Почему дактилические окончания привились в четырёхстопном
хорее крепче, чем в шестистопном?
Особого замечания требует одна особенность былинного пятистопного
хорея.
Материалом для обследования были взяты 26 выборок 4-стопного ямба и 5 выборок 4-стопного
хорея XVIII–XX веков.
Пятистопный и шестистопный
хорей тоже являются частными ритмами тактовика.
Если после этого взглянуть не на 4-стопный ямб, а на 4-стопный
хорей с тою же рифмовкой AbAb, то мы заметим, хотя и сильно хронологически сдвинутую, ту же эволюцию.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фалбала — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если бы мы рассматривали эту и подобные ей былины изолированно от общего фона традиции былинного стиха, мы не усомнились бы, что она написана чистым
хореем с немногочисленными нарушениями.
Ещё когда он по реке бежал рядом с упряжкой, тяжело груженной добычей, и подгонял оленей
хореем, ему показалось, что на крыльце дома кто-то стоит, хотя было ещё совсем раннее утро.
Путник бросил в сторону
хорей, приказывая оленям остановиться.
Испуганно оглядывался через плечо на своих преследователей и тыкал в оленьи холки костяным набалдашником
хорея.
Из четырёх групп ритмических форм на первом месте твёрдо стоят
хореи, на втором – чистые тактовики, и на двух последних – анапесты и дольники.
Из этих 43 былин в 38 за
хореями следуют по частоте чистые тактовики, 4 раза дольники и 1 раз анапесты.
Заслуживает внимания лишь «малая
хорея», встречающаяся у детей (чаще девочек) и проявляющаяся сочетанием эмоциональной лабильности и насильственных гиперкинезов туловища, конечностей и мимической мускулатуры.
Рано было замечено, что господствующими ритмическими формами здесь являются 5-стопный
хорей и 3-стопный анапест, поэтому главный спорный вопрос представлялся так: к которому из этих двух размеров легче возвести все остальные ритмические вариации?
Мы могли бы ожидать подобных явлений и в 4-стопном
хорее.
Заглавие книги, в которой были собраны статьи на эту тему («Метр и смысл: об одном из механизмов культурной памяти», 1999), было предсказано во второй статье цикла («Метр и смысл: к семантике русского трёхстопного
хорея», 1976), а в следующей статье появился и базовый термин («Семантический ореол метра: к семантике русского трёхстопного ямба», 1979).
Это ещё более несомненная стилизация ритма народного
хорея – в нарочитом контрасте с учено-патетическим содержанием «Песни исторической».
Стихотворение «Снова тучи надо мною…» написано 4-стопным
хореем.
Таким образом, мы получаем право утверждать, что из общей массы «нормального» былинного стиха – трехиктного тактовика – выделяются два особых подвида: с одной стороны, «расшатанный» былинный стих, тяготеющий от тактовика к вольному акцентному стиху, а с другой – «упрощённый» былинный стих, тяготеющий от тактовика к силлабо-тоническому
хорею.
Можно сказать, что все дальнейшие образцы ритма литературного
хорея нащупывают середину между «естественной» языковой моделью и «культурным» фольклорным образцом.
Среди
хореев ещё резче выдвигаются на первый план короткие, 4-стопные: на короткие строки приходятся три четверти всех хореических вариаций.
Сравнивая состав
хорея других жанров, легко увидеть резкую разницу между стихами с окончаниями дактилическим и женским: и в песнях, и в духовных стихах при женском окончании преобладают стихи длинные над короткими, при дактилическом окончании – короткие над длинными.
С разных концов
хорея длиной в 400 сантиметров парочка оленеводов отколупнула по одной молекуле дерева. Чем отличаются эти молекулы?
Другой тип подкорковой дизартрии наблюдается у больных
хореей (при ревматическом поражении головного мозга).
Более короткие и более длинные строки
хорея и ямба в схему тактовика не укладываются и должны быть относимы к числу «прочих», т. е. отступлений от схемы.
Сравнивая былинный стих со стихом песен и духовной лирики с дактилическим окончанием, замечаем, что и в песнях, и в духовных стихах чисто-тактовиковые формы появляются реже; за счёт этого очень усиливается в песнях – доля правильных
хореев, а в духовных стихах – доля дольников.
Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется
хореем.
Но что именно течёт в древнегреческой
хорее?
Но и этот опыт не имел последствий: бесцезурный 6-стопный
хорей остался прежде всего размером народным и песенным.
По ударности I стопы русский литературный 4-стопный
хорей начинает в XVIII веке с уровня языковой модели; в 1800–1820 годах сильно повышается в сторону противоположную народному образцу, а в 1820–1870 годах, наоборот, сильно падает в сторону народного образца; затем он опять постепенно подтягивается к уровню языковой модели у старших советских поэтов и опять падает до наибольшего приближения к народному образцу у младших советских поэтов.
Для I позиции ямба (на анакрусе) и для II позиции
хорея показатели даны отдельно, для остальных внутренних позиций – усреднённые.
Охотник прыгнул в нарты, взмахнул
хореем, и упряжка сорвалась вперёд.
В стопе
хорея акцент ложится на первый слог, в стопе ямба – на второй слог.
Опустив на землю
хорей, старик сложил руки на колени и неподвижно замер.
Однако количество таких случаев в ямбе и
хорее является минимальным и вполне укладывается в рамки исключений, служащих большему разнообразию стиха.
В драку только-только ввязались поэты пятистопного ямба с поэтами
хорея.
Затем, сел на хан с левой стороны, взял в руки
хорей и поводья.
У остальных детей наблюдают моносиндромное течение с преобладанием признаков артрита или кардита, редко
хореи.
Отвязав вожжи, взял
хорей.
Для
хорея подходит лучше всего берёза.
Но удержавшись, всё же встал, опершись при этом на длинный берёзовый
хорей, удачно попавшийся под руку.
И пусть читатель не подумает, что я втюхиваю ему эту аналогию лишь на основании ритмического единства, поскольку обе строфы являют собой восьмистопный
хорей с цезурой после четвёртой стопы.
Я смотрела только перед собой и крепко держала
хорей.
Да, вот именно та, где этот двустопный
хорей и начинает закругляться в перекрёстную рифму.
Не мог он ямба от
хорея отличить.
Обломок
хорея генерал всё же не бросил – мало ли что ещё может приключиться, – а идти становилось всё труднее.
Возможно, она страдала и ревматической
хореей, для которой характерны неконтролируемые резкие движения, шаткая походка и эмоциональная неустойчивость.
Я от белого
хорея заикаюсь и дурею, в панике, объявшей душу, я смотрю исподтишка – пять недвижных, пять спокойных, пять в широкополых шляпах, пять в плащах без капюшонов.
После всего этого не так уж удивительно, что песенная традиция
хорея 43жм возрождается и в советское время, тогда как остальные традиции глохнут и проявляются в лучшем случае отдельными стихотворениями (как колыбельные).