Как нам известно, наличие у человека этой способности признаётся всеми сторонникам объективистской
гуманистической этики, и она входит в состав только что рассмотренной дихотомии детерминизма – самоопределения.
С другой стороны, не менее очевидным фактом, на который, как уже указывалось, опираются сторонники
гуманистической этики, является то, что человек способен противостоять этим влияниям.
Гуманистическая этика утверждает, что нет ничего выше и достойнее, чем человеческое существование.
Если мы примем принцип
гуманистической этики, что́ нам ответить тем, кто отрицает способность человека выработать нормы, которые были бы объективно верными?
Не самоотречение и не себялюбие, а любовь к себе, не отрицание индивидуальности, а утверждение своей истинно гуманной личности есть высшие ценности
гуманистической этики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подживить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Читатель скоро увидит, что
гуманистическая этика совместима только с рациональным авторитетом.
Авторитарную и
гуманистическую этику можно различить по двум критериям – одному формальному, другому материальному.
Если бы подобный субъективизм был единственной разновидностью
гуманистической этики, то мы действительно оказались бы перед выбором между этическим авторитаризмом и отказом от всяких претензий на общие правильные нормы.
Подводя итог, можно сказать, что добро в понимании
гуманистической этики – это утверждение жизни, развёртывание сил человека.
Прогресс психологии лежит не в разделении так называемых естественной и духовной сфер и сосредоточении внимания на первой из них, но в возвращении к великой традиции
гуманистической этики, рассматривавшей человека в его телесно-духовной целостности, считавшей, что цель человека – быть самим собой и что условие достижения этой цели – быть человеком для себя.
Действительно, одна школа
гуманистической этики принимает этот вызов и соглашается с тем, что ценностные суждения не имеют объективной обоснованности и являются не чем иным, как произвольными предпочтениями или антипатиями индивида.
На этот вопрос сторонники объективистской
гуманистической этики дают однозначный ответ: человек должен жить в соответствии со своей природой.
Таким образом, исходя из этих двух положений объективистской
гуманистической этики следует, что высший моральный долг человека, исполнение которого должно считаться предназначением, нормой его жизни, добром, заключается в его самоопределении на рациональной основе в таких ценностях, которые способствуют проживанию им своей жизни в соответствии с сущностью человека, а не в качестве человекоподобного существа зомби.
Ими сформулированы основы новой
гуманистической этики, главный принцип которой заключался в достижении нравственного идеала путём самопознания, а также образовании, смысл которого представлялся в широком овладении культурным опытом человечества.
Его проект воспитания – это масштабная теоретическая конструкция, предлагающая синтетическое видение того, какой должна быть просветительская деятельность, охватывающая всех людей и приобщающая их к императивам
гуманистической этики.
С его точки зрения, в этике можно выделить одно крупное направление – он называет его направлением
гуманистической этики, – которое имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме.
Понимание индивидуальности в искусстве того времени теснейшим образом связано с нормами
гуманистической этики.
Учитывая то, что с точки зрения объективистской
гуманистической этики способ жизни продуктивной личности является нормой человеческой жизни, продуктивную личность можно квалифицировать как нормальную, а непродуктивную – как отклоняющуюся от этой нормы, т. е. аномальную личность.
Он проник в глубинные тайны человеческой природы и обосновал концепцию
гуманистической этики, раскрыл духовные лабиринты плодотворной и неплодотворной ориентации личности и другие её характеристики.
Очевидно, что если в рамках объективистской
гуманистической этики высшей объективной и универсальной ценностью для человека является проживание им собственной жизни в соответствии с природой человека, то из этого логически следуют соответствующие представления о добре и зле: добром является то, что способствует реализации в жизни человека его природы, а злом – всё то, что этому препятствует.
Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями, его широких возможностей построения счастья на земле.
В первом случае, речь идёт о полном разложении того, что принято называть
гуманистической этикой – потеря совести, сочувствия, юмора, работоспособности.
Если бы
гуманистическая этика совести и сочувствия противоречила природе человека, я первым бы отказался от этой этики.
Вся выработанная человечеством
гуманистическая этика действует лишь в обычных обстоятельствах, а в обстоятельствах необычных она, соответственно, не действует.
Следовательно, с точки зрения объективистской
гуманистической этики, продуктивную личность можно рассматривать как нормальную.
Как отмечали многие сторонники
гуманистической этики, одной из особенностей человеческой природы является то, что человек находит себя и своё счастье лишь в общении и солидарности с другими людьми.
Таким образом, с точки зрения объективистской
гуманистической этики, высший моральный долг человека, исполнение которого должно считаться нормой его жизни, заключается в его самоопределении на рациональной основе в таких ценностях, которые способствуют проживанию им своей жизни в соответствии с природой человека.
С точки зрения философии объективистской
гуманистической этики, жить или быть живым означает проживание человеком своей жизни в соответствии с природой человека.