Традиционная философская
метанойя кажется невозможной операцией.
Скорее, антифилософский текст требует от нас совершить
метанойю и взглянуть на собственные практики в иной, универсалистской перспективе.
Последняя претендует на радикальную
метанойю, полностью отбрасывая естественную установку.
Действительно,
метанойя читателя предполагает не радикальный отказ от естественной, обычной установки, а только обнаружение и тематизацию универсального характера некоторых обычных практик.
У кого-то демократизация
метанойи может вызвать определённую ностальгию по старым добрым временам, когда жили, творили и обретали признание великие философы и художники.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неонтология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот субъект может стать философом, если он подвергнет себя своего рода секулярной
метанойе – потеряет заинтересованность в сохранении своей собственной позиции и своём выживании в мире и обретёт универсальную точку зрения и метапозицию по отношению к реальности своего существования.
Не важно когда будет это отречение – сразу в момент
метанойи или потом в процессе воцерковления, но отречение должно быть, поскольку без него не может быть выхода на ступень совершенства, это закон.
Кстати, и сама
метанойя является отчасти актом по нарушению постоянства.
Образ познания, в процессе которого мы внимаем тому, что есть, в современной философии существенно усложнился, произошла своего рода
метанойя, перемена эпистемологического ума, появились новые направления его исследования (в отечественной философии это – анализ эпистем культуры, культурно-историческая гносеология, гносеология культуры, креативная онтология знания, эпистемология креативности, информационная эпистемология, фрактальная модель познания), позволяющие представить процессуальные и структурные аспекты познания не только в виде процедур предикации знания, построения аргументов, фигур речи, мыслительных ходов, в виде узлов сети, наброшенной на мир существующего знания: мысль, понятие, суждение, умозаключение, текст, модель, рассуждение, наконец, в виде процессов трансформации знания, демонстрирующей, например, изменение условий написания сценариев информатизации современного общества.
В православной традиции это соскабливание внутренних панцирей называется
метанойей, т. е. переменой ума, где под умом понимается наше здешнее я, когда-то захотевшее быть, как боги…
Само понятие покаяние происходит от древне-греческого
метанойя (μετάνοια), что обозначает «сожаление, раскаяние», а буквально «изменение мыслей» от μετα- «изменение, перемена» + νόος «мысль, ум, разум; мнение».
Именно поэтому
метанойя в различных аспектах предполагает возвращение к личностному познанию всякого опыта.
Но дело ещё и в том, что и сам наш ноумен, как некая вторая сторона этой амбивалентности, нечто противоположное внешнему миру, ноумен с его «синусовым узлом» продуцирующим всю эту
метанойю созерцания, и рисующего небывалый внешний мир, на основе собственного внутреннего выложенного полотна, в отсутствии внешней действительности – глубоко сомнительна.
Чужеземец: и оставить нам эту надежду, веру и любовь на возможность бессмертия. Я правильно тебя понял? Кстати, у нас часто
метанойю называют рефлексией.
Понимание этих аспектов человеческой психологии создаст предпосылки для последующей
метанойи.
Онтопсихология обучает технике прочтения тех или иных оттенков ситуации, и её послание гласит: «Я не оспариваю твою рациональность, но если ты хочешь вновь обрести бессознательное, то, что неведомо твоему сознанию…» Чтобы понимать бессознательное, необходима терапия аутентификации для осуществления
метанойи.
Посредством
метанойи обретается духовное возрождение.
Я пытаюсь понимать искусство как практику, изменяющую взгляд и мышление, – как будто современные художники при всей своей полной внерелигиозности всё же умеют производить
метанойю в зрительских душах.
Хотя, также предположу, что даже экстатические проявления в молитве во время
метанойи не сравнятся с тем, что я испытывал, проходя через миражи разваливающихся на части материальных миров.
Таким образом, доказывается возможность открыть универсальную, трансцендентную метаперспективу без преодоления своей естественной установки героическим актом философской
метанойи.
Это ставит философию под подозрение: возможно, чтобы начать писать тексты, философу и не нужно проходить через какую бы то ни было философскую
метанойю, «изменение ума».
Выздоровление происходит, когда субъект совершает
метанойю, то есть «отделяет» себя от своей ошибки и последствий ошибочных выборов.
Происходит
метанойя, «перемена ума», ценности жизни вытесняются ценностями смерти, суицида.
Метанойя является одной из ведущих категорий добротолюбия, покаянием без распятия, без которого невозможно спасение.