Впервые психология людей была увязана с языком их общения, что послужило основой появления
психолингвистики.
Остановимся вначале на краткой характеристике одной из самых известных теоретических концепций, созданных в зарубежной
психолингвистике – теории врождённых знаний.
Имеется также прослойка – вербальный язык, который отражает свойство психики и имеет материальное выражение, следовательно, необходимо также прибегнуть к методам
психолингвистики в психолого-исторических исследованиях.
Раздел
психолингвистики развития, предметом исследования которого является процесс усвоения ребёнком системы языка, как основного средства осуществления речевой и речемыслительной деятельности, носит название онтолингвистика.
Попытаемся дать обзор тех основных прикладных задач, которые стоят перед современной
психолингвистикой, по возможности обозначая в каждом конкретном случае не только характер практических вопросов, но и то направление теоретического исследования, которое призвано обеспечить эти запросы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цикадовые — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Достижения отечественной
психолингвистики получили признание во всём мире.
Интерес специалистов в этой области к исследованиям по теоретической и прикладной
психолингвистике особенно возрос в последние годы.
Важнейшим предметом исследования
психолингвистики является речь как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний.
Одним из основных предметов исследования
психолингвистики является речевая деятельность.
Первый круг вопросов, с которым здесь имеет дело
психолингвистика, – это методики изучения и оценки эффективности речевого воздействия.
Так или иначе, перед нами встаёт задача развить то, чем располагает ныне советская
психолингвистика, в сторону учёта социальных, с одной стороны, и личностных, с другой стороны, факторов речевого общения.
Психосемантика как особая область
психолингвистики изучает проблему происхождения, строения и функционирования индивидуальной системы знаний, опосредованной знаками языка.
Однако эксперимент в
психолингвистике имеет свою специфику, которая влияет на эффективность использования данной методики.
Важно отметить, что
психолингвистика помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения.
Но это не столько недостаток её научного аппарата, сколько ограничения, накладываемые на возможности
психолингвистики нехваткой людей, оборудования, отсутствием чёткой координации и организации исследований и тому подобными внешними факторами.
Имеющиеся работы на эту тему (относящиеся в основном к последним годам), за весьма немногими исключениями, написаны без учёта проблематики, разрабатываемой
психолингвистикой.
До сих пор участие речи в тех или иных формах деятельности нередко мыслится как более или менее механическое опосредование этих форм деятельности языковыми или речевыми средствами, а установление психологической «реальности» лингвистических категорий, понимаемое как поиск точных эквивалентов лингвистических единиц в психике говорящих, считается основной задачей
психолингвистики.
Для обозначения функций внутренней речи в
психолингвистике используют два термина – «тема» и «рема».
Однако рамки
психолингвистики – даже если понимать её расширительно, как это делается в советской психологической науке – не могут исчерпать теоретической проблематики речевого общения.
Методологический арсенал
психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.
За несколько десятилетий существования
психолингвистики как самостоятельной науки в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребёнком языком и навыками речевой деятельности.
Психология и
психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуникации, причины, затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов.
Применение
психолингвистики в исследованиях по судебной психологии и криминалистике пока лишь начато.
Книга эта получилась, очень содержательной, и до сих пор её рекомендуют студентам по курсу
психолингвистики.
Таким образом, если попытаться дать современное определение предмета
психолингвистики, то оно будет следующим.
Автор настоящей книги в 1968 году дал одновременно два различных определения
психолингвистики.
Психолингвистические идеи до возникновения
психолингвистики.
Какие конкретные объекты или конкретные события изучает
психолингвистика?
То есть объектом
психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций.
Последнее касается уже не лингвистики и не социолингвистики, а, скорее, есть уже компетенция
психолингвистики.
Специальный раздел науки, выделившийся за последние десятилетия в самостоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики, составляет
психолингвистика.
Авторы рассматривают актуальные вопросы
психолингвистики креолизованного текста, обращая особое внимание на структуру поликодовой организации текста, стратегии его восприятия и методы репрезентации смысла читателем.
Настоящая книга призвана ответить на целый ряд вопросов, связанных с внедрением основных положений
психолингвистики в процесс обучения языкам.
Такое понимание
психолингвистики и других «пограничных» областей (назовём среди них социолингвистику, этнолингвистику, психогенетику и многие другие) было связано с неточным, приблизительным представлением о системе наук вообще и об их взаимоотношениях – в частности.
Не требуется специального знания
психолингвистики, чтобы понять, что здесь мы имеем дело со сложным динамическим образованием, одну процессуальную «часть» которого образует собственно фонетический ряд, другую «часть» – планирование речевого высказывания (план мышления), между процессами мышления и произнесения слов выделяются процессы, реализующие взаимозависимость слова и мысли (порождение слова мыслью и становление мысли в слове).
Первое учебное пособие по вопросам применения выводов и рекомендаций
психолингвистики в методике обучения русскому языку.
Иногда её называют
психолингвистикой детской речи, что не вполне точно и оправдано, потому что возраст человека понятие не статичное, а постоянно изменяющееся.
Общая
психолингвистика исследует факты языкового сознания, которые свойственны всем носителям данного языка вне зависимости отособенностей их речевой биографии.
Пособий по курсу
психолингвистики практически нет.
Чтобы начать говорить о защитных средствах против словесного воздействия, необходимо затронуть два понятия
психолингвистики – метасмысл и метанаблюдатель.
Психолингвистика говорит, что в принципе можно сознательно перенастроить семантическое поле, вызванное словом.
Следующая задача сценической педагогики, которую, вероятно, поможет решить
психолингвистика, – найденные тренировочные характерные тексты должны всё время меняться.
Многие проблемы, затрагиваемые
психолингвистикой,близки логопсихологии.
Объединяет
психолингвистику с логопсихологией также то, что обе дисциплины ориентированы на динамическую организацию речи, речевую деятельность.
Анализ фактической информации, предоставленной кандидатами, также может быть полезным в оценке персонала с помощью
психолингвистики.
Мои коллеги как-то к этому приспосабливаются, плывут по течению, подыскивают разные модные темки для семинаров вроде «Социология валлийского» или «
Психолингвистика старопровансальского»…
Психолингвистика сейчас «в моде».
Психолингвистика естественно становится в этот ряд.
Что же объединяет под общим знаменем
психолингвистики столь далёких по своим интересам и убеждениям людей?