Бельгийские колониалисты объявили, что составляющие меньшинство тутси в расовом отношении превосходят
хуту.
Тутси помогали колониальной администрации эксплуатировать
хуту.
По мере упадка росла враждебность
хуту по отношению к тутси.
Стала приобретать популярность расистская идеология «Власть
хуту», откровенно направленная против тутси.
Они же с целью захвата медных рудников и провоцируют местные племена
хуту и тутси на войну меж собой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: натканный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Даже умеренные
хуту считали это несправедливым, не говоря уже о военных.
Итак, можно констатировать, что хотя в доколониальный период процесс социального разделения тутси и
хуту значительно продвинулся, он далеко не завершился.
Завершение процесса социальной и возникновение этнической идентификации тутси и
хуту относится уже к колониальному периоду.
Однако власти сделали ошибку, направив репрессии не только против тутси, но и против критиков режима из числа
хуту, что увеличило пропасть между режимом и политической оппозицией.
Лозунг сплочения
хуту против общего врага был единственным, который мог спасти стремительно терявший популярность режим и переформатировать сложившуюся к этому времени конфигурацию руандийской политики.
Одним из его мотивов стала идея о недопустимости расового смешения
хуту и тутси и любых иных отношений с тутси.
Поэтому
хуту остаётся только одно – объединиться, забыв все межпартийные разногласия, и действовать, пока не стало поздно.
Действительно, враг просочился в наши ряды. <…> Не допустим раскола
хуту, где бы они ни находились.
Представители африканского народа
хуту по приказу своего правительства совершили массовое убийство руандских тутси.
Мои мысли начали просветляться, я узнал, что не все
хуту убивали во время геноцида.
Каждый вечер центр атаковала вооружённая милиция экстремистов
хуту «Интерахамве», которые хотели грабить и убивать.
В образе врага соединялись и «этнический» враг всей общины
хуту – тутси, и политический враг правящей элиты – оппозиция, и социальный враг фрустрированных групп – имущие.
Я не соглашался с моими коллегами, которые были против присутствия молодых
хуту в хоре, которым я руководил.
Тутси и
хуту являются этносами только в качестве групп, идентифицирующих друг друга на основе предполагаемого различия своего происхождения (даже в расовом отношении).
Боевики из племени
хуту истребляли тутси с особой жестокостью, не щадя никого.
Я попытался забраться в грузовик, чтобы ехать на войну и воспользоваться возможностью отомстить за своего отца и, чтобы убить как можно больше
хуту.
При этом, во-первых, руандийское общество не представляло собой жёсткую социальную систему и ни в коей мере не могло рассматриваться как «кастовое общество»; оно характеризовалось относительной социальной мобильностью, и был возможен переход из одной социальной категории в другую – kwihutura («перестать быть
хуту»).
Даже административный аппарат королевства не состоял из одних тутси: при том что они почти монополизировали высшие должности (как гражданские, так и военные), а также управление провинциями, на среднем (районы) и низшем («холмы») уровнях присутствовали
хуту («глава земли», в отличие от «главы пастбищ», всегда тутси).
В дальнейшем некоторые
хуту пытались изменить свой «расовый» статус и перейти в категорию тутси, однако после 1933 г. это оказалось сделать – в отличие от предшествующего периода – весьма сложно.
Националистический и политический «проект
хуту» был одновременно и консервативным (восстановление исторической справедливости, некоего исконного положения, нарушенного чужеземцами тутси), и революционным (ликвидация существующих политических и социально-экономических институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение этой несправедливости: монархии тутси, административной монополии тутси, системы патроната в сфере землепользования).
Эта первая вспышка межэтнического насилия, переросшая в восстание
хуту, прежде всего крестьян, против тутси, преимущественно администраторов (вождей и т. д.), и сопровождавшаяся первой резней руандийских тутси и первым их «исходом» из страны, привела к утрате последними политической монополии.
В условиях, когда правящая группа пользовалась (конечно, в разной степени) поддержкой основной массы
хуту, маргинализованное этническое меньшинство – тутси – не представляло для неё значительной опасности.
За год до моего знакомства с этим пигмеем руандийское правительство избрало новый политический курс, согласно которому всех представителей народности
хуту (составляющей большинство населения страны) призвали убивать каждого, кто принадлежит к меньшинству тутси.
Но двадцать детей
хуту… капитан слишком хорошо представлял, что с ними сделают тутси.
Даже в школе ребята то и дело ссорились и обзывали друг друга
хуту или тутси.
В период геноцида каждый день
хуту убивали около восьми тысяч тутси, то есть каждую минуту в стране гибло пять-шесть человек.
– А вон ещё
хуту – в полосатой рубашке.
Ещё повстанцы
хуту опасны, их в самом городе нет, а вот в лесах – присутствуют.
По другую сторону баррикады находилось ополчение
хуту, вооружённое ружьями, дубинками и мачете.
В составе организации «Земля надежды» мы ездили по стране, привозили провизию и медикаменты, но были вынуждены вступать в переговоры перед каждым блокпостом
хуту и всё равно приходили слишком поздно.
Пронзительные звуки саксофона походили на скрежет мачете по мостовой под свист кровожадных
хуту…
Может быть, за пятый год работы он уже привык к бесконечным сварам
хуту и тутси, и казалось, что и в этот раз война пройдёт стороной.
Он также вооружил
хуту – тех самых, убийство которых спровоцировал на востоке страны.
Хуту насилуют женщин на внутренностях мужей, которых они только что убили.
– Тутси и
хуту воюют из-за того, что у них разные территории?
Размежевание внутри политического лагеря
хуту становится чётким, как никогда раньше: какие-либо промежуточные оттенки исчезают, конфликт между «патриотами» и «пособниками врага» (любая оппозиция) максимально кристаллизуется.
Хижина, которую все называли церковью, даже в дни больших праздников была полупустой, хотя тутси и
хуту изредка посещали церковь.
Ощущение превосходства над женщинами сродни национализму или расизму: белые умнее чёрных, англичане прогрессивнее индусов, племя
хуту сильнее племени тутси и т. п.
Для президента нет
хуту или тутси, а есть виновные в геноциде и его жертвы.
Современные исследователи приводят статистику, согласно которой только благодаря демографическому давлению, в результате «соседских убийств» без каких-либо этнических мотивов,
хуту потеряли 5–10 % своего населения.
Это было верно в отношении нацистов (см. мою книгу «Фашисты», гл. 4, а также: Hagtvet, 1980; Koshar, 1986); как мы увидим ниже, это верно также в отношении сербских и хорватских националистов и националистов
хуту.
Ненависть на этнической основе может перенести триаду «угроза – унижение – гнев» на коллективный уровень:
хуту чувствуют, что власть тутси угрожает им и унижает их, и встреча с каждым представителем этой группы вызывает у них ярость.
– Вон тот, в белых штанах, наверняка
хуту – он маленький, с толстым носом.
После свержения власти и того, как все виновники были наказаны, преследования
хуту продолжалось, хотя многочисленные из них не поддерживали режим и сами пострадали от него.
На пороге стоял одетый в камуфляж высоченный
хуту с мутными глазами.