Наряду с этим сугубо созерцательным и индивидуалистическим идеалом энциклопедист ал-Фараби (ок. 870–950), представитель арабоязычного
перипатетизма, развивает концепцию общественного совершенства, достигаемого в «добродетельном городе» благодаря правильности взглядов его главы, строгой общественной иерархизации и регламентации всякой деятельности («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»).
Речь идёт о крупнейшем представителе восточного
перипатетизма ал-Фараби (870–950).
И эта проблема основана не на теории десяти разумов и подобных ей теориях, когда философия
перипатетизма не считала её одним из решённых вопросов своего учения, говоря о ней только как о предположении, но на аналогической градации бытия (ат-ташкик) или явлении (аз-зухур), как её понимает или видит трансцендентная философия или мистицизм.
Его трактат «Аз-Заура» показывает, что он далеко отошёл от философов восточного
перипатетизма.