Поэтому содержащаяся в предыдущей книге экспозиция субстанции, приводящая к понятию, есть единственное и истинное опровержение
спинозизма.
Единственное опровержение
спинозизма может поэтому состоять лишь в том, что его точка зрения признаётся, во-первых, существенной и необходимой, но что, во-вторых, эта точка зрения, исходя из неё же самой, поднимается на уровень более высокой точки зрения.
Посткантианцы, похоже, лучше подготовлены к тому, чтобы опознать присутствие в
спинозизме движения генезиса и саморазвития, предвестников которого они разыскивали повсюду.
Связь
спинозизма с теорией имён должна оцениваться двумя способами.
Итак, о важности
спинозизма здесь следует судить по тому способу, каким он переворачивает эту проблему.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полуторасаженный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Итак, если мы встаём на точку зрения
спинозизма, то обе тенденции окажутся равно ложными, ибо проблема, к коей они относятся, сама всецело ложна.
Принцип
спинозизма: «не плакать, не смеяться, а понимать» – предостерегает лишь против неуместного смеха и несвоевременных слёз; но он не лишает человека, хотя бы и историка, права на свою долю слёз и смеха, когда они оправдываются правильным пониманием самой материи.
Дело в том, что он поставил перед собой задачу преодолеть естественный для философа соблазн
спинозизма.
Поскольку он признает единую мировую субстанцию с двойственностью атрибутов, его учение включает в себе также элементы
спинозизма.
Но сам факт его присутствия в нём свидетельствует о сохранении в
спинозизме богословской стихии.
Французский философ даёт такие характеристики
спинозизма: утверждение принципа имманентности; исключение всякого рода субординационизма, связанного с представлением об эманативной причине, имеющей также и характер образца.
Он понимает натурфилософию как ”
спинозизм физики”.
Но я никогда не признавал
спинозизма как единственной философии, как системы, исключающей всё остальное…
Далее он называет ведущих романтиков, причастных
спинозизму.
Он представил атеизм, который в настоящее время под видом фатализма, материализма,
спинозизма больше, чем когда- либо, давит на моральный мир, как фантом, обманывающий разум с очевидностью, на которую наши новейшие теологи в своём разоблачении дьявола не могут претендовать; и если в настоящее время или в будущем ещё существуют фаталисты и т.д., то это люди, которые либо не изучали, либо не поняли «Критику чистого разума».
Очень похожим образом, но в ещё более широком масштабе, бушует
спинозизм, превращающий протяжённость или материальность и мысль или духовность из двух сосуществующих субстанций в атрибуты единой мировой субстанции.
В этом смысле была высказана мысль, что для того, кто не решил для себя положительно вопроса о свободе и самостоятельности самосознательного субъекта и не исходит из этой предпосылки, не может иметь места никакое опровержение
спинозизма.
Поэтому, содержащееся в предыдущей книге изложение субстанции, приводящее к понятию, есть единственное и истинное опровержение
спинозизма.