Можно сказать, что восточные языки не любят ударения – вместо ударения здесь представлены либо тон, либо
сингармонизм.
Таким образом,
сингармонизм типичендля восточных языков, но не исключителен, встречаясь также в языках западных.
Как мы уже видели на примере
сингармонизма, который, заметим, самым тесным образом связан с агглютинацией, агглютинативные языки образуют своего рода область логического пересечения между западными и восточными языками.
По-видимому, потомки аборигенов – австронезийцев, сменив язык, не усвоили алтайскую фонетику, в результате чего фонетическая система значительно упростилась по сравнению с другими алтайскими языками: почти отсутствуют закрытые слоги и стечения согласных, постепенно исчезло характерное для алтайских языков явление
сингармонизма (гармонии гласных).
Сингармонизм заключается, по общему правилу, в уподоблении суффиксов корню по определённым фонетическим признакам (ряд, лабиальность, подъём гласных, иногда также по признакам согласных) и тем самым в объединении морфем в границах слова.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проращение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Напротив, динамическое ударение хорошо совмещается с тембровым
сингармонизмом как явления разных меризматических порядков, и это можно наблюдать в урало-алтайских языках.
Во-вторых, по закону
сингармонизма (когда гласный звук первого слога повторяется и в остальных слогах, например: чув. качака«коза», тур. ышылты«блеск, сияние» и т.д.) гласный звук нижнего подъёма [а] в сыпар/сыварперешёл в гласный звук верхнего подъёма [ы] – произошло единообразное вокалическое оформление этнонима: сыбыр.
Между прочим, «фонемическая предвзятость» большинства урало-алтаистических исследований имеет известные объективные предпосылки в существовании так называемых нейтральных с точки зрения
сингармонизма гласных, наиболее явственно выделяемых в финно-угорских языках.
Следовательно, для установления
сингармонизма необходимо наличие градации или варьирования по некоторому признаку, что мы и наблюдаем в «туранских» языках, имеющих расчленённую систему тембровых корреляций.
Из этого не следует, что компактностный
сингармонизм должен непременно сопровождаться расчленённой тоновой системой.
Одной из распространённых разновидностей словесного акцента является
сингармонизм.
Фонетизм трактовки
сингармонизма в алтаистике прошлого века может объясняться «дофонологичностью» лингвистики, переживавшей бурный расцвет фонетики.
Для этих языков, агглютинативных по строю, большинство лингвистов именно
сингармонизм считают главным критерием членения текста на слова: считается, что это правило действует в пределах слова, но не распространяется на соседние слова.
Безусловно, как и ударение,
сингармонизм играет значительную роль в выделении слов при восприятии речи [Касевич 2006: 352].
Понятия ковариации и зоны активности сингармонизирующего признака (акцента) вполне исчерпывают содержание понятия
сингармонизма.
Влияние агглютинации на становление
сингармонизма как акцента слова распространяется и по другому направлению.
Но фонетизм новейших исследований, посвящённых
сингармонизму, представляется по меньшей мере анахронизмом [Реформатский 1965: 198].
Поскольку
сингармонизм функционирует как акцент слова, наделённый и делимитативной, и кумулятивной способностью, он должен рассматриваться как просодическое явление, актуальное в обоих лингвистических измерениях – в парадигматике и в синтагматике.
Фонетизм понимания
сингармонизма отражается и в традиционном представлении туранского вокализма как дихотомии «корневой вокализм: аффиксальный вокализм», основанием для чего послужило то простое обстоятельство, что аффикс, в отличие от корня, не имеет с сегментной точки зрения самостоятельной («словарной») огласовки.
Именно в этом направлении разрабатывается просодическая методика описания
сингармонизма представителями лондонской фонологической школы.
Именно последняя группа, характеризуясь большей чёткостью синтагматических контрастов, становится парадигматической базой
сингармонизма, и признак бемольности, по которому упорядочивается данная группа, выдвигается в качестве основного просодического квантора слова.
Вместе с тем нельзя не заметить, что языки, обладающие минимумом вокалического разнообразия, характеризуются отсутствием
сингармонизма.
Своеобразие этого
сингармонизма состоит в том, что он физически реализуется двояко: на вокалическом контуре слова – как компактностная ковариация, на консонантном – как диезная.
Сам автор не настаивает на данной меризматической трактовке африканского
сингармонизма, и приводимые им результаты формантного анализа вокализма ибо обнаруживают чёткое различение гласных по степени компактности и по тональности.
Некоторые фольклорные жанры используют межслоговой
сингармонизм как элемент выразительности, это проявляет себя в том, что к гармонии гласных стремится не только одно слово, но вся стихотворная строка целиком (стр. 39).
Такие тождества обнаружены в формах словообразования, в грамматике, не говоря уже о том, что этим языкам свойственны
сингармонизм, агглютинативность и т. д.
По-видимому, праславянский язык эпохи восходящей звучности и слогового
сингармонизма какое-то время был на том «пути», который вёл к слоговым языкам.
Ударение оказалось вытесненным на более высокие уровни, а тембровый
сингармонизм, несовместимый на одном структурном уровне с тоном, стал использоваться как слоговая просодия, что и отмечено для ибо.
Umlaut – «перегласовка», фонетическое явление
сингармонизма в некоторых германских, кельтских, а также уральских и алтайских языках, заключающееся в изменении артикуляции и тембра гласных: частичная или полная ассимиляция предыдущего гласного последующему, обычно – коренного гласного гласному окончания (суффикса или флексии).
Отсутствие тембрового варьирования вокализма в палеоазиатских языках, отражающее, по-видимому, былое наличие музыкального ударения, служит достаточным основанием для установления
сингармонизма по компактности.
Больно прямо и крепко стоит, как будто бы образована на основе закона
сингармонизма…
Можно отметить также палатализацию соседних слогов: ходють и
сингармонизм гласных (этот же пример).