Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные
универсалии и культурный порядок.
Мировоззренческие
универсалии культуры –это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах.
Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценностей, смыслов мировоззренческих
универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.
Споры о том, покрывает ли грамматика мышления и специфически языковые
универсалии, не утихают.
Преобразование базисных смыслов
универсалий культуры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лабиализировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Любовь предстаёт в качестве фундаментальной
универсалии культуры, которая позволяет увидеть глубину человеческой природы и человеческих чувств.
Выводы, к которым, с одной стороны, пришли крайние «реалисты», а с другой – «номиналисты», показывают, что решение проблемы
универсалий находится где–то посередине, между этими двумя крайностями.
Реалисты отстаивали объективное и независимое от познающего субъекта существование
универсалий, а их противники – в лице номиналистов и концептуалистов – видели в них лишь присутствующие в человеческом уме общие имена или понятия.
В номинализме выделяется одна школа, которая признавала реальность понятий или общих представлений в нашем уме, и её приверженцы находили, что
универсалии существуют, но только в нашем уме; другие номиналисты, как мы увидим дальше, и это отрицали.
Ошибку шестого вида совершают те, кто говорят, что идея какого-нибудь тела является
универсалией, будто в душе существует образ человека, представляющий не отдельного человека, а просто человека как такового, что невозможно, ибо всякое представление едино и имеет своим объектом только отдельную вещь.
Суть лингвистической задачи сводилась к следующему: существуют ли «семантические
универсалии», то есть элементарные понятия, общие для всего человеческого рода и находящие выражение на любом языке.
Ценности являются «смысловыми
универсалиями», а смысл, напротив, «уникален».
Ответить на него простой ссылкой на познание
универсалий нельзя, иначе бы интеллектуальное существо вновь оказалось бы в мире схоластики, а существо политическое – в мире имперских иерархий; отвечать на него, говоря лишь о накоплении опыта, также губительно как для гуманиста, так и для гражданина.
Этот тип невозможно передать перечислением отдельных черт и признаков, его можно схватить интуитивно; для типа характерны не отдельные черты сами по себе, а определённые сложные соотношения их – «конкретные
универсалии».
Это своего рода антропологические
универсалии, первоэлементы общечеловеческого опыта, преломлённые через национальные языки и культуры.
Но тем самым и к нему, как одному из фокусов его эпохальной культурыв качестве
универсалии.
Итак, основы этой диады укоренены в когнитивных
универсалиях сознания, порождающих свои подобия в пространстве текста или действия.
Он рассматривал
универсалии как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов, но которые в то же время не просто произвольные имена.
С этой точки зрения значительная часть работы, проделанной трансформационными лингвистами, состоит в выявлении и описании способов, какими эти три
универсалии репрезентации реализуются в языковых системах.
Общей сущностью для всех круглых предметов была круглая форма, все представители знати так или иначе обладали признаками знатности, а все отцы являлись представителями сущности или
универсалии отцовства.
Создание интеллектуального продукта – особая
универсалия человеческого индивида.
Демократия вовсе не законченная абсолютная истина, а значит, рано или поздно новые
универсалии придут ей на смену.
Можно сказать, что это категории, через которые аксиологическая
универсалия раскрывается в более низшие рангом понятия.
Напомним, что в разделе настоящей монографии, посвященномправу и общественным интересам, сказано, что права человека, взвешивание различных интересов и как результат – их баланс, а также принципы права являются правовыми
универсалиями, которые безусловно должны учитываться при создании права, а также в процессе правоприменения.
Столкнувшись с многообразием традиций и образов жизни, учёные сосредоточились, в частности, на поисках
универсалий, то есть общих черт, характерных для всех народов, несмотря на внешние различия в их культуре, традициях, социальной организации и т. д.
Они «поддерживали идею о существовании лингвистических
универсалий, то есть определённых правил, предшествующих формированию любого естественного языка».
Так сказать создать философско-мировоззренческую картину, базирующуюся на ансамбле философских
универсалий.
Здесь возможна аналогия с современными представлениями о языковых
универсалиях человека.
Для крайнего номиналиста
универсалии имеют единственное реальное существование в словах.
О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание
универсалий.
Именно с этих позиций мы и продолжим процесс исследования нравственных и этических
универсалий, представленных в религиозных и философских источниках.
Возможность источниковедческой компаративистики на основе видовых структур источников основана, как мы стремились показать, на общечеловеческой
универсалии фундаментального характера.
Развитие общества подчинено универсальной историчности, задающей общую направленность и единство всемирно-историческому процессу, т. е. на основе
универсалий прогресса, равно доступного всем народам и государствам, постепенно формируется единое мировое пространство.
Первая традиция склонна устранять локальное, ассимилируя его в абстрактных
универсалиях; это никак не влияет на мою задачу, если язык анализа остаётся эмпирическим.
Таким путём возникают
универсалии и прочие абстракции воображения плюс выражающие их слова в языке «толпы», т.е. в естественных языках.
Язык онтологического общения – язык
универсалий.
Но есть ли реализм духа реализм
универсалий, реализм общего?