При таких условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо
пифагорейского учения от позднейших наслоений и начертать хотя бы общий план его развития.
Пифагорейский союз представлял собой форму религиозно-философского братства, члены которого подчинялись жёсткой дисциплине.
Об этой мистической функции чисел говорилось в
пифагорейской традиции, а также в мусульманских космологических учениях, обнаруживающих влияние исторического пифагореизма.
Обнаружение других планет разрушило эти построения – в очередной раз красота
пифагорейской идеи оказалась миражом.
Вот уже 2500 лет, прошедших после смерти великого учёного, эзотерики удачно используют постулаты
пифагорейской теории чисел.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: втемяшивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Число десять имеет особое значение в
пифагорейских представлениях о космосе.
Когда некоторые интервалы стали восприниматься как диссонансы,
пифагорейский строй сменился натуральным – с более гармонично звучащей большой терцией.
Эти философы стараются только указать, какова душа, о теле же, которое должно её принять, они больше не дают никаких объяснений, словно любая душа может проникать в любое тело, как говорится в
пифагорейских мифах.
Основой нумерологии является
пифагорейский квадрат, который состоит из чисел от 1 до 9.
Сведения о его биографии крайне противоречивы, тем более что многочисленные ученики его школы, создавшие после смерти учителя
пифагорейское общество, и сами сочинили многие легенды.
При восхождении малое предшествует великому, так же и наставления в добродетели в начале
пифагорейских стихов учат нас восходить от добродетельной жизни к божественному подобию.
Проблема получила название
пифагорейской коммы – и решить её в рамках античной системы настройки инструментов, опирающейся на натуральные частотные характеристики того или иного звука, оказалось невозможно.
Подобное неразрешимое противоречие во взглядах отделяет современных последователей
пифагорейской школы от представителей старой школы, продолжающих упорствовать в том, что достоверное знание материального мира не может быть признано без наблюдения и опыта.
В основе
пифагорейской системы – представление о музыке как точном знании: по легенде, однажды философ прогуливался вблизи кузнечной мастерской и обратил внимание на то, что звуки ударов молота о наковальню различаются по высоте тона и образуют друг с другом гармонические сочетания.
Средневековый регламент на глазах растворяется – все интервалы стараниями теоретиков Ars nova были систематизированы по степени убывания совершенства и консонантности (благозвучности), – а в ренессансную полифоническую практику на основе
пифагорейских кварт, квинт и октав (они – эхо небесных сфер) теперь почти на равных помещаются и терции, и сексты, чья прелесть для ренессансного слушателя прежде всего в том, что они красивы, и с их легализацией возрастает и степень свободы композитора.
Однако наряду с этой натуралистической космологией в том же XII веке был детальнейшим образом развит ещё один аспект
пифагорейских космологий – речь идёт о реанимации и объединении традиционных мотивов, связанных с «человеком квадратным» (homo quadratus).
Предметом поклонения для
пифагорейского мировоззрения (о котором мы подробно поговорим в главе 2) был arithmos – то есть имманентные качества целых чисел и их отношений и их предполагаемая роль в мироздании.
Круги камней-великанов (неизвестно откуда взявшихся) устанавливались в соответствии с наукой, условно называемой
пифагорейской (также магическая геометрия) уже задолго до самого «пифагорейства».
Ведущая идея
пифагорейской философии заключается в том, что число есть всё, что число не просто представляет взаимоотношения явлений, но является сутью вещей, причиной каждого явления природы.
Его уникальный подход сочетает силу древней
пифагорейской нумерологии с двенадцатеричными циклами, повсеместно присущими природе.
С другой стороны, душу и ум пифагорейцы сводили к числам, и ещё в древней
пифагорейской школе появляется учение о свойствах чисел.
Пользуясь
пифагорейской таблицей чисел, сложите буквы своего имени и фамилии.
В то же время
пифагорейская философия довольно близка к индийской йоге.
В отличие от этого религиозное направление пифагореизма,
пифагорейские мистерии, сохранились и получили дальнейшее развитие в неопифагореизме.
Тем временем
пифагорейские математики несистематически обращали внимание на важность открытия закона или конститутивной формулы, по которой соединяются элементарные составляющие каждого вида объектов.
Однако наиболее значимым является небольшой диалог, дошедший до нас, в котором духовные блага описываются как неотъемлемая ментальная сущность, в выражениях, которые, кажется, предвосхищают платоновские выражения, но источником которых, несомненно, является
пифагорейская доктрина.
Честно говоря, мне лично интереснее читать комментарии современников и позднейших философов о
пифагорейском образе жизни, которые, я думаю, и тебе будут интересны.
Члены
пифагорейского союза жили и ели совместно, соблюдали общий для всех распорядок дня.
Именно, этот сокровенный
пифагорейский смысл «Тимея», «Кратила», и «Парменида», и нескольких других трилогов и диалогов представляет то, что неоплатоники отважились излагать, поскольку это им позволял их теургический обет соблюдения тайны.
Загляните в мифологический словарь, и вы, для начала, узнаете, что число 21 называется –
пифагорейское число могущества.
Музыка открывает критика в каждом человеке, который хоть немного способен судить о музыке, а значит, и хотя бы немного приникнуть к духовному миру, миру сильфид, ангелов, эоловых арф и
пифагорейской гармонии сфер, где звуки производятся в соответствии с законами духовного мира.
За последние три десятилетия из скромной школы с несколькими десятками учеников
пифагорейское братство превратилось в самое процветающее и влиятельное вольное сообщество своего времени: в кротонской общине обитали шестьсот учеников, тысячи адептов учения контролировали десятки правительств в разных городах.
Примерно в V столетии до нашей эры один из представителей
пифагорейской школы сделал потрясающее открытие: не существует способа измерить равнобедренный прямоугольный треугольник таким образом, чтобы длина каждой его стороны представляла собой целое число.
Так, всем известные 4 стихии (огонь, вода, воздух и земля) – это часть
пифагорейского вероучения.
Демокрит принял
пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная – в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) – в печени (рис. 3.1).
И всё же, несмотря на мистический характер и односторонность взглядов
пифагорейская философия содействовала дальнейшему развитию обобщающей способности мышления.
Все члены первых
пифагорейских союзов были обязаны хранить обет молчания.
Необходимость выхода за пределы
пифагорейской точки зрения проявляется, как только показывается, что на самом деле он хочет достичь чего-то совершенно иного, чем то, чего он достигает; ибо тогда он не является полным пониманием самого себя, каким должна быть философия.
Вернее так: фэкшн, со всей непреложностью документальной фактуры вправляется в фикшн, то есть в непредсказуемое коловращение смыслов, которые теряют связь с вещами и соотносятся с реальностью так странно, что вы теряетесь, где там
пифагорейские совпадения, а где пофигистские распады.
Не говори о делах
пифагорейского учения без света.
Первоначально оно представляло введение к «Своду
пифагорейского учения» в 10 книгах.
Речь идет о том, что можно было бы назвать эзотерическим аспектом мистики пропорций: рожденные
пифагорейскими сектами, изгнанные схоластикой, соответствующие представления все-таки сохранялись в цехах ремесленников, по крайней мере, как свод правил, прославляющих и сохраняющих тайны ремесла.
В основном же он хранит «
пифагорейское молчание» в отношении самого себя, своей собственной точки зрения на исторический предмет.
Именно так трактуется число в
пифагорейской философской школе, возникшей в VII в. до н. э.
Тот разброс мнений, который существует в науке по поводу
пифагорейской мудрости, опять же доказывает, что анти-традиционное мировоззрение обладает неким «иммунитетом» против чистого и ясного духа традиции.
Поэтому в
пифагорейской науке можно (по-видимому впервые) конкретно проследить, что представляет собой ясное знание и как оно получается.
Математики – название приближённых членов
пифагорейского сообщества, теперь востребованные учёные.
Однако, по крайней мере, этот вывод нельзя считать
пифагорейским из-за его противоречия с верой в переселение душ.
Затем последователи
пифагорейского учения нанесли на карту параллели с различными промежутками, соответствующими климатическим зонам вычисленные по продолжительности дня.
Главным элементом
пифагорейского числового символизма был, без всяких сомнений, любимый тетрактис (рис. 3).