Экономический базис
полисной системы – античная форма собственности – в период кризиса полиса устойчиво эволюционировал к зрелой частной собственности.
Итак, в системе
полисного типа цивилизации понятия гражданства, участия в управлении, воинской обязанности и земельной собственности были неразрывно связаны.
Едва ли стоики могли симпатизировать подобному образу жизни, но с распадением структуры
полисной жизни все устоявшиеся и выработанные десятилетиями нормы оказались бессильны.
Работа семинара включала в себя лекции ведущих отечественных антиковедов по проблемам
полисной организации греческого и римского мира, круглые столы с обсуждением ключевых вопросов, сообщения по конкретным темам.
Разрушаются основы
полисной демократии, нередко решения народного собрания принимались в интересах узких группировок политиков, не представлявших весь коллектив граждан.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эритроцитоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чтобы понять, как возник
полисный мир, как сложился полис, необходимо обратиться к конкретным обстоятельствам и предпосылкам их формирования.
Именно тип
полисных структур и определял главные особенности социальной и классовой организации их обществ.
С другой стороны, под влиянием
полисных традиций умножается количество автономных городов.
Но только граждане, входившие в состав
полисной общины, обладали всей суммой прав – и экономических, и политических, и социальных, являясь, таким образом, наиболее привилегированной категорией населения.
Разумеется, сформировалась своя пространственная модель – самобытная и, возможно, даже уникальная – и в рамках древнегреческой
полисной цивилизации.
На фоне нарушения связки-баланса гражданин-собственник в период конца V – начала IV вв. до н. э., изобиловавший многочисленными войнами, подрывались и основы
полисного ополчения.
Античная политическая мысль обобщала опыт возникновения и развития
полисной организации общества.
Часто подчёркивают, что
полисные формы жизни оказались весьма живучими, что они продолжали своё существование и в период эллинизма, и позже, вплоть до конца античности.
Характернейшей чертой
полисного типа государственности было то, что он не предусматривал каких-либо особых органов власти, оторванных от народа.
Но с другой стороны, наёмники были лишены всех черт
полисной солидарности и представляли свои услуги тому, кто больше заплатит.
Полисный характер древнегреческой элиты эпох архаики и классики.
Столь же фиктивны были родословные – перечни предков, соединяющие существовавшие в
полисную эпоху аристократические роды с героями и их божественными отцами и матерями.
Главный элемент данного процесса – складывание системы
полисных институтов.
Именно от них
полисные власти ожидали выступлений, приводивших к политической дестабилизации.
Большой вклад в изучение
полисной религии древних греков внесла светско – академическая историография, ориентирующаяся исключительно на научно – исследовательские задачи, свободные от конфессиональной апологетики.
Именно колоссальной важностью категорий гражданина и гражданства – важностью, которую невозможно переоценить, – обусловливались основные особенности
полисного типа государственности.
В конце периода – серьёзный кризис классических
полисных структур.
Здесь сохранялись органы демократического
полисного самоуправления – городской совет и коллегии.
Таким образом, члены
полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплочённый, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов.
Иными словами, один из кардинальных принципов
полисного типа социума по отношению к этим городам продолжал нарушаться, и они уже не являлись полноценными полисами.
Оно лучше всего прослеживается на афинском материале, из которого видно, что путь от пожизненной царской власти к
полисной магистратуре архонтата шёл по нескольким параллельным линиям.
Однако для многих из них, весьма динамично развивавшихся как в экономическом, так и в политическом отношении, раннегреческие тирании сыграли важнейшую роль, способствуя ликвидации остатков родовых привилегий знати и становлению
полисного строя.
Это разнообразие проявлялось и в плане экономическом (всецелое преобладание сельского хозяйства или более значительная роль ремесла и торговли), и в социально-политическом (разная степень активного участия широких масс в общественной жизни, различные типы
полисного устройства – аристократическое или олигархическое правление, власть тирана, постепенное формирование демократических структур), и в темпах развития.
Поиски затонувшего государства, где цивилизация достигла необычайно высокого уровня за тысячу лет до расцвета греческой
полисной культуры, ведутся не только на дне морей и океанов, но и на страницах научных трудов и художественных произведений.
Как демократия, так и олигархия в
полисных условиях могли быть очень разными; провести чёткую грань, скажем, между умеренно-олигархическими режимами и некоторыми более консервативными («гоплитскими») демократиями вообще вряд ли представляется возможным.
Статус гражданина был, в сущности, новаторским: он впервые появился в широких масштабах и стал общераспространённым как раз в греческом
полисном мире.
Ведь, в то время как в большинстве греческих полисов уже в период архаики примитивные монархии во главе с басилевсами были уничтожены и заменены аристократическими режимами, а функции царей переданы
полисным магистратам, консервативные спартанцы оставили за своими царями наследственное военное и религиозное лидерство вкупе с целым рядом царственных привилегий.
В период кризиса
полисной системы IV в. до н. э. преимущественно в полисах торгово-ремесленного типа появилась прослойка граждан, потерявших связь с землёй и производством, лишившихся имущества, земли, обедневших, но по-прежнему располагавших полным набором гражданских прав.
Начинается кризис
полисной идеологии.
Так, письменные своды законов, вводившиеся в греческих государствах в период формирования
полисных структур, имели одной из главных целей именно определить некие одинаковые рамки для всех граждан, положить предел безудержному индивидуализму.
Однако подробно рассказываться в книге будет не обо всей многовековой протяжённости древнегреческой истории, а в основном о её так называемой
полисной эпохе, самой важной и самой блистательной (на том, что такое полис, каковы особенности этой уникальной формы общности людей, мы специально остановимся чуть ниже).
Но без племенной периферии полисы не могут существовать, ибо она служит источником поступления сырья и рабочей силы и, что не менее существенно, воспринимает излишнее население полисов, способствуя разрешению чисто
полисных проблем.
Агония
полисного уклада жизни сопровождалась агонией гражданских культов.
Античное социальное устройство позволило также создать условия для появления возможности гражданам полиса заниматься общественными делами, так как все граждане полиса являлись своеобразными акционерами
полисного государства, что неизбежно должно было привести к образованию системы общего управления государством.
Таким образом, в ранней античности появляются понятия «справедливого закона», «правильного закона», «естественного закона», «писаного закона», «
полисного закона» и др.
Как мы уже знаем, исторически и содержательно термин «политика» связан древнегреческим полисом: политикой называлась деятельность свободных граждан, содержанием которой являлось управление
полисным сообществом.
На этапе крушения
полисных идеалов, социальной нестабильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к односторонне трактуемой этике, отстаивающей достижение «атараксии» – невозмутимости.
Систематизируя ряд таких соответствий, можно выстроить достаточно показательное эволюционное древо архитектурно-политическихсистем в европейском ареале: аттический «горизонтально-равномерный» периптер и античная
полисная демократия; римско-византийский «космический» купол и имперская теократия; готическая базилика и нарождающееся гражданское общество под патронатом клерикально-схоластической бюрократии; «купол на колоннаде» или высокий центральный портик с горизонтально раскинутыми крыльями и сословная «полития» или квазиэгалитарная система политического представительства.
Из
полисной казны средства расходовались на строительство театров и стадионов, храмов и ипподромов, немалые суммы шли на оплату труда тренеров, а также на изготовление призов для победителей и призёров соревнований.
Полисная организация опиралась на суверенитет сообщества свободных собственников и производителей – граждан полиса, простиравшийся на всю
полисную территорию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность.
Как мы уже знаем, исторически и содержательно термин «политика» связан с древнегреческим полисом: политикой называлась деятельность свободных граждан, содержанием которой являлось управление
полисным сообществом.
Хотел бы пояснить древние
полисные установления.
Для удержания в подчинении завоёванные народы, римский нобилитет, принял греческую модель
полисного устройства общества, в которой каждый мужчина-гражданин был потенциальным воином.
Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов
полисной жизни или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием.
Либо все эти нелепые смерти были изобретены мифографами, чтобы дискредитировать сам институт царской власти (ведь записывались мифы во времена
полисной республиканской системы управления), либо кажущаяся нелепость, по сути, представляет собой указание на ритуальное убийство, и в таком случае это рассказ о практике, типологически близкой к «тройной смерти» ирландских королей, следовавшей за нарушением гейсов.