Как уже было сказано, мы постоянно подвергаемся внушению или оказываем его на других, но, в основном, это происходит случайно. Если бы мы знали принципы, по которым действует внушение, и научились бы их применять на деле, то в нашем распоряжении была бы очень мощная сила для достижения всех желаемых целей.

Самовнушение на практике

Практическая сторона вопроса

Приведенное выше обоснование было необходимо для понимания происхождения внушения и оценки его практического применения для наших целей. Здесь мы будем говорить о том, какую роль внушение играет в вашем самосовершенствовании. Еще, вы узнаете что-то новое — как внушение влияет на других людей. Личная эффективность — это, по сути, психическое состояние."Что у человека в душе, то он из себя и представляет". Самым мощным и практичным средством поддержания нормального психического состояния является внушение. В центре личной эффективности должна быть личность. Вы можете не добиться желаемого результата, используя только определенные правила и методы, как, например, при ведении бухгалтерии или выполнении плотницких работ. Функциональная эффективность — простое применение принципов, при условии, что ваше психическое состояние в норме. И при этом вы не можете перенять качества, необходимые для эффективности, если они вам не присущи. Основу эффективности составляют ее главная движущая сила и мотивация. Иными словами, функциональная и умственная эффективности взаимосвязаны.

Следовательно, нашей основной целью должно быть создание эффективной личности. Это будет процесс развития и искоренения. Мы должны развивать у себя одни качества и избавляться от других. Нашей задачей будет достижение определенных целей или норм путем самосовершенствования. Далее мы рассмотрим психические качества, необходимые для развития личной эффективности. Мы изучим эти качества в совокупности, потому что невозможно каждое качество рассматривать по отдельности, так как одно отлично от другого. Однако я помогу человеку разобраться в его личной проблеме, сформулировать общие принципы и определить методы общего развития.

Ценность самоанализа

Вы когда-нибудь занимались самоанализом? Если нет, тогда самое время, раскрыть свои истинные возможности. Изучив данный курс, вы будете применять эти знания по жизни, хотя вы сейчас далеки от этого. Удивительно, что миллионы людей лучше знают характер своих друзей, чем собственный. Среднестатистический человек проживает жизнь, не зная в действительности, кто он есть на самом деле. Ваша жена или близкий знакомый знает вас лучше, чем вы сами, и могут удивить вас, откровенно заявив, что у вас есть особенности или нравы, о которых вы, возможно, не догадываетесь.

Значение самоанализа бесценно. Наша основная цель — узнать, что мы из себя представляем и чего мы хотим. Другими словами, необходимо выяснить, что вы из себя представляете и сформировать идеал личности, кем бы вы хотели стать в процессе самосовершенствования.

К этой проблеме нужно подойти серьезно, внимательно и тщательно ее проработать. Цель состоит в том, чтобы получить определенное представление о человеке, то есть о вас и узнать, каким образом вы достигли своего положения. С помощью этого самоанализа вы можете узнать ценную информацию о себе. Внимательно запишите на карточках и в «достижениях» файла личной эффективности выводы проведенного самоанализа, а также информацию о том, кого вы хотели бы из себя представлять. Правильно сделанные выводы и их ясное понимание имеют здесь огромное значение. Основываясь именно на них, мы будем делать все возможное для самосовершенствования. Провести самоанализ и разобраться, что представляет из себя идеальная личность, помогут определенные рекомендации и памятки к урокам. Я предлагаю известные упражнения, тренинги и методы. Вам останется выбрать их в соответствие с вашими потребностями.

Прямое применение внушения в самосовершенствовании

Как я уже говорил, что процесс самосовершенствования — процесс развития и искоренения. Мы будем стараться развивать одни качества и искоренять другие. Но, как правило, мы понимаем, что подлинного результата можно достичь, если совместить развитие и искоренение, чтобы одно способствовало другому. Как можно проще всего искоренить привычку или сложившееся обстоятельство? Взять над ними контроль. Это простая истина, но ее часто не замечают. Как часто можно встретить человека, который серьезно пытается выявить недостаток и полностью отказывается от возможной помощи принять правильное решение. Применяя внушение, мы посчитаем необходимым использовать этот принцип противодействия. Предположим, вас не устраивает такое качество, как «ворчливость» и вы хотите избавиться от него. Если Ваша цель — не допустить его развития, то, достигнув ее, вы перестанете ворчать. Пока вы работаете над собой, вы некоторое время будете ворчать, но ваше отношение к своим соратникам окажется нейтральным, холодным, равнодушным.

Очевидно, ваша первоначальная задача должна заключаться в том, чтобы, либо выработать положительное отношение к жизни, либо, по типу раскачивающегося маятника, отстраняться от всякого негатива, не останавливаться на полпути. Но главное внимание в нашей проблеме уделяется тому, что, изначально становясь добрее, вы быстрее и легче перестаете быть ворчливыми.

Хэддок, в «Своей атмосфере» делает следующее заявление, которому, пожалуйста, уделите особое внимание:"Мы — обычные живые существа с присущими нам привычками, и привычка всегда связана с подсознанием или более узкими личными интересами, о чем свидетельствует тот факт, что органы тела могут самостоятельно функционировать, а также изученные и проверенные способы совершать действия, для которых изначально требовалась воля. Внутреннее «Я», в крайнем случае, подскажет, что нужно, все-таки, сделать то необходимое, о чем мы даже не догадываемся. Но мы умеем чувствовать и думать. Это также происходит под влиянием подсознания. Если наши физические движения и психические состояния, и действия — обычные явления, можно сказать, что именно внутреннее «Я» подсказывает человеку, что надо сначала думать, а потом делать».

"Так, «Я» будет делать то, что мы сами прикажем. Когда мы очень самонадеянны, непротиворечивы, у нас хорошее настроение, осознанно, как положено, настраиваем себя на правильное мышление, мы даем сигнал внутреннему «Я» к формированию соответствующих привычек и, сразу же получаем соответствующие чувства и мысли. Теперь мы получили то, на что надеялись, чувствовали, думали. И, наконец, мы устраиваем личное пространство с помощью таких чувств и мыслей. Если вы изначально принимаете и постоянно поддерживаете свое внутреннее отношение, оно становится привычным, или, по крайней мере, очевидно, изменяет нас. Это закон. Он не имеет исключений".

Хэддок продолжает утверждать, что"характер — общая совокупность особенностей и качеств, приобретенных при использовании или применении прирожденных талантов. Природа — сила, ради или вопреки которой каждый человек должен работать, чтобы шлифовать свой характер». Доминирующие признаки идеальной личности следующие: здоровье, самоконтроль, интеллект, талант, образование, воля, энергия, любовь, гордость, надежда, бодрость, вера, доброжелательность, справедливость, правда, главная цель."Эти качества можно развивать, они привлекают людей заинтересованных и отталкивают, кто их не принимает. Если вы обратите внимание на вышеуказанные признаки, осознавая каждый в отдельности, и будете следовать им несколько раз за день, когда думаете или чувствуете что-либо, где бы вы ни были, что бы вы ни делали, стремитесь извлечь из этого максимальную пользу, попытайтесь проникнуться в это, и, тем самым, вы будете постоянно развивать это нужное качество, то есть сильное и позитивное личное пространство. Серьезно задумайтесь над этим. Так, если у вас имеется ряд отрицательных качеств, их можно постепенно убирать из вашей жизни путем решительного и настойчивого проявления воли. Но это возможно, если не зацикливаться на этих качествах и не пытаться отвергать их, а думать, где их можно применить». Подведем итог: Первый шаг в формировании идеальной личности — иметь четкое представление о ней и тех существенных компонентах, из которых она состоит. Далее, мы должны знать, каким образом развиваются желаемые качества и как их не потерять, пока они не укоренятся в нашей психике. В конце концов, мы должны постоянно развивать приобретенные качества, постоянно дополняя их тем, что Ястров называл «подходящей пищей», то есть пищей, пригодной для питания.

Главное назначение внушения

Теперь рассмотрим, как возникло внушение и расскажем о различных способах применения внушения в целях дальнейшего самосовершенствования. Несомненно, мы будем учитывать и другие методы, которые, возможно, лучше подойдут для достижения личных целей. В самом деле, я дам только самые простые советы, я доверяю вам, и поэтому продолжаю начатое, но с разумным подходом.

Мы можем использовать классификацию Аткинсона, который называет главные каналы передачи внушения с широким диапазоном влияния.

1. Авторитарное внушение.

2. Ассоциативное внушение.

3. Внушение через обучение.

4. Внушение через повторение.

5. Внушение через имитации».

Авторитарное внушение. Этот вид внушения можно проводить в устной или письменной форме. Вы не совсем доверяете человеку, оказывающему на вас внушение. Настойчиво и уверенно этот человек может начать с фразы «Это общеизвестный факт», и вы автоматически с ним соглашаетесь. Когда сообщение попадает в печать, предполагаемый его эффект увеличивается. Авторитарное внушение оказывает чрезвычайно пагубное воздействие, но вы можете использовать его в собственных целях. Его можно применять посредством вопросов, при этом вы не осознаете самого внушения, и того, как оно происходит. Это всего лишь отрицательная сторона процесса, и будет лучше, если вы остережетесь от нежелательного внушения. Существует и положительная сторона — главный фактор при формировании характера. Вы станете общаться с людьми, среди которых будут писатели, и должны деликатно определить, кому из них можно действительно доверять. Общайтесь с такими людьми и читайте их труды, и не бойтесь поддаться их внушению. Позвольте своему разуму свободно воспринять авторитарное внушение от источников. Этот, как и любой другой вид внушения, направлен на конкретный предмет. Подумайте и назовите каналы, через которые вы в настоящее время испытываете авторитарное внушение, когда можно определить, позитивное это внушение или негативное с бессмысленным влиянием. Старайтесь, в то же время, подумать, из каких достоверных источников лучше получать внушение. Запишите свои выводы на файл личной эффективности. Вы сможете дополнять их время от времени. Эти и аналогичные записи окажутся очень ценным для вас в изучении этих уроков и при выполнении вспомогательных упражнений.

Ассоциативное внушение. Огромное количество внушений воздействуют на нас через этот канал. Многие наши известные предрассудки берутся неизвестно откуда. Наше отношение к окружающим нас сейчас людям зачастую объясняется странными ассоциациями из прошлого. Человека обманул турок, и он теперь всегда испытывает непонятное недоверие к туркам. Играя на бирже, вам вдруг выпала удача и вы получили выигрыш, поэтому можно считать фондовый рынок благоприятной сферой предпринимательства. На логический ход мысли постоянно влияют похожие мысли. Необходимо разобраться, основаны ли они на здравом смысле. Практически невозможно исключить их при рассмотрении любого абстрактного вопроса, и единственный правильный способ заключается в том, чтобы узнать, какова их доля вероятности и дать им разумное объяснение. Ассоциативное внушение может очень вам помочь на пути к самосовершенствованию. Профессор Джеймс настоятельно рекомендует пользоваться им, чтобы всегда быть в тонусе. Например, вы стремитесь сохранять жизнерадостность как можно дольше. Что конкретно это качество может вам дать. Если к этому добавить другие преимущества, вы получите результат того, что психологи называют «суммированием стимулов". Всякий раз, когда вы задумываетесь о жизнерадостности, у вас будут появляться мысли, связанные с этим удовольствием и достоинством, при этом ваш интерес и мотивация будут увеличиваться.

Вы можете сконцентрироваться на какой-нибудь одной похожей мысли, но, если вы не будете контролировать этот процесс, к вам придет мысль, меньше всего подходящая. Вы должны идти к стоматологу и ассоциируете этот визит с мыслью о боли. При желании можно представить себе те комфортные условия для отдыха, которым вы насладитесь после того как удалите больной зуб. Лучше всего не думать ни о чем плохом. Область ассоциативного внушения безгранична, и я призываю вас подумать, как можно использовать внушение для своей пользы.

Внушение как навык — одно из самых сильных влияний добра или зла, которому вы подвержены. Навык отвечает за очень большую часть нашей психической и физической деятельности. Обычная деятельность сама по себе максимально проста, экономична и, если ее правильно осуществлять, вполне может принести пользу. Навык намного сложнее выработать, но легко потерять. Действительно, многие наши привычки возникают почти незаметно, просто нужно несколько раз повторить одно и тоже действие. Пока вы препятствуете появлению у вас скрытых вредных привычек, вам намного сложнее приобрести хорошие. Здесь просто потребуется проявить волю. Для того, чтобы действительно выработать навык, физический или умственный, вы должны сначала составить ясное представление о нем, подумать, чего вы хотите. После этого вырабатывайте его при каждом удобном случае, изначально не упуская из виду никаких нюансов. Постепенно это будет происходить на уровне подсознания и в конечном счете дойдет до автоматизма. Перед тем как начать систематически вырабатывать навыки, посмотрите на это с психологической точки зрения и определите, какие из них вырабатывать не стоит. Помните, что самый простой и эффективный метод отказаться от привычки использовать противодействие, то есть приобрести привычку противоположного характера. В некоторых случаях будет практически невозможно искоренить один навык, не выработав вместо него другой. Например, вы не сможете перестать откладывать дела, пока не научитесь их быстро выполнять. В других случаях можно будет, как я уже говорил, искоренить привычку и спокойно жить.

Вы узнаете, как обычно поступают в этих случаях. На самом деле, вы не можете достичь каких-либо значительных успехов, не добиваясь их. Давайте предположим, что вы пытаетесь избавиться от привычки грубить и в то же время учитесь быть вежливыми. Для этого нужно пройти через два отличающихся друг от друга этапа, потому что между ними стоит допустимая вежливость—между предполагаемыми состояниями. Возьмите карточку из вашей картотеки и уберите ее из нескольких разделов, идущих друг за другом. В заголовке каждого раздела поставьте буквы B и C, одну за другой. Каждый раз, если ваша привычка плохая, запишите, в чем она заключается. Если вы вообще сомневаетесь в этом, напишите O в колонку под буквой B. Если вредные привычки у вас то прибавляются, то уменьшаются, определите степень вашего успеха в 25, 50, 75 и 100%. Всякий раз, когда вы ставите в столбце В 100 %, вы должны ввести соответствующий процент в следующем столбце под C, чтобы подтвердить, что вы не только положительно ответили на этот вопрос, но здесь также в некоторой степени вам присущи необходимое качество вежливости.

Внушение через повторение. Его не следует путать с предыдущей формой внушения. Внушение навыка происходит путем обычного повторение мысли или действия человеком, на которого оказывают влияние. Внушение через повторение — повторное внушение, исходящее от лица или объекта. Внушение через повторение может осуществляться с помощью повторяющегося самовнушения. Внушение через повторение в общем виде — реклама, к которой постепенно у человека появляется интерес, если она постоянно повторяется. На примере продаж холстов можно показать множество проявлений этой формы внушения, когда один человек воздействует на другого.

Во всех случаях, конечный результат внушения через повторение получается благодаря общему эффекту или влиянию. Если внушению ничего не мешает, повторяясь, оно рано или поздно дойдет до мозга. Такой же результат часто возможен, если усиленным повторением воздействовать на мозг, что крайне отрицательно сказывается на восприятии внушения. Как сказал Аткинсон: «Все станет понятным, если каждый будет понимать, как возникло подсознание и память. В этих областях мозга хранится психическая характеристика или образ любого предмета, на которую реагирует человек, и эти впечатления становятся отчетливее с каждым повторением. Понимание этого закона позволяет нам узнать о развитии памяти, а также о восприятии внушения путем повторения. Его формулировка и действие имеют одно и тоже значение в обоих случаях». Все, что в начале урока говорилось о внушении в целом, было бы полезно перечитывать. Если обучающийся умеет выделить и проанализировать все виды внушений, тем более он должен освоить внушение через повторение, учитывая его замысловатое и сильное воздействие. Подобные внушения, как правило, действуют во вред. Самый эффективный способ избежать их влияния — находиться вне зоны их действия. С другой стороны, если у внушения через повторение благоприятное воздействие, применяйте именно его ввиду своей незаурядной эффективности. В качестве примера: по пути на работу утром вы проходите мимо какого-то магазина, который, судя по всему, дорогой, и отовариться в нем вам не по карману. Не поддавайтесь внушению идти в другой магазин. Еще пример: вы прочитали книгу, которая побудила вас изменить характер. Повторите опыт. Читайте книгу снова и снова делая перерывы, чтобы, применяя внушение через повторение, человек научился бы обдумывать прочитанный материал, прочно усвоенный подсознанием.

Внушение через подражание оказывает намного большее воздействие, чем кажется. На самом деле, большинство людей живет по принципу игры «Делай, как я». Мы так любим подражать, мы поступаем и думаем, как все, что человека, который как-то выделяется, незаслуженно называют «эксцентричным». Кроме естественного желания подражать, которое человек, возможно, наследует от своего предка человекообразной обезьяны, к несчастью присутствует еще умственная лень, у которой много общего с подражательством. Делая предварительные выводы, можно точно сказать, что среднестатистический человек подходит под любой из приводимых примеров. Трое незнакомцев собираются украсть машину, стоящую на улице. Допустим, один садится впереди с краю. Вполне вероятно, что остальные двое последуют за ним, хотя лучше было бы этого не делать. Человек заходит в ресторан, читает меню, смотрит на еду, которую ест человек рядом с ним, и заказывает то же блюдо. Это стремление подражать очень заманчиво. Толпа людей сходит с парома. Допустим, один побежал, за ним последовали все остальные, количество бегущих постепенно увеличивается, но если бы нашелся один из десяти, кто подумал, что торопиться не обязательно. В более упрощенном виде и реже то же самое явление проявляется в психической деятельности. Ваш компаньон в депрессии или в восторге, и через некоторое время вы понимаете, что и вы в таком же состоянии. Друг возмущается по поводу вопроса, о котором мы толком ничего не знаем и, из одного нейтрального психического состояния мы легко переходим в другое, похожее. Авторитарное внушение часто способствует внушению через подражание. Мы будем интуитивно подражать привычкам и перенимать мнения особо уважаемых нами людей. На самом деле, мы восприимчивы благодаря внушению посредством подражания, которому мы целиком неосознанно поддаемся. Мы удивляемся, что, оказывается, используем жесты, интонации, мимические и речевые приемы, и не знаем, от кого мы их переняли. Внушение посредством подражания с такой же силой воздействует через рекламу, и, в частности, газеты, которые являются единственным источником информации для большинства сравнительно слабовольных людей.

Относительно воздействия данного типа внушения, можно дать прежние рекомендации. Обратите внимание, нет ли у вас склонности к подражанию. Если вы подражаете мыслям или действиям других, не делайте это целью, не поддавайтесь внушению или подражанию, передаваемому через книги, газеты, кинофильмы или другие несущественные источники, которые вам не известны. С другой стороны, если исходящее внушение имеет смысл, перенимайте его. Например, не нужно быть гением, чтобы, применяя внушение через подражание, получить некоторую информацию о такой знаменитой биографии Бенджамина Франклина*.

*(Бенджамин Франклин, 17 января 1706 года, Бостон, Провинция Массачусетс-Бэй. 17 апреля 1790 года, Филадельфия, США). американский политический деятель, дипломат, изобретатель, писатель, журналист, издатель, масон. Один из лидеров войны за независимость США).

Если для вас примером является человек, обладающий благородным характером и сильным интеллектом, доверьтесь этому влиянию. Внушение — великая сила добра или зла. Его всестороннее влияние происходит при спокойном или посредственном состоянии мозга. Для того, чтобы уменьшить негативные последствия и увеличить положительные воздействия внушения, которые мы должны постоянно его применять и разбираться в его видах. Мы должны внимательно изучить последствия и их причины. Таким образом, научившись управлять внушением, мы будем масштабнее и эффективнее его применять в саморазвитии и формировании характера, чем другие приемы.

Аутосуггестия или самовнушение

Вы легко догадаетесь, что аутосуггестия отличается от остальных форм внушения только способом применения. Практически все формы внушения человек может осуществлять и воспринимать. Это самый эффективный из всех методов воздействия, потому что совершается под контролем и целенаправленно. Это самое мощное средство для формирования характера и самосовершенствования. Если вы перечитаете рекомендации для практического применения других форм внушения, то узнаете, что их большая часть применяется, в несколько измененном виде, для самовнушения. Очень важно, чтобы вы разбирались в них и тщательно изучили применение этих форм к самовнушению. Они могут оказывать самое вредное и коварное в своем проявлении влияние, как и любая другая форма внушения.Я изучил много случаев плохого настроения, плохого самочувствия, состояния безнадежности, и так далее. Зачастую оно вызвано реальными и долговременными обстоятельствами, хотя изначально плохое настроение только в воображении человека. Всегда стараясь не думать о неудаче, болезни или чем-нибудь еще, человек не заметно для него сам настраивается на это.

Как вы о себе думаете, такие вы и есть и останетесь. Также верно и то, что вы не можете понять какое-либо состояние или условия, при которых происходит развитие личности, пока не задумаетесь об этом."Преуспевающий человек должен всегда жить в согласии с умом или пользоваться воображением, двигаться, думать и поступать так, как будто он достиг этого успеха, иначе он не достигнет его", — говорит Прентис Малфорд*.

*(Прентис Малфорд (5 апреля 1834 — 27 мая 1891) — известный литературный юморист и Калифорнийский автор, сыграл ключевую роль в развитии мысли в рамках Движения новой мысли).

Многие принципы, которые нашли бы свое применение, в том числе и Закон Притяжения, были четко изложены в его"ваши силы"и"как их использовать", выпущенных в виде серии очерков в 1886-1892 годах. Вот вам ключ к эффективному применению самовнушения. Первая формулировка дает четкое представление о том, кем вы хотите быть и что надо для этого сделать. Затем, посредством самовнушения включается подсознание для лучшего понимания. О методах, благодаря которым это происходит, сейчас расскажем. В этой связи процитируем высказывание Хэддока об определенных правилах поведения: «Было бы ошибкой полагать, что саморазвитие — совершенно неизученная деятельность. Если вы действуете не по правилам, потому что они не полностью отложились в вашем подсознании, когда-нибудь они дадут о себе знать, так сказать, и со временем обретут вторую жизнь».

Существует два основных способа самовнушения. Первый рассматривает мозг, находящийся в бодрствующем и тревожном состоянии. Второй рассматривает мозг, когда он находится в пассивном и притупленном состоянии. Первый метод будет наиболее востребован, а второй применяется при определенных условиях. Предположим, что вы каждый вечер с 8 до 9 часов занимаетесь учебой. Когда время подходит, вам всегда трудно приступить к занятиям. Хочется поиграть в карты, сходить в театр или просто побездельничать. Появляется психическое напряжение и это нормально.

И, однажды утром вы садитесь в тихое место, собираетесь с мыслями и начинаете проявлять свои умственные способности, — особенно волю. в полной мере. И вы одновременно продолжаете доказывать — лучше делать это вслух — важность вашей учебы, что вы обязаны это делать, что вы перестанете себя уважать, если будете заниматься другим делом и так далее. Докажите, что вам интересно учиться и испытайте от этого удовольствие. Прежде всего, утвердительно скажите, что ничто не сможет помешать сделать то, что вы должны, что вы не будете отвлекаться, и что к выполнению вашей задачи подойдете «во все оружии». Вы можете после этого не думать об этом, так как абсолютно уверены, что это останется в подсознании, и вы будете над этим работать. На следующий вечер возникнет, как всегда, желание увильнуть от работы, но осуществиться ему помешает нейтрализующий сигнал, возникающий в субъективном разуме. Вам будет не так трудно решить эту проблему. Продолжая в том же духе, вы придете к тому, что мы вам рекомендовали. На этом примере показано применение метода самовнушения.

Другой метод самовнушения происходит при пассивном психическом состоянии. Действие этого метода видно, когда вы сидите один в течение нескольких минут и мозг постепенно отключается, и в тоже время поддерживает тело в нужном состоянии, мышцы расслаблены, глаза закрыты. Желаемое состояние достигается без усилий не за долго до того, как вы заснете и это самое лучшее время для применения самовнушения, о чем мы ранее говорили. Рассмотрим в качестве примера: обычно вы нехотя начинаете свой день, вяло и без интереса проводите его. Когда начинаете дремать, перед тем как заснуть, тихо повторяйте следующие слова, пока не отключитесь."Завтра утром я проснусь, ясно представляя, что буду делать. Я с бодростью и охотой займусь делами. Я с большим интересом буду работать и отдыхать, общаться с нужными людьми и вообще жить». Установка, таким образом, попадет в подсознание, и когда пройдет бессонница, начнет действовать сильнее и быстрее во время сна. В данной главе я мог бы дать вам научное объяснение этого явления. Навряд ли у вас есть какие-либо сомнения на этот счет. Жизнь любого человека изобилует доказательствами этой способности подсознания. Когда вы учились в школе, вы, должно быть, часто засыпали, так и не разрешив какие-либо проблемы по математике, физике или философии, а, когда просыпались, вам на ум приходило правильное решение. Вы часто пытались запомнить имя какого-то человека или место, но, чем больше вы старались, тем становилось труднее. Сейчас для вас это легко, — так сказать, сделать, не пачкая рук, — и имя, которое вы забыли, приходит вам на память, само собой. Несомненно, вы пошли спать, полагая, что проснетесь, когда вам нужно, но проснулись внезапно, потому что вспомнили.

Почти все психологи, и, в частности, люди, окончившие факультет психологии, считают, что применять самовнушение эффективнее, если оно приносит двойную пользу: то есть, когда человек может посмотреть на себя со стороны, и, по возможности, сначала подумает прежде чем сказать. Как сказал Аткинсон: «Человек должен стараться внушать себе тоже самое, что и другому человеку. Не важно, что происходит с психикой, суть в том, что в данном случае он сможет воспринимать и запоминать гораздо проще, больше и на более длительное время, чем, используя форму-утверждение ‘Я есть то или это’». «Внушая себе, всегда следует обращаться к себе, как будто вы говорите третьей стороне. Представьте, что вы делаете внушение другому человеку, на которого вы очень рассчитываете и уверены. Вы узнаете, что есть новая область самовнушения, о которой вы не знали. Немного мастерства и стараний, и вы узнаете, чем хорош этот усовершенствованный метод. Общайтесь с «Джоном Смитом» (или как там Ваше имя), как будто вы его совсем не знаете. Скажите ему, что планируете предпринять и какой будет результат, и узнаете его реакцию. Вы будете удивлены, увидев, как это повлияет на его подсознание». Есть два очень важных вспомогательных этапа, где потребуется самовнушение. Запись и воспроизведение. Ясно представляя себе, что вы хотите, запишите это и занесите информацию в файл под заголовком «Обычные желания». Например, имея цель стать всесторонне развитым, продвинутым деловым человеком, подумать, как ее достичь, и когда вы поняли, что представляет собой продвинутый деловой человек, внимательно запишите ваши выводы. Научившись этому, вы узнаете, почему этот способ стоит применять, помогает осмыслить, вы четче формулируете свою цель, уверены, что нужно заявить о себе и о своих больших способностях достигнуть цели.

Ваши записи помогут вам на третьем этапе, который состоит в том, чтобы показать, на что вы способны. Давая себе характеристику, вы описали, каким вы хотели бы стать. Вы используете самовнушение как средство изменения. Вы достигните цели, если станете, кем хотели и будете жить в условиях, очень близких к допустимым. Представьте, что вы уже первоклассный бизнесмен и считаете себя уникальным. Вы представляете себя в этом образе и, применив усилия, достигните желаемого результата гораздо быстрее, чем думали. В этом исследовании необходимо учитывать, что мышление развивается при благоприятных условиях. Если вы перечитаете эту главу, ее суть ваш объективный разум усвоит только частично. Ваш субъективный разум получит всю информацию, но не в том виде, как вы себе представляете. Но, если каждый раз внимательно перечитывать и обдумывать прочитанное, что Шопенгауэр называет «неосознанным размышлением», это приведет к тому, что появится и будет развиваться источник мысли, и, что более вероятно, он постепенно станет неоспоримой истиной как в теории, так и на практике. Необходимо четко понимать, что допустимый объем информации, содержащийся в этих уроках, не дает исчерпывающих знаний о предмете. Мне больше ничего не остается, кроме как пожелать вам удачи. Если вы хотите извлечь максимальную пользу из уроков, вы должны часто читать и сознательно применять их на практике.

Упражнение №1

Хорошо подумайте и назовите типы внушений, хорошие и плохие, которые регулярно или часто на вас оказывали влияние. Запишите их в свой файл для дальнейшего применения. Старайтесь избегать плохих внушений, или сократить их воздействие, и увеличить действие хороших.

Упражнение №2

Сделайте тщательный и добросовестный самоанализ, запишите свои окончательные выводы. В этом задании вы узнаете признаки идеальной личности, которые приводит Хэддок и противоположные качества, которые полезно знать.

Упражнение 3

Определите, от каких вредных привычек и личных качеств вы хотите избавиться. Затем, используя методы, описанные в этой главе, определите, как с их помощью можно идти к цели. Используйте упомянутые характеристики, а также самовнушение. Изучите пока одну привычку или качество. Не торопитесь.

Упражнение 4

Начните теоретические и практические занятия по теме «подсознание, используя самовнушение». Выберите утверждение, которое вы хотите реализовать, и проговаривайте его каждый вечер перед сном. Внимание. Желательно осознанно работать с изучаемым материалом. Он может пригодиться в следующих уроках. Внушение является важным фактором при работе с личной эффективностью.

Упражнения, конечно, нужно делать постоянно. Упражнения 3 и 4 нужно применять в жизни.

Контрольные вопросы

11. Дайте краткое определение понятия «Внушение» с точки зрения психологии.

12. Назовите пять основных источников внушения.

13. Как подсознание влияет на внушение?

14. Как можно сократить воздействие нежелательных внушений?

15. Назовите самый сильный вид внушения?

16. На чем основана личная эффективность?

17. Какой самый эффективный способ отказаться от привычки?

18. Дайте определение характера по мнению Хэддока.

19. Как происходит процесс формирования идеальной личности?

20. Приведите пример авторитарного внушения.

Урок 3

.

Воля — Настойчивость — Концентрация

Волю можно определить, как способность к самоопределению, способность сознательно управлять физическими и психическими состояниями и действиями. Как говорит Уильям Джеймс*: «Страсть, желание, воля — состояния ума, известные каждому, и нет ничего проще этого.

*(Уильям Джеймс (11 января 1842, Нью-Йорк. 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл), американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Автор учебных пособий и научных работ, часто называется отцом современной психологии).

Если есть желание, но мы чувствуем, что оно не осуществимо, оно остается желанием, но если мы верим, что оно, в конце концов, осуществится, мы хотим это желаемое прочувствовать, получить или сделать так, чтобы оно стало настоящим. Характер является творением воли — воля закаляет его или же воля не участвует при его формировании. Не будет лишним сказать, что все успехи и неудачи — результат воздействия воли. Успех изначально должен представлять собой результат воздействия нескольких разных факторов. Не важно, какие это факторы, воля является самым главным и важным из них. Это источник всевозможной предприимчивости, энергии и постоянства. Природные таланты, образование и обучение ценны только тогда, когда проявляются на деле. И их эффективность должна измеряться силой воли человека, благодаря которой они проявляются. Следовательно, нельзя надеяться на успех в наших начинаниях до тех пор, пока у нас не будет крепкой воли, что напрямую зависит от здравого смысла. То, что необходимо для самосовершенствования, формирования характера и личной эффективности, дает воля, достаточно сильная, чтобы вы могли контролировать себя и определить свои способности. От этого зависит все остальное. Вы можете думать, что находитесь на правильном пути, но, на самом деле, все наоборот. Желание быть кем-либо, или делать что-либо, ничего не даст, пока вы не проявите волю, чтобы принимать решения и выполнять их. Чтобы выполнять рекомендации и указания к урокам, требуется закалять волю. Если вы решите делать все, как изложено в курсе, и жить, как вы считаете нужным, скоро вы будете обладать сильно развитой силой воли.

Настоящая человеческая воля — совершенный знаток ума и тела, их природы, что Эмерсон называет «изменением человека под воздействием воли, когда он побеждает волю, а воля побеждает его». Это реально для любого человека, обладающего здравым умом и здоровым телом. Это самое приятное из всех достижений, поскольку, если научиться этому, любые цели, которые человек ставит, можно достичь и, на самом деле, сравнительно легким способом. Культура силы воли — обширная тема, включающая много этапов. В общем, с практической стороны, ее цель — показать студенту, зачем нужна сила воли, и побудить его работать над ней. Волю можно развивать через развитие интеллекта. Развивать силу нужно, главным образом, выполняя физические упражнения. Для развития воли необходимо применять разнообразные методы. Осуществлять добрые намерения и решимость следовать им — на этом основана воля. В обоих случаях самовнушение оказывает сильную поддержку. Любое действие — результат проявления воли, возможно, кроме произвольного участия органов тела в жизненных процессах. Для того чтобы вырабатывать свои умственные и физические навыки, нужно изначально тренировать волю. То есть то, что мы делаем или думаем, зависит от проявления воли. Мы иногда говорим о человеке — «он не может помочь сам себе», под этим мы подразумеваем, что его воля слабее его желаний, эмоций и страстей. Но эта фраза не означает, что он совсем не способен отвечать за себя. Человек может стать профессионалом. Для этого может потребоваться продолжительный курс физической и умственной подготовки, что всегда возможно. Мы — сами себе хозяева в полном смысле этого слова. Воля управляет всеми нашими умственными или физическими действиями. Когда человек поступает вопреки своему разуму и моральным убеждениям, он сознательно это делает.

Проявление воли в формировании привычки

Причастность воли к формированию необходимых навыков — самое эффективное и экономичное применение, которое может быть. Принятие постоянных принципов и приучение воли соответствовать им — самый верный способ достигнуть успеха в жизни. Это относится к решению как мелких, так и серьезных вопросов. Действительно, волю, как известно, можно тренировать, выполняя небольшие последовательные упражнения, и ослабить, если делать себе небольшие поблажки.

Предположим, что вы с трудом просыпаетесь утром. Определите, во сколько вы должны просыпаться и обязательно следуйте этому. Продолжайте в том же духе и спустя некоторое время, это станет вашей привычкой, и вы с легкостью будете это делать. Успех в таких мелких начинаниях даст вам силу вырабатывать волю в более сложных ситуациях, например, выполняя упражнения с двухфунтовыми гантелями, вы сможете поднять вес в 100 килограммов. Самообладание, достигаемое при своевременном пробуждении утром, ограничении курения, соблюдении диеты и других подобных основных ритуалов, должно увеличить вашу силу воли, проявление которой поможет в трудных ситуациях. По этому случаю можно процитировать Жюля Пайола*: «И почему эти небольшие усилия так важны? Это потому, что ни одно из них не пропало зря, каждое сделало свой вклад в формирование привычки, с каждым усилием последующие действия совершаются все проще. Наши действия благоприятствуют нам тем, что мы привыкаем быстро работать, уделять внимание, не реагировать на возникающие внутри нас желания, как на мух, жужжащих вокруг нас».

*(Жюль Пайол (1859-1939) — французский педагог. Пайол родилась в 1859 году в Шампани. О его образовании и академической карьере известно мало, однако некоторые источники представляют его как ведущую фигуру в мирандском образовании, и в 1907 году он был назначен ректором Экс-Марсельского университета в Экс-ан-Провансе).

Профессор Джеймс рекомендует человеку, который каждый день чем-либо занимается, стараться проявлять волю. Это необходимо, чем бы вы ни занимались и именно с целью воспитания и развития воли. Но, кроме специфического значения практического применения, есть сотни полезных направлений, в которых можно проявить волю. Например, существует бесчисленное множество форм умственной концентрации и мышечного контроля, существует много видов самоотрицания и самоограничения. Есть тесты на физическую выносливость и ловкость рук, наблюдательность и память. Подобные упражнения закаляют волю, развивают различные способности и ими интересно заниматься в свободное время. Хэддок заявляет: «Любая выраженная попытка развивать способности восприятия, памяти, воображения, рассуждения или морали должна укреплять волю".

При развитии воли и всех других способностей внушение и самовнушение являются надежными помощниками. Когда пытаетесь развивать силу воли, используйте проверенный метод самовнушения. В то же время способствуйте развитию решительности, как гласит утверждение: «Я смогу и я сделаю, за что берусь". Кто-то сказал:"Нет ничего, чтобы так возвеличивало силу воли, кроме как уверенное ожидание ее достижения". Применяя самовнушение можно добиться желаемого настроения и сохранять его, пока неблагоприятных факторов не станет меньше или исчезнут совсем.

Таким образом, вместо того, чтобы ждать наступления критического момента, чтобы тогда проявить волю, вы выбираете то, что гарантирует и облегчит устранение неправильных наклонностей.

Твердость и решительность

Обычная или часто выполняемая работа над конкретными навыками во многом зависит от психического состояния. Твердый и решительный настрой можно выработать и, когда он станет постоянной составляющей психики, возникнут постоянные благоприятные условия для проявления воли. Поскольку решительность способствует проявлению воли, ничто так не подрывает силу воли, как нерешительность и психическая неуравновешенность. Лучше принять неправильное решение, чем ничего не сделать. Решай и действуй. Возьмите себе это на вооружение. Тем самым, вы закалите свой характер, будете иметь твердое мнение и тренировать свою волю действовать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эффективность на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я