1. примеры предложений
  2. психолингвистика

Предложения со словом «психолингвистика»

Полезная наука психолингвистика установила, что каждое речевое действие – устное или письменное – начинается с намерения.
Так или иначе, перед нами встаёт задача развить то, чем располагает ныне советская психолингвистика, в сторону учёта социальных, с одной стороны, и личностных, с другой стороны, факторов речевого общения.
Опираясь на принцип, выявляющий суть психолингвистики, можно обоснованно рассмотреть историческую ретроспективу и выявить в ней ранние предпосылки этой науки.
Впервые психология людей была увязана с языком их общения, что послужило основой появления психолингвистики.
Однако рамки психолингвистики – даже если понимать её расширительно, как это делается в советской психологической науке – не могут исчерпать теоретической проблематики речевого общения.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: макотра — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Остановимся вначале на краткой характеристике одной из самых известных теоретических концепций, созданных в зарубежной психолингвистике – теории врождённых знаний.
Имеется также прослойка – вербальный язык, который отражает свойство психики и имеет материальное выражение, следовательно, необходимо также прибегнуть к методам психолингвистики в психолого-исторических исследованиях.
Раздел психолингвистики развития, предметом исследования которого является процесс усвоения ребёнком системы языка, как основного средства осуществления речевой и речемыслительной деятельности, носит название онтолингвистика.
Для обозначения функций внутренней речи в психолингвистике используют два термина – «тема» и «рема».
Методологический арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.
За несколько десятилетий существования психолингвистики как самостоятельной науки в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребёнком языком и навыками речевой деятельности.
Огромную значимость для логопсихологии имеют вопросы психосемантики и психологии грамматики, разрабатываемые психолингвистикой; первая изучает происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы знаний, вторая – особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматических форм.
Если традиционная психолингвистика ориентируется на сиюминутный речевой процесс, воспроизводимый в ходе эксперимента, то лингвопсихология, имея своим объектом материал словарной лексики, отражает совокупный сложившийся в истории продукт вербальной деятельности поколений людей.
Начальное определение предмета психолингвистики было довольно узким.
Один из активно обсуждаемых вопросов современной психолингвистики обращён к теме зависимости языка от внешних или внутренних условий.
Эти ранние издания составили начало большого ряда индивидуальных и коллективных монографий, журнальных публикаций, многих конференций и семинаров по проблемам психолингвистики в нашей стране.
Прохаживаясь по живописным аллеям пансионата, мы проговорили однажды всё утро, и оказалось, что очень многое из области психолингвистики занимает умы моих друзей.
Это обстоятельство обнаружилось уже с первого шага возникновения психолингвистики как новой науки.
Это значит, что в течение большого отрезка времени существовал вид научной деятельности, который ещё не назывался психолингвистикой, но фактически был направлен на изучение её предмета.
Последнее касается уже не лингвистики и не социолингвистики, а, скорее, есть уже компетенция психолингвистики.
Мы увидим, что существовал большой отрезок времени в истории вопроса, который ещё не имел имени психолингвистики, но занимался фактически её предметом.
Специальный раздел науки, выделившийся за последние десятилетия в самостоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики, составляет психолингвистика.
Достижения отечественной психолингвистики получили признание во всём мире.
Интерес специалистов в этой области к исследованиям по теоретической и прикладной психолингвистике особенно возрос в последние годы.
Важнейшим предметом исследования психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний.
Современная наука психолингвистика изучает феномен поименования во всех его историко-культурных формах.
Настоящая книга призвана ответить на целый ряд вопросов, связанных с внедрением основных положений психолингвистики в процесс обучения языкам.
Одним из основных предметов исследования психолингвистики является речевая деятельность.
Следовательно, курс психолингвистики мог бы стать обязательным для всех филоло-гических направлений образования, включая и те, где готовят специалистов по родному языку.
Авторы рассматривают актуальные вопросы психолингвистики креолизованного текста, обращая особое внимание на структуру поликодовой организации текста, стратегии его восприятия и методы репрезентации смысла читателем.
При этом психолингвистика может предоставить коррекционному педагогу не только необходимые теоретические знания, но и комплексную методику экспериментального психолингвистического исследования специфических особенностей речевой деятельности как языковой деятельности, оперирующей знаками языка.
Важно отметить и то, что обучение рассматривалось не только как прикладная задача психолингвистики и лингвопсихологии, но и её экспериментальный полигон и база для разработки и верификации новых теоретических речевых концепций.
Иногда её называют психолингвистикой детской речи, что не вполне точно и оправдано, потому что возраст человека понятие не статичное, а постоянно изменяющееся.
Такое понимание психолингвистики и других «пограничных» областей (назовём среди них социолингвистику, этнолингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях – в частности.
Хотя признание психолингвистики как серьёзной науки в отечественной научной среде состоялось только в начале 60-х гг.
Представители психолингвистики считают, что феномен поименования есть воплощение развития вариативности развития личности.
Важно отметить, что психолингвистика помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения.
Первый круг вопросов, с которым здесь имеет дело психолингвистика, – это методики изучения и оценки эффективности речевого воздействия.
Но это не столько недостаток её научного аппарата, сколько ограничения, накладываемые на возможности психолингвистики нехваткой людей, оборудования, отсутствием чёткой координации и организации исследований и тому подобными внешними факторами.
Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуникации, причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.
Таким образом, объектом психолингвистики становится языковая личность – человек в его способности совершать речевые действия и тот процесс, как он это делает.
Не требуется специального знания психолингвистики, чтобы понять, что здесь мы имеем дело со сложным динамическим образованием, одну процессуальную «часть» которого образует собственно фонетический ряд, другую «часть» – планирование речевого высказывания (план мышления), между процессами мышления и произнесения слов выделяются процессы, реализующие взаимозависимость слова и мысли (порождение слова мыслью и становление мысли в слове).
Достижения психолингвистики, связанные с изучением закономерностей формирования речи и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования языковых знаков для осуществления речевой и мыслительной деятельности должны стать достоянием педагогов, занимающихся обучением иностранному языку.
Как продукт речевой деятельности высказывание является предметом внимания психолингвистики [Леонтьев 1997; Кацнельсон 1984], лингвистами высказывание анализируется как интонационное [Артемов 1976] и структурное [Карпова 1974] образование, как носитель характерных грамматических признаков [Слабковская 1977], как один из типов языкового знака [Маслов 1967].
Высокая продуктивность объединения психологических и лингвистических данных в исследовании вербальной способности человека стала, по сути, глубинным основанием появления в середине 1950-х годов психолингвистики – научного направления, использующего данные и подходы как психологии, так и лингвистики.
Направление второго типа мы предлагаем обозначить термином лингвопсихология, считая её в целом аспектом психолингвистики, поскольку общая задача исследований в обоих направлениях одинакова: познание природы и сущности психических явлений, связанных с использованием слова.
Итак, ясно, что психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой).
Применение психолингвистики в исследованиях по судебной психологии и криминалистике пока лишь начато.

Сочетаемость слова «психолингвистика»

Значение слова «психолингвистика»

Цитаты со словом «психолингвистика»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «психолингвистика»

ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА, -и, ж. Наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Все значения слова «психолингвистика»

Синонимы к слову «психолингвистика»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я