Наиболее общие законы развития нормального ребёнка прослеживаются и в развитии
аномальных детей.
Философское учение о сущности развития, о его движущих силах и возникновении нового стало исходным при разработке вопросов изучения
аномальных детей и многообразно реализуется на практике.
До последнего времени диагностические исследования интеллектуальных и аффективно-личностных особенностей
аномальных детей велись как бы параллельно, только косвенно касаясь друг друга.
Для обучения
аномальных детей издаются специальные учебники и учебные пособия, составленные с учётом особенностей отмечаемых у обучающихся нарушений развития.
Существующая в нашей стране единая система лечебных, учебно-воспитательных учреждений для
аномальных детей находится в ведении государственного образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пропасший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Отношение к ребёнку с отклонениями в психофизическом развитии с позиций «культуры достоинства», на наш взгляд, является единственно возможным условием решения проблемы его социализации, поскольку только в этом случае
аномальный ребёнок сможет найти своё уникальное место в структуре общества.
Опираясь на методы обучения и воспитания, разработанные в педагогике, специальная педагогика изучает особенности реализации общепедагогических принципов учебно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений, адаптирует методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с учётом особенностей каждой из групп
аномальных детей.
С другой стороны, немаловажное значение для успешной социализации
аномального ребёнка имеет отношение к нему общества.
Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение (организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта)
аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной системы.
Та же проблема, но с ещё большей остротой встаёт перед родителями
аномальных детей, ищущими в специальной литературе ответы на возникающие у них вопросы.
Вторичный (третичный и т. д.) дефект является наслоением на первичный, вследствие специфичности социальной ситуации развития, в которой оказывается
аномальный ребёнок.
Выготского о развитии личности
аномального ребёнка.
Автор подчёркивал роль социальных факторов в развитии
аномальных детей.
Создание центра дефектологической науки способствовало проведению комплексного, всестороннего изучения
аномальных детей, разработке научных основ дифференциации сети специальных учреждений и дифференцированного коррекционного обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития.
Например, в «Психологическом словаре» она определяется как «раздел психологии, посвящённый изучению психологических особенностей
аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афазики)».
У
аномальных детей может иметь невротический характер, т. е. возникать в результате психической травмы, в частности хронической – при постоянном акцентировании внимания на дефекте.
Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития
аномального ребёнка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д.
Специальная психология изучает психологические особенности
аномальных детей, дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.
Таким образом, мы вынуждены констатировать явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью и исследованиями личности
аномальных детей [1, 2, 16, 29].
Однако не все
аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам.