Эти карты изготавливались из прессованного картона, на который наносился тонкий слой
левкаса, а он, в свою очередь, покрывался сусальным золотом или серебром и расписывался темперой.
Сохранились так называемые иконописные подлинники XVI–XVIII веков и мастеровики – сборники рецептов, как сделать
левкас, как приготовить краски, как и чем правильно покрыть икону для защиты.
Подготовленный щит доски дальше попадает в руки левкасчика, который покрывает доску
левкасом – грунтом, приготовленным из мела и клея.
Древнерусские мастера готовили
левкас по византийской рецептуре – на основе алебастра.
Со временем алебастровый
левкас заменился меловым, в состав которого входит очищенный от каких-либо примесей, измельчённый до состояния порошка мел и клей – рыбий, мездринный, столярный или другие.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: номадный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наносят до 12 слоёв, первые накладывают прямо рукой, вмазывая
левкас в паволоку.
При более жаркой или холодной температуре или при её перепадах
левкас может потрескаться.
Чеканка по золоту – трудоёмкий процесс, который заключается в формовании
левкаса через позолоченную поверхность.
На
левкас несколькими слоями на клей или полимент накладывается позолота.
Сперва он кладёт
левкас, затем постепенно накладывает цвета, тени, румяна.
Вот несколько рецептов приготовления
левкаса.
На кипарисовую доску или холст наносили слой грунта из смеси гипса и мела (его называли
левкас).
На
левкасе намечались контуры рисунка.
Техника выполнения фресок такова: на стену с нанесённым слоем известкового грунта острым инструментом наносились очертания будущих композиций, затем краской выполняли рисунок и приступали к живописным работам, которые необходимо завершить, пока не высохнет штукатурный
левкас, – т. е. художественные работы непременно ведутся на влажной основе, что требует от художника большого мастерства.
Далее, слой за слоем, наносится
левкас.
Недопустимо, чтобы какой-то из компонентов к моменту изготовления
левкаса был несвежим (протух).
Наклеивают паволоку – иногда даже в два слоя, с диагональным пересечением нитей, – чтобы и следа не осталось от той красивой натуральной текстуры, которая сохраняет гигроскопичность и способна в любой момент преподнести неприятный сюрприз – вздутие, растрескивание, осыпь
левкаса.
За зиму
левкас вымерзал, и остатки ямчуги с поверхности соскребали и удаляли.
Там, где
левкас сейчас выкрошился, обнажились киноварные пятна.
Высушенные до звона липовые плахи с дубовыми клиньями проклеивает в несколько слоёв рыбьим клеем, покрывает
левкасом – грунтом на алебастровой основе.
Слой
левкаса следующего участка присоединялся к верхнему заподлицо, закрывая и скос и киноварную полоску, поэтому в сколах швов видно, что слой киновари уходит вглубь, сверху вниз по скосу.
Видите, тут было сначала закрытое вздутие, затем
левкас растрескался, фрагменты оторвались и осыпались.
Реставраторы провели все необходимые профилактические работы по укреплению
левкаса и красочного слоя.
Резкий перепад температуры вызывал растрескивание ещё не стабилизировавшегося
левкаса.
На
левкасе выполнялась сначала первоначальная «роскрышь» локальных, различных по цвету, участков композиции, как это обычно происходило при традиционном исполнении образа.
Для других фальшивок может использоваться старая паволока с сохранившимся слоем древнего
левкаса.
Левкас сквозит кое-где под мазками и между ними.
Эти закрашенные киноварью углубления закрыты
левкасом.
Старые мастера, как пишет составитель, выводили ямчугу так: в течение лета в замоченную известь периодически наливали и сливали воду, а к зиме
левкас сгребали и покрывали рогожами.
Левкас сильно пострадал, смотрите, вот здесь и здесь, зато видны слои краски.
– Ветхую икону реставрируют взбитым яичным желтком, смазывая им шелушки
левкаса, прижимая их затем чайной ложкой к доске
Острым ножом или шилом чиркал крест на крест на старом
левкасе* решётку…
Доска, покрытая
левкасом, и стена, приготовленная под фреску, требуют смирения.
Со временем роспись по
левкасу яичной темперой, покрытая олифой (варёное масло с разбавителем), темнела и расписывалась заново уже в другом стиле.
– Ну понимаешь, существует определённая техника как грунтовки, то есть нанесения так называемого
левкаса, ну как тебе объяснить… это такое меловое покрытие, а затем само изображение, которое для закрепления и долговечности покрывалось олифой.
Вдоль стены стояла скамья – ларь, обрамлённый пилястрами, затемнённого орехового дерева с высоким ступенчатым цоколем, рельефными украшениями из позолоченного
левкаса, отделанный живописью – видами итальянских городов.
Они и писали без
левкаса прямо по дереву.
Меньше остальных и в дальнем углу храма, вдали от всех источников света, она была исполнена
левкасом на том же плотном дереве, но в процессе, очевидно, что-то пошло не так, поскольку пигментация лака почернела.
Целое дело, я вам скажу, пробовал, но получилось так себе,
левкас высох, потрескался.
Рецепт
левкаса (грунта) у каждой настоящей артели был свой: сколько-то мела, сколько-то рыбьего клея и льняного масла.
Левкас меловой, достаточно рыхлый по структуре.
А что именно будет «терять своё лицо» под слоем
левкаса – холстяная таблетка, пластина из папье-маше или современная древесно-волокнистая плита – не так уж важно.
Подготовительные работы и сам процесс стенописания он разделяет на следующие этапы: приготовление
левкаса; левкашение стены и письмо красками; затирание красок на связующих, приготовление связующих и кистей; поновление старой живописи и живопись по старой штукатурке; золочение.
Но если старый
левкас не крошился и держался прочно, мастер мог просто наложить свою живопись поверх старой.