В VIII веке уйгуры приняли
манихейство, а в первом тысячелетии нашей эры в городах-оазисах региона процветало несторианство.
Некоторые черты их учения напоминали
манихейство, поэтому их иногда называли неоманихеями.
Тем не менее очевидно, что этот жанр в целом представляет сумеречную сторону воображения, имея привычку показывать обратную сторону зеркала, отказываясь поддаваться
манихейству.
Возникали и мрачные учения, близкие
манихейству, где материальный мир признавался творением нечистого и призывалось к разрушению всего плотского.
Один из крупнейших испанских арабистов, настаивая на связи суфизма с христианскими монашескими инициациями, называет источником суфизма
манихейство.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оксидиметрия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Принципиальное отличие маздакизма от
манихейства состояло в утверждении закономерности и неизбежности победы светлого начала над злым, причём победы не где-то в потустороннем мире, а в земной материальной жизни.
Тем не менее выделить общие тенденции в произведениях этого жанра можно: больше мрачности, чем в классических историях, за счёт внесения элементов ужасов, и меньше
манихейства, благодаря стиранию границ между добром и злом.
Простым последователям
манихейства разрешили отречься от их веры, но в случае отказа их лишали собственности, им тоже грозила казнь или пожизненный тяжкий труд в шахтах.
В числе прочих необычных для христианства идей
манихейство содержало постулат о перерождении душ.
Проповедь
манихейства, содержащего элементы христианской и маздеитской философии, а также иранского искусства, способствовала приобщению уйгуров к цивилизации.
Все религиозные взгляды полностью раскрываются в учении
манихейства и удивительным образом близки к нашему образу мышления.
Для ортодоксальных христиан
манихейство было не чем иным, как ересью, тогда как сами манихеи считали себя истинными христианами, а церковных христиан – полухристианами.
Я не буду здесь останавливаться на феномене
манихейства, скажу лишь только, что это учение очень сильно повлияло как на христианскую, так и на мусульманскую культуры.
Большинство из них являлось последователями ортодоксального персидского и согдийского зороастризма, но были и приверженцы запрещённого
манихейства.
Он решил проповедовать христианство альбигойским еретикам, впавшим в один из видов
манихейства, о котором мы ещё скажем.
Колониальное пространство – это мир в изображении
манихейства, т. е. мир, пронизанный борьбой двух враждующих начал.
Временами это
манихейство доходит до своего логического завершения и вконец обесчеловечивает местного жителя или, скажем прямо, превращает его в животное.
Хотя основатель
манихейства считал ложной значительную часть евангелических рассказов, он однозначно признавал и высоко чтил их нравственное учение.
Мироотрицание, с которым связано нечувствие истории, к сожалению, вообще легко вкрадывается в православное сознание, образуя в нём тоже свой уклон к монофизитству («трансцендентизму») или приближая его к дуализму
манихейства (богумильство).
Манихейство оказалось наиболее долговечным из еретических течений, возникших в эпоху гонений.
Однако история
манихейства на этом не закончилась.
Манихейство представляло собой первую попытку создания универсальной религии, аккумулирующей все другие религиозные учения.
Как уже было сказано,
манихейство отличалось противоречивостью, намеренной загадочностью, недоговорённостью.
Здесь возникла религия
манихейство.
Но в 763 году государственной религией уйгуров стало
манихейство.
Так, в знаменитой «Книге гаданий», которая считается письменным источником
манихейства, содержатся прямые аналогии с тюркскими легендами и шаманскими культами.
Он полемизировал со сторонниками
манихейства (они считали зло самостоятельным началом), с пелагианцами (они отрицали необходимость благодати и искупления), донатистами (они требовали святости и мученичества от всех служителей церкви).
В старину сочли бы каким-нибудь богумильством или
манихейством именовать «огонь преисподней» даже не вечным, а предвечнымнаряду с божественным светом.
Сразу скажу, что у всех крайних шиитов в основе религии лежит
манихейство.
Идеи
манихейства отразились в движении павликиан.
И
манихейство вовсе не исчезло как религия.
То есть
манихейство никуда не делось, оно есть и представляет собой довольно серьёзное движение.
Это достигало такого масштаба, что сегодня в значительной степени именно на основе индийских, согдийских, сирийских и других текстов, найденных на территории проживания тюрок, за пределами досягаемости преследований, а позже даже на базе текстов на тюркском языке, современные учёные могут дополнить недостаточные документальные источники, сохранившиеся в странах происхождения
манихейства и других религий, для реконструкции их истории.
На этом сложном мифологическом основании строилась этика
манихейства.
Одним словом, зороастризм в середине III в. консолидировался для отпора
манихейству.
Уйгурский каганат вошёл в историю религии своей приверженностью
манихейству.
В литературе существует определение
манихейства как «мировой ереси», так как свои еретические проекции оно пыталось внедрить не только в христианство, но также в ислам, зороастризм, буддизм.
Манихейство максимизирует и радикализирует противостояние сил добра и зла в мире, придавая ему космологический характер.
Спасение человека
манихейство видело в преодолении материального, и, соответственно, в высвобождении содержащейся в нём световой энергии.
Связывать – ассоциативно-объективно даже в контексте объединения означает, как минимум, согласованное ограничение возможностей – связи, узы – согласие на подчинение чему-либо, что лежит в основе системности, познание – то же самое, соединение – симбиоз, потеря идентичности в процессе слияния с инородным, чужим – либо с помощью любви, либо борьбы и ненависти, что в
манихействе ярко выражено противоборством «добра и зла».
Середина III в. – возникновение
манихейства.
Во-первых, в
манихействе сделана попытка «собрать» под крышей одного учения почти все религии, которые имели влияние на мирочувствование и образ жизни кочевников-степняков, что позволило говорить позже о синкретизме их мировоззрения.
Это – покаянная молитва, написанная специально для тюркского населения, приверженного
манихейству (предположительно V в.).
Особенно привлекательным для местного населения было предсказание о переселении душ, которому
манихейство придало социальный смысл: «Кто богат в этом мире, когда покинет это тело, необходимо, чтобы он переселился в тело бедняка, чтобы он ходил и просил и после этого перешёл бы в вечные муки».
Вот почему мы считаем, что возникшее в III веке
манихейство (христианизированная версия иоаннизма) в определённой степени было совместным детищем антихристианского мандеизма и христианского маркионизма, у которого позаимствовало суровую аскетическую практику.
– Но
манихейство невозможно, – воскликнул звонарь. – Две бесконечности не могут существовать совместно!
Но появились другие секты: павликиане, богомилы, альбигойцы (катары), имевшие много схожих с
манихейством черт.
В духе позднего зороастризма, переходящего в раннее
манихейство.
Манихейство разбилось на ряд течений и создало ступенчатую систему иерархии: общины состояли из «посвящённых» – хранителей высшей мудрости, «верных» – эмиссаров, и «мирян», на долю коих оставлялось выполнять то, что им укажут свыше.
Знаете ли, в
манихействе наверно было что-то хорошее, иначе его не утопили бы в потоках крови; в конце XII века сожгли тысячи альбигойцев, исповедывавших это учение.