Нужно сказать об этом с самого начала, поскольку многие люди считают
сократический метод не более чем техникой обучения – если, конечно, им вообще доводилось о нём слышать.
Глава 12 имеет дело с апорией – тупиком, в который порой заводит
сократический диалог, – и состоянием разума, возникающим в результате этого.
Значит, вернее, да и доступнее
сократический путь – научиться познавать себя как душу, живя жизнью души уже при жизни в теле.
Можно, конечно, использовать
сократический диалог и расспрашивать о том потенциале, который недостаточно используется.
Почему же образовалась такая пропасть между признанием, во всяком случае на словах, той ценности, которой обладает
сократический метод, и реальной осведомлённостью о нём?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: берёзовица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Главы с 3 по 12 показывают, как работает
сократический метод.
Исследователи единодушны в том, что диалоги существенно отличаются друг от друга, но в большинстве своём они примерно одинаково видят список тех диалогов, где запечатлён
сократический метод.
Античная философская традиция сохранила
сократический подход вплоть до поздних стоиков.
И вот ты уже обнаруживаешь себя активно рассуждающим в духе: «Как такое вообще можно говорить?!» Провокации были у подростков во все времена, но уже 25 веков назад появился
сократический диалог, главная хитрость которого состояла в том, чтобы как раз на такие провокации не реагировать ожидаемым образом.
К ним он относил
сократический метод (маевтику), репродуктивное, догматическое, сообщающее, развивающее, программированное, проблемное, задачное (поисково-исследовательское), продуктивное (критериально-ориентированное), проективное, контекстное, имитационное (моделирующее), информационное обучение.
Сократический образ мысли – путь к мудрости, но не сама мудрость в готовом виде; он в принципе отрицает возможность того, что мудрость может быть окончательной и завершённой.
Такой процесс мышления носит название «
сократический круг».
Другим вариантом построения беседы является
сократический диалог, в ходе которого сотрудника подводят к определённому выводу, изначально запланированному наставником.
Морнея, несмотря на его
сократический склад, тянуло ко всяким крайностям, и он чувствовал себя при этом столь хорошо, что дожил до семидесяти четырёх лет.
Я готов был спорить на любую тему, распространялся по любому поводу и вообще превращал каждый урок из мирного занятия по программе в этакий
сократический трёп.
Переступить эту грань и повторить
сократический путь – перспектива заманчивая, даже героическая.
Если ментор учит просто запоминать факты, то «
сократический учитель» – оперировать ими, то есть думать.
Знать, что я делаю всё возможное, – слабое утешение, но мой внутренний
сократический голос велит мне довольствоваться этим.
Сократический метод имеет ценность в праве, политике и других предметах, требующих обоснованных суждений.
Сократический диалог активно применяют в продажах, переговорах, психологии, коучинге, управлении, образовании и многих других сферах деятельности.
Сократический метод помогает исправить ситуацию.
Сократический диалог как одна из возможных точек отсчёта западной философии, по сути, впервые демонстрирует опыт различения и рассмотрения «прикладных вопросов» религии.
При работе с материалами дела могут применяться самые различные интерактивные методы: деловые (ролевые) игры, демонстрация, творческое задание, работа в малых группах, мозговой штурм,
сократический метод, направляемая дискуссия, дебаты и т.п.
Истина, с его точки зрения, может родиться через выявление противоречий в диалогах (такой метод получил позднее название «
сократический диалог»).
Сократический метод обучения ориентирован на развитие умственных способностей подопечных, и это его единственная цель.
Сократический диалог в этом смысле радикально противостоит традиционной для античности речи ритора, как монологу универсального разума, изъясняющего самому себе себя же.