Это возможно в силу центральности идеи и принципа пространственности для
гуманитарной географии.
Естественно,
гуманитарная география не могла остаться в стороне.
На наш взгляд, один из возможных подходов к предмету изучения
гуманитарной географии – это характер, специфика, степень интериоризации пространства в различных социокультурных сферах деятельности.
Методологическая адаптация понятия географического образа в сфере
гуманитарной географии.
Несмотря на множество различий, все основные направления
гуманитарной географии, возникшие за последние 50-60 лет, занимались построением теории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изюбрица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гуманитарной географии издавна были свойственны разногласия по поводу основных терминов и фундаментальных объектов изучения.
При этом, конечно, невозможно базировать всю
гуманитарную географию на географических образах.
Парк являлся знаковой фигурой в урбанистике – области, которая весьма плодотворно пересекается с
гуманитарной географией и также обладает чрезвычайно проработанной теорией.
Органичность такой идеи для
гуманитарной географии позволяет эффективно концентрировать междисциплинарные образно-пространственные исследования и переходить к дальнейшему синтезу на уровнях методологии, теории и практики изучения географических образов.
Наряду с географическими образами, в понятийную базу
гуманитарной географии входят основополагающие понятия культурного ландшафта, региональной (пространственной, локальной) идентичности, пространственного мифа.
Поэтому следует определить концептуальные отношения со сложившимися представлениями о
гуманитарной географии (иногда её называют также общественной географией, географией человека в широком смысле).
Имажинальная или образная география– междисциплинарное научное направление в рамках
гуманитарной географии.
Наряду с этим, они могут использоваться в когнитивной географии, мифогеографиив рамках прикладной
гуманитарной географии.
Эта область исследований является междисциплинарной, на стыке образной/
гуманитарной географии и эволюционной и институциональной экономики.
Дисциплины, столь близкие пространству как предмету исследований, медитаций, практических действий –
гуманитарная география и архитектура – несомненно, должны иметь что-то общее, при всех различиях их ключевых дискурсов.
По существу, такие структурно важные понятия геокультурного брендинга территорий, как географический образ, образно-географическая карта или локальный миф, заимствованы из
гуманитарной географии.
Становление концепции
гуманитарной географии происходило на практике – и это не противоречие.
Во-первых, это понятия
гуманитарной географии и метагеографии.
Следующим этапом должна была стать системная научная разработка положений концепции
гуманитарной географии в какой-либо из научных институций, близких предлагаемой мной проблематике.
Создание этой концепции прямо связано со становлением научно-исследовательской программы
гуманитарной географии.
Очевидно, что и
гуманитарная география, и архитектура имеют дело с воображением множества пространств, которые могут сосуществовать друг с другом.
Наконец, существенно, что четыре понятия, ключевые для системного понимания
гуманитарной географии (географический образ, локальный миф, территориальная идентичность, культурный ландшафт), являются таковыми и для геокультурного брендинга территорий – естественно, уже в прикладных версиях и интерпретациях.
Значительные научные достижения в понимании цели и задач
гуманитарной географии связаны с развитием культурного ландшафтоведения, географии населения, географии городов, географии туризма и отдыха, культурной географии, поведенческой (перцепционной) географии, географии искусства.
Такое построение особенно приемлемо для специалистов, бакалавров, магистров, изучающих гуманитарные и социальные науки (экономистов, юристов, политологов, историков, будущих специалистов экономической, социальной и
гуманитарной географии и др.).
Иными словами, пространственные нарративы и их подобия на уровне простейших когнитивных схем, возникающие в архитектуре скорее как следствие более общих визуальных соположений и сосуществований, рассматриваются в
гуманитарной географии как основополагающие и часто подчиняющие себе, включающие в себя очевидные визуальные репрезентации.
Сфера
гуманитарной географии, как её определяют современные исследователи, находится в тесной связи с проблематикой культурологии.
Несколько иной ракурс в исследовании регионов наблюдается в современной географической науке в связи с новым направлением –
гуманитарной географией.
Неслучайно, что такие понятия
гуманитарной географии, как географический образ, локальный миф, территориальная идентичность, знаковое место, культурный ландшафт (используемых и в других дисциплинах, но не так системно), активно применяются и разрабатываются и в геокультурном брендинге.
Понятие знакового места используется в культурной географиии культурном ландшафтоведении, географии туризма,
гуманитарной географии, в том числе в мифогеографии, когнитивной географиии имажинальной (образной) географии, в архитектуре и районной планировке, маркетинге территорий, когнитивной психологии, локальной истории и микроистории.
Между тем, очевидно, что, скажем понятие культурного ландшафта – ключевое и для
гуманитарной географии, и для архитектуры; то же самое можно сказать и о понятии «образ места».
Поэтому крайне важно в сжатом виде познакомиться с концептуальными основами
гуманитарной географии – с тем, чтобы впоследствии, если понадобится, достаточно органично использовать эти познания в контексте геокультурного брендинга.
Такая трактовка лежит в основе концепций
гуманитарной географии.
Базовые понятия, которыми оперирует
гуманитарная география – это культурный ландшафт (также этнокультурный ландшафт), географический образ, региональная (пространственная) идентичность, пространственный или локальный миф (региональная мифология).
Так, Е. Ковалёв пишет: «Понятие
гуманитарной географии шире, чем социально-экономическая география, поскольку включает ещё и политическую географию, этногеографию, географию культуры и культурных ландшафтов, географию религий, медицинскую и рекреационную географию».
Здесь самым естественным образом встаёт вопрос о соотношении «природного» и «искусственного» – как в отношении архитектуры, так и
гуманитарной географии.
Гуманитарная география развивается во взаимодействии с такими научными областями и направлениями, как когнитивная наука, культурная антропология, культурология, филология, политология и международные отношения, геополитика и политическая география, искусствоведение, история.
Понятие «
гуманитарная география» тесно связано и пересекается с понятиями «культурная география», «география человека», «социокультурная (социальная) география», «общественная география», «гуманистическая география».
Гуманитарная география– междисциплинарное научное направление, изучающее различные способы представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность.