Как бы благоразумны и свободны от всякого невроза мы ни были, мы не можем помешать себе тяготеть к
эллипсису мыслей, деяний и эмоций, возобновляющихся в одни и те же дни и времена года при аналогичных обстоятельствах.
Наоборот, неправильный
эллипсис, куда бросает нас безумие, как планеты, переброшенные из величайшей жары в величайший холод и vice versa, спутывает наш разум и уродует нас каждую минуту.
Примером
эллипсиса в англо-американских газетных текстах может также послужить опущение слова “people”при описании события, в котором участвовало определённое число людей: “At least 40 die in Great Rift earthquake”(http://www.telegraph.co.uk/news).
На полпути от прилагательных к существительным находятся случаи
эллипсиса словосочетаний с устранением легко подразумеваемого существительного по словообразовательной модели столовая комната→ столовая (это морфолого-синтаксический способ словообразования).
Под
эллипсисом понимается умышленное опущение какого-либо члена предложения в литературно-письменной речи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: садовнический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
С одной стороны
эллипсис используется для достижения сжатости высказывания, а с другой – для акцентирования внимания на более важных деталях.
Вследствие этих процессов изменение речи сегодня идёт не только по пути вульгаризации морфологии и синтаксиса, но и упрощения её лексической основы, широчайшего употребления просторечного
эллипсиса, заимствований и уменьшения активного словаря до пределов прагматического минимума.
Широкое отражение разговорной редукции (фонетического
эллипсиса) является заметной чертой поэзии XX в.
Неожиданно где-то в середине площади народ расступился; причиной же тому являлся
эллипсис из седобородых мужчин в белых одеждах, которые раздвигали людей в разные стороны.
Так, в следующем примере множественное число, с позиций русского словоупотребления, может получать интерпретацию через механизм «давления» контекста, иначе – наличия в структуре предложения других слов во множественном числе: успехи, жертвы, разрушения, – которые морфологически провоцируют продолжение ряда в том же числе; так, слово террор(singularia tantum) «заражается» семантикой раздельной множественности и выступает в конкретно-дискретном значении «террористические действия, акты, операции», вполне возможно эту неузуальную форму рассматривать как публицистический
эллипсис словосочетания случаи террора.
Как и в первой строфе, отмеченный отточием
эллипсис служит здесь для разрастания образа и его дистанцирования, то есть используется как дополнительное средство генерализации.
Между тем данная фраза не бессмысленна, а просто эллиптична: именно
эллипсиса в ней и не выносят.
Например, в вопросе «Земля в форме
эллипсиса или куба?» очевиден лишь один ответ.
Исследования по тональной модуляции речи депрессивных больных уже многому научили нас и смогут ещё больше рассказать о некоторых из них, которые в своей речи демонстрируют полную бесстрастность, но при этом сохраняют сильную и многообразную эмотивность, скрытую в голосе; но также и о других, у которых «эмоциональное притупление» захватило и тональный регистр, ставший (в параллель к фразовым последовательностям, разрываемым «невосстановимыми
эллипсисами») плоским и разбитым паузами.
Та конструкция, о которой мы говорим, основана на усложнённом
эллипсисе.
Полотно два на один метр казалось, с правильной точки зрения (впрочем, никто так и не понял, какая из точек правильная),
эллипсисом автопортретов, а иногда спиралью автопортретов (всё зависело от того, под каким углом на картину смотрели), в центре которых висела мумифицированная правая рука художника.