Архитектура и
стенопись храма призваны создать образ космоса. Своды собора символизируют небо, которое поддерживают столпы собора.
Вся
стенопись собора была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, и летевшей от переплавки гарью.
Наиболее примечательной частью
стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребённых в соборе.
Тогда же впервые появилось новое направление
стенописи, которое следует отнести не к монументальной живописи, а к графике: стены украшались текстами и пояснительными иллюстрациями к ним.
Внизу
стенопись обрамляют белые «полотенца», которые скопировали с византийских храмов, где висели настоящие куски ткани, защищавшие росписи от прислонявшихся посетителей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: муссироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Точное описание византийской
стенописи.
Не лучше обстоят дела с изучением техники
стенописи и многих других памятников.
На основе аналитических исследований и письменных источников XVI–XVII вв. просматривается эволюция техники древнерусской
стенописи.
Физико-химические исследования русской
стенописи XVII в. во многом подтвердили сведения о красках и штукатурках этого времени.
Стены были украшены драгоценною
стенописью с изображением деяний святых и ликов ангельских.
Выявлен необычайный для древнерусской
стенописи факт использования поверхности нижнего слоя штукатурки для нанесения на ней рисунка всей росписи.
Тогда вместо умозрительных догадок, предположений, вольных и произвольных сравнений появляется твёрдая основа для объективного анализа художественных особенностей
стенописи.
Древние египетские
стенописи храмов изображают спелую жатву и жнецов с серпами, сопровождаемые надписями: Вот жатва.
По мере накопления данных о материалах красочного слоя становилось ясно, что внутри этих трёх больших зон росписи есть участки, которые написаны в русле определяющей технологию
стенописи этой части собора, но в то же время обнаруживались и специфические особенности, характерные только для данного участка зоны.
Нельзя пренебрегать и точным изучением сюжета в изобразительных искусствах, хотя и сюжет имеет только подсобное значение (III § 12) для историка искусства, и одностороннее чрезмерное увлечение «иконографией» в живописи, например, уже неоднократно заводило историков (античной вазописи, катакомбных и средневековых
стенописей и т. д.) в безвыходные тупики…
Это означает, что в наиболее неблагоприятных условиях – при выпадении конденсата в неотапливаемых сооружениях и повышении влажности воздуха из-за скопления народа в храмах во время службы –
стенопись может адсорбировать влагу, намокать, притягивать к себе грязь и копоть, терять прочностные свойства в увлажнённом состоянии.
Статью можно рассматривать как материал для экспертизы состояния сохранности
стенописей, поскольку принципиальных отличий в подходе к исследованию и экспертизе станковой и настенной живописи не существует.
Отличия между основными зонами
стенописи и участками внутри этих зон не сводятся, конечно, лишь к набору пигментов, но проявляются также и в колорите, рисунке, пропорционировании фигур, в характере ликов.
Однако, досконально изучив вопрос, он сделал вывод: при подобном переустройстве могут серьёзно пострадать
стенопись и иконы храма, приспособленные к определённому температурно-влажностному режиму.
Нескончаемая, не прерывающаяся даже на фальшивых пилястрах
стенопись раскрывала судьбы мира и человечества, вела нескончаемый рассказ о страшном суде и конце света.
Подошедший привычно умостился за столом, мельком сощурившись на поучающую
стенопись, где худой, как обтянутый коричневой кожей скелет, чёрт со срезанной ногой, тянул палец к полуголому, полузакатившему глаза индиферентному праведнику, грозящему тому учительским перстом…
Ах, ну да, пассажиров с их баулами, рюкзаками и чемоданами тоже не наблюдалось, чего нельзя было сказать об образчиках примитивной
стенописи.
Исчезает реалистическое изображение, знакомое нам по античной
стенописи, мозаикам, скульптуре.
Очень уж для тонких знатоков собрание – для тех самых, кто особенно обожает блёклые, практически стёртые куски
стенописи, зияющие на самых неинтересных местах.
То, что некогда было верхней палубой, теперь стало фасадом, расписанным необъятной
стенописью: сотни людей среди пышных, увешанных плодами кущ.
Что касается более ранней русской
стенописи, то о ней можно судить лишь по проводившимся физико-оптическим и физико-химическим исследованиям.
Выбор техники
стенописи во многом зависел от стилистической эволюции живописи на протяжении истории.
Одни из них в основном посвящены материалам, технике и особенностям технологических приёмов монументальной живописи, другие – историко-искусствоведческим или химико-технологическим вопросам, связанным с техникой
стенописи.