Как это напоминает романтическую и
славянофильскую критику рационализма!
На рубеже веков
славянофильские настроения в земском движении усилились и стали более откровенными.
Поэтому можно сделать вывод, что различие западных республиканских и
славянофильских взглядов на самоуправление свелось к различному подходу к праву.
Конкретно историей зарубежных славян никто в московском
славянофильском кружке не занимался.
Противопоставление и единство «земли» (земщины, земского самоуправления) и «власти» (дружины, князя, государства) легли в основу
славянофильской концепции происхождения русской государственности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: индивидуализироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это был удел не только общественных деятелей
славянофильского направления, но и высокопоставленных чиновников, вполне сочувствовавших подобным идеям.
Составители сборника «Общественная мысль: исследования и публикации» также подчёркивали, что «недостаточно изучены не только мыслители
славянофильского круга, представители охранительного консерватизма, но и революционеры-демократы».
Но это уже выходит за рамки
славянофильской традиции.
Эти предложения не были результатом консенсуса
славянофильских мыслителей.
Однако филология вносила коррективы в этот тезис и показывала, что развитие языков у славянских народов – совсем рано, ещё до создания письменности – шло разными путями, так что в период появления
славянофильской доктрины для освоения любого славянского языка требовалось специальное его изучение.
Культ общины – краеугольный камень
славянофильской идеологии, и в нём выразились многие важнейшие черты последней.
Его описание крестьянской общины, например, заимствовано из
славянофильского представления о том, что мирпредставляет собой «исконный» элемент русского общества.
Гипертрофированный этицизм оказывается общей подосновой и западнических, и
славянофильских теорий – а, стало быть, и вообще русского сознания той эпохи.
Любопытно, что именно
славянофильская критика поставила тогда вопрос о тупиковости избранного молодым автором направления, колеблющегося между мечтательным и реальным.
Далее, тут видна и такая яркая черта
славянофильского мышления как его гипертрофированный этицизм: нравственная идеальность общинного устройства не только обеспечивает общине все её другие достоинства, но снимает необходимость в особом развитии правовой сферы и многих иных, ибо все они оказываются, по сути, внутри сферы нравственной; по одному тому, что члены общины нравственны, решение их общего схода и личное соглашение меж ними мыслятся как универсальные и достаточные формы регуляции всей правовой и хозяйственной жизни.
Причиной ареста стали
славянофильские настроения молодого чиновника.
Европейски образованная, обладавшая острым, живым умом и отзывчивым сердцем, фрейлина императрицы была горячей сторонницей
славянофильских идей.
Исследуя главные черты
славянофильского учения, прежде всего следует отметить его глубоко православный характер.
Консервативным
славянофильским воззрениям противостояло западническое направление русской общественной мысли.
Хотя
славянофильские убеждения автора очень сильно сказываются на каждой странице.
По сути дела, он выразил
славянофильскую оценку петровского дела, восторжествовавшую в большевистской революции.
Ненависть к социализму и
славянофильская мечта о христианской империи привела писателя в лагерь крайне правых.
Объяснение этому культурному катаклизму было заимствовано из традиционной
славянофильской схемы отчуждения народа от верхов общества.
Его взгляды, как и наши, ещё не определились, но скоро стала заметна их общая
славянофильская складка, наложившая на кружок особый оттенок.
Но приобщиться нужно именно к этому целому, уже указанному старой триединой
славянофильской формулой.
Идеология
славянофильского движения, зародившегося в 1840-е гг. благодаря усилиям молодых московских интеллектуалов, концентрировалась на изучении различных аспектов развития русского народа, самобытности русской культуры, чем и объясняется интерес его участников к столь специфическим фольклорным жанрам, как исторические песни и былины.
Так, например, при всей неоднозначности своих оценок
славянофильских идеалов он никогда полностью не разделял «западнических» чаяний и оставался убеждённым сторонником своеобразия развития русской культуры15.
Кроме того, исследователь пытается выделить тот круг философских источников, который повлиял на формирование мировоззрения мыслителя, а также показал их отличие от философской базы других членов
славянофильского кружка.
Эта тень по необходимости сгустилась, когда узкий, назойливый, даже наглый, национализм нашёл себе убежище и радушный приём в
славянофильском лагере.
В смысле обилия и тщательности литературного труда
славянофильская партия сделала в эти годы, быть может, несравненно более, чем за весь прошлый период своего существования.
К этому надо прибавить, что он ответил явлением западнической и
славянофильской мысли.
Самый титул императора, заменивший титул царя, по
славянофильскому сознанию был уже изменой русской идее.
Сегодня я желал бы обратить ваше внимание на очень характерное явление первой эпохи – на зарождение так называемой
славянофильской школы.
Г. Антонович не удивится, конечно, что мы с нашей точки зрения считаем его мнения ложью; тем же именем честит он и так называемую
славянофильскую проповедь.
Они продолжали поддерживать основу
славянофильской веры, и в целом не потеряли естественную порядочность и энтузиазм, которыми отличались их более выдающиеся предшественники.
В противоположность этому в
славянофильской философии право аргументируется на основе категории соборности – единства права и нравственности, решается вопрос о сущности человеческой свободы, где нравственность выступает её содержанием, а право отражает её формальную сторону.
Едва ли кто, при защите своих убеждений, терпел более от цензурной строгости, чем писатели
славянофильского направления; никто более нас не испытывал той неловкости, того неудобства, в которое ставит истину непрошенная помощь грубой внешней силы, полицейское вторжение в область духа.
Но для оценки сущности
славянофильских построений всегда придётся восходить к принципам учения, как они изложены первыми его поборниками.
Правда, в первые годы своей литературной деятельности он находился под влиянием
славянофильских учений.
Наша великая тишина, из которой вышло всё лучшее, доброе, вечное, и наше великое историческое бездействие, породившее то, что отталкивает от нас многие, слишком многие народы, были слиты воедино, и конечно же, триединый
славянофильский образ самодержавия, православия и народности, в европейском масштабе являясь глянцевым кичем, всё же в нас и для нас кое-что да значил и значит до сих пор, более того, он по-прежнему неотделим от суммарного представления о русской культуре и русской душе, как неотделима от глухой нашей глубинной деревушки какая-нибудь белотелая церквушка с золочёным куполом и малиновым звоном, да ещё неподалёку от узкой речушки со степным простором на одной стороне и сосновым бором по соседству с берёзовой рощей на другом берегу.
Эти слова я даже не считаю апелляцией к совести, старой
славянофильской совести, которая, возможно, у кого-нибудь ещё и осталась.
Деятели
славянофильского кружка не создали и не стремились создать ничего похожего на законченную политическую программу, а смысл их философских и социальных воззрений далеко не всегда может быть выражен понятиями политического либерализма или консерватизма.
Основа
славянофильского представления в том, что общественная жизнь и культура нации могут существуют как чистая сущность, развивающаяся в соответствии с установленной схемой, божественно задуманным национальным гением, и отступление от этой модели сопровождается нежелательными социальными изменениями и является результатом коварно развращающего влияния извне; это понятие всё больше становится устройством для отвлечения внимания от внутренних источников конфликтов и изменений.
Совершенно не удовлетворили редактора «Времени» и «литературные вопросы» в
славянофильской газете – оторванные от живой жизни, далёкие от подлинного реализма, высокомерные по тону.
Однако не стоит забывать и о
славянофильской тенденции, проявившейся позже, в частности, в попытках возродить старомосковскую кухню в новых условиях в пику западному влиянию.
Тайна – во многом миф, придуманный славянофилами. Разгадка этого мифа – на дне
славянофильской души.
Женское сообщество стало олицетворять идеализированное межличностное пространство и альтернативный подход к индивидуалистской субъективности – Gemeinschaft(сообщество, общину) как противоположность Gesellschaft (обществу); оно воплощало
славянофильское понятие органической общины как противоположность обществу, основанному на верховенстве права и разума.
Мы заметили выше об органичности, которой отличается развитие
славянофильской теории.
Мы связаны со
славянофильской темой и религиозным направлением в решении этой темы.
Отношения западнического, либерально-атеистического и
славянофильского полюсов были, напомню, очень скверными.