Супервизор должен работать так, чтобы понимать аналитическую суть происходящего ипротиводействовать потенциальным помехам в мыслительном процессе.
Роль и функции
супервизоров варьируют в зависимости от той обстановки, в которой они работают.
Чтобы стать профессиональным
супервизором, требуются многие годы тщательной теоретической подготовки и тяжёлого аналитического труда.
Наряду с теоретической психологической подготовкой и определёнными медицинскими знаниями они также включают в себя длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного
супервизора.
Режим удержания может устанавливаться либо автоматически, когда оператор во время разговора запрашивает помощь
супервизора, либо вручную оператором, когда он долго ищет информацию о клиенте.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: астроцит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это может оказаться относительно лёгким делом для хорошо обученного вертолётчика, но менее лёгким – для начинающего
супервизора, пытающегося удержать в голове матрицу сложных, но важных динамических взаимодействий.
Чтобы проиллюстрировать данное утверждение, рассмотрим вначале некоторые примеры из греческой мифологии, демонстрирующие способы реагирования людей, которые достаточно ответственно выполняют роли, аналогичные роли
супервизора.
Личностный – в индивидуальной работе
супервизора с терапевтом по его запросу.
В таких случаях
супервизор в помощь.
Психотерапевту же в первую очередь необходимо было иметь медицинское образование, теоретическую психологическую подготовку, а также длительный клиентский психотерапевтический опыт и опыт работы под руководством
супервизора.
Например, в самом начале моей работы одна из преподавательниц, а в дальнейшем мой первый
супервизор, с укором замечала, что я захожу в «область психотерапии», будучи психологом, а не психотерапевтом, работаю слишком продолжительно, затрагиваю травматический опыт клиента и поднимаю сильные чувства.
Подобное же общение с более опытным
супервизором может придать новый ракурс уже известным теоретическим вопросам или восполнить те пробелы в обучении, оставшиеся после окончания основного курса.
Супервизор помогает психотерапевту сконструировать терапевтический стиль с вовлечением его личности, что поддержит его в профессии.
Хороший хирург может и не быть
супервизором для своих коллег, это отдельная компетенция.
Так же я нашёл полезным суммировать и вербализовать для себя наблюдения, вынесенные мной из моей частной практики и из моей работы в качестве
супервизора, используя термины трансформацияи трансвестиция.
Исследования показали, что с ростом опыта супервизируемого менялись поведение
супервизора и их взаимоотношения.
Если супервизируемый и
супервизор имеют сходную ориентацию, изменение по ходу обучения максимально, а теория в большей степени интегрирована в тренинг.
Учитывая характер самой ситуации супервизии и особенности личности терапевта, было бы ошибкой со стороны
супервизора недооценивать, насколько легко клиницист может почувствовать, что его позорно разоблачили или отчитали.
Преимуществами такого способа анализа стало то, что в роли экспертов, в роли коллективного
супервизора выступали коллеги.
Грамотный
супервизор занимает нейтральную позицию, он не оценивает, а беспристрастно сканирует ошибки волонтёра, который к нему пришёл, и способен точно указать на них, но не страдает придирчивостью.
Возможно, главная сложность для психоаналитического
супервизора заключается в балансе между критической обратной связью и эмоциональной поддержкой.
В системном подходе принято считать, что
супервизор получает больше информации о работе супервизанта, если наблюдает её непосредственно через веб-камеру или однонаправленное зеркало.
Поэтому можно сформулировать такой парадокс – чем больше
супервизор находится внутри терапевтической ситуации, тем больше терапевт может потом быть вне неё и сам занять по отношению к ней супервизорскую позицию.
Супервизор находится в экспертной позиции по отношению к супервизанту.
Фокус внимания
супервизора направлен, прежде всего, на коммуникацию супервизанта с клиентской семьёй.
Согласно этой модели
супервизор вынужден иметь дело со сложностями, которые возникают в каждой из трёх систем.
В идеале
супервизоры совместно со стажерами разрабатывают план обучения, стараясь отразить в нём конкретную специфику тех клиентов, с которыми работают стажёры.
Примеры из клинической практики и/или диалоги из наших двух книг можно использовать в качестве практических примеров в тех случаях, когда в распоряжении
супервизора нет подходящего сценария для ролевой игры.
На вопрос: «Как много времени еженедельно вы уделяете супервизии?» – клинические
супервизоры часто отвечают: «Сорок часов в неделю».
Для обладателя национального сертификата психотерапевта достаточно одной рекомендации официального преподавателя и
супервизора практики для включения в число соискателей.
Задача
супервизора заключается в том, чтобы сохранять заложенные в систему показатели работы.
Конечно, так как я сейчас учусь, мне было интересно в том числе посмотреть, как работает
супервизор, и фокус мой был направлен на то, что он делает, какие вопросы задаёт, как создаёт пространство – всё, что касается техники работы.
Как правило, предполагается, что полностью включённая супервизия с явно присутствующим
супервизором является исключением, может осуществляться только в обучающей ситуации или в некоторых эксклюзивных случаях реальной работы психотерапевта с клиентами.
Как уже было сказано выше, и обучающая «супервизия», и «супервизия»-психотерапия могут лишь выиграть от явного присутствия
супервизора в терапевтической ситуации.
С самого начала процесса супервизии он проявляется в способности
супервизора «войти» в феноменологическое пространство рассказа терапевта.
Как отмечает J.Pett (1995), это зависит от умения
супервизора слушать.
Вряд ли реально полностью исключить влияние «пропускных фильтров» слушателя, но в данном случае важна сама ориентация
супервизора на своевременную рефлексию собственной привязанности к своим концепциям, гипотезам, предположениям относительно рассказа терапевта.
Ещё одно правило – правило горизонтализации (выравнивания) – говорит
супервизору о необходимости воздержаться в начальной стадии супервизии от иерархизации, «разложения по полочкам» клинического материала, сообщаемого супервизируемым терапевтом.
Такое «прохождение» по ситуации позволяет
супервизору свидетельствовать каждый параметр и каждый контекст психотерапевтического взаимодействия.
Чуть позже я нанял
супервизора – человека, который следит за работой операторов и контролирует показатели эффективности.
Работу
супервизора можно сравнить с контролёром, который стоит у панели показателей работы сложного механизма.
Супервизор нужен, когда «двух психик», клиента и таролога, оказалось недостаточно для переваривания проблемы.
Из позиции
супервизора многие вещи видны лучше.
Кто-то клятвенно божился сегодня же отстегнуть за диски; кто-то радостно оповещал, что ещё двадцать бонусных очков и он станет
супервизором (судя по неподдельному ликованию, супервизорство было голубой мечтой его октябрятского детства); речь одной милой на вид девушки я просто не понял: английские корни в сочетании с русскими суффиксами и падежными окончаниями напоминали адаптированный вариант пиджин-инглиша.
Один полюс представляет невключенная супервизия, где материал психотерапевтического процесса представлен словесно самим супервизируемым; другой полюс – включённая супервизия, когда
супервизор явно присутствует в психотерапевтической или консультативной ситуации и имеет возможность наблюдать за происходящим во время психотерапевтической сессии, а потом обсуждать увиденное с супервизируемым.
Стрежнем, «собирающим» все эти аспекты в обоснованную логику работы и определяющим их содержательное наполнение в реальном процессе супервизии, выступают методологические принципы и теория супервизии, на которую в своей работе опирается
супервизор.
Ох, конечно, главному
супервизору можно жаловаться напрямую, но только он ведь никогда не отвечает ни на жалобы, ни на мольбы.
Интересно, старшему
супервизору понравилась моя гиена?
Он знает, как мы его называем между собой, только думает, что это из-за его должности – младший
супервизор.