В ХII-ХIII вв. во всех русских землях получили большое развитие иммунитеты, то есть освобождение
боярских вотчин от княжеского управления и суда.
Богатства бояр первоначально создавались на базе личного землевладения, образования в течение длительного времени больших
боярских вотчин; получали они земли и за службу князю, занятие по назначению князя высших правительственных должностей (тысяцких, посадников, старост, сотников и других).
Низший слой населения составлял многочисленный класс холопов, которые были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных
боярских вотчинах.
В
боярской вотчине чистили голоса ранние петухи.
Княжеские и
боярские вотчины развивались с уклоном в скотоводство и промыслы, базировались, в основном, на рабском и полурабском труде.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пословичный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мелкие удельные княжества,
боярские вотчины постоянно враждовали между собою.
Не до того было царским властям, чтобы заниматься жалобами на бояр, по монастырям и
боярским вотчинам заморское закупное зерно развозили.
За это были даны им земли, где возникла
боярская вотчина.
Здесь были сосредоточены древние
боярские вотчины, открытые степным просторам на юге и востоке.
При перемене службы
боярские вотчины входили в состав земель нового князя.
Жизнь поместных дворян во всех её важнейших проявлениях (дом, одежда, язык, еда, питьё, взгляды и привычки) практически ничем не отличалась от жизни богатых крестьян, однодворцев, или управляющих
боярскими вотчинами.
Города и села с их населением становились
боярскими вотчинами с безусловным владением, поместьями с условным владением.
Боярские вотчины превращались в родовые аристократические гнёзда со своим особым укладом жизни, оборонительными сооружениями, собственным войском, хозяйством, подданным населением и т. п.
Археологические данные, обнаруженные в курганах IX–X вв. с погребениями бояр и дружинников, убедительно свидетельствуют о наличии возле крупных городов
боярских вотчин (так позднее назывались имения, которые можно было передавать по наследству и отчуждать), где жили сами бояре и подвластные им дружинники.
Крестьянские общины в
боярских вотчинах переходили в собственность бояр.
Более того, они превратились в наиболее последовательных противников уничтожения
боярских вотчин и насаждения поместных порядков.
Опричнина позволила ослабить сопротивление старинного боярства и конфисковать
боярские вотчины, необходимые для создания нового дворянства на основе принципа «нет службы – нет земли».
Само это «княжеское удельное владение» приняло черты «простого частного землевладения», боярского; а в частности, «теперь уделы вообще наследуются по завещанию, передаются по личному усмотрению завещателя, а не по какой-либо установленной очереди»; удельное управление «довольно точная копия устройства древнерусской
боярской вотчины».
Похоже,
боярская вотчина могла существовать только лишь при условии подпитки военной добычей.
В
боярских вотчинах ещё существовали в это время выборные старосты и целовальники по давнему обычаю, но над ними выше стоял приказчик, назначенный от владельца.
Ежели бы погромили
боярскую вотчину, ты бы первый закричал: бей и жги всякого!
Ну, никак не меньше половины
боярских вотчин в казну попадают.
Собственно, становление
боярских вотчин, монастырских хозяйств, наполнение товарами как местных рынков, так и купеческих возов и кораблей, отправившихся в дальние края, во многом зависело от труда крестьянина на земле, в лесу, на рыбной ловле, ремесленника – в своей мастерской.
А были ещё и древние
боярские вотчины, с отдельным, исторически сложившимся налогообложением в пользу прямого владетеля и князя…
И вообще, далеко не всякая
боярская вотчина могла похвастать наличием эскадренного броненосца.