В книге собраны научно-популярные статьи, посвященные тайнам истории, а также аномальными явлениями. Даны попытки научного объяснения загадочных феноменов: предположения о «вселении» полевых образований в природные объекты. Приведены аналогии и примеры из мировой практики и литературы, а также таинственные явления в Бурятии. Изложен новый неожиданный взгляд на историю человечества. Приведены необычные предположения о причинах разрушения цивилизаций. На обложке: картина "Танец под музыку времени", Никола Пуссен.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда боги вернутся? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2. Гибель городов: сибирский вариант
Почему исчезли города в Сибири?
Города возникали не только в теплых странах. Они были в Монголии, в южной Сибири, в том числе в Прибайкалье и Забайкалье. Более суровый климат, чем в Европе, делал местные города более уязвимыми для темных сил. К приходу русских в XVII веке, закончился забайкальский вариант Темных веков.
Кроме Каракорума и Хара-Хато есть еще один ископаемый город. Орду-Балык был столицей Уйгурского каганата в VIII–IX веках. Другое его имя Хар-Балгас (Чёрный город). Он находится в Монголии, на левом берегу реки Орхон, в 17 км к северо-востоку от развалин Каракорума и в 15 км к северу от буддийского монастыря Эрдэни-Дзу.
Эти города давно разрушены. Хара-Хото («Черный город» по-бурятски) был столицей государства тангутов. Хара-Хато, как обнаружили, погиб не от войск Чингисхана, а позднее. Почему? Были различные ответы, значит, причина точно неизвестна.
Странно, ведь Хара-Хото — сильный город, столица. Его защищали глинобитные стены с башнями. В руинах его мастерских и лавок найдены первые в мире бумажные деньги из юаньского Китая, свыше 2000 томов книг и рукописей. Экономический и культурный потенциал был внушителен…
Археологическая культура VI—X веков была найдена в Прибайкалье (курыкане считаются предками якутов и части бурят).
Ольхон — остров на Байкале — особенно богат памятниками курыканской культуры (как определил ее в свое время археолог Алексей Окладников). Включая явно ритуальные сооружения вроде каменной стены через мыс Хоргой (там нет культурного слоя), а также кумирни и прочие каменные сооружения неизвестного времени (по камню не определить возраст постройки — радиоуглеродный метод выдаёт только возраст самого камня). Каменные сооружения для ритуалов соответствуют якутским представлениям о своей языческой религии (это каменные «чаши» — ёмкости, выдолбленные в каменных плитах).
Почему погибли оседлые поселения и заглохло земледелие у Ангары? В отличие от долины Селенги, там не действовал запрет Чингисхана на земледелие и постройку городов. Наоборот, чингизиды продолжили дело своих предшественников, по их повелению возводили города, люди занимались ремеслом в постоянных поселениях — крепостях…
Загадка гибели сибирских городов походит на причину гибели римской культуры. Многие цивилизации, городища, археологических культуры были «облучены» тайным оружием. Процесс продолжается?
Углеводородное сырье образовалось из древней биомассы — остатков растений и животных. Именно на севере Евразии был огромный объем флоры и фауны, за миллионы лет ставший нефтью.
В Сибири — огромные залежи полезных ископаемых, особенно редких и редкоземельных металлов и титаномагнетитовых руд. Это основа современной цивилизации: они используются в высоких технологиях, в электронике, в компьютерах, в тяжелой промышленности, например, для постройки корпусов атомных подлодок.
Очень много полезных ископаемых в Забайкалье. Миллионы лет назад эти они были выработаны на Земле искусственным путем. Ведь их появление в таком количестве противоречит естественным геологическим процессам, шедшим на Земле в ту пору.
* * *
В советских учебниках краеведения и истории Бурятии писали лишь о кочевом образе жизни на территории Бурятии до прихода русских. Но тысячу лет назад в Прибайкалье и Забайкалье были поселения городского типа, велось земледелие. Почему все это исчезло?
Объяснение — в гипотезе о причинах гибели цивилизаций: тайные силы подавляют культуру вплоть до запустения городов, губят развитых людей, подстраивают все обстоятельства для увеличения хаоса… так погибла не одна цивилизация.
Смена властителей Центральной Азии
Схема смены властителей Центральной Азии и Забайкалья:
Хунну — Сяньби — Жужане — Тюрки (1-й и 2-й каганаты) — Уйгурский каганат — Кыргызский каганат — Кидани (Железная империя, государство Ляо) — Чжурчжени (Золотая империя) — Монгольская империя Чингисхана… — Темные века…
В древности и средние века Забайкалье и Прибайкалье были тесно связаны с Центральной Азией.
История Бурятии между монгольским завоеванием ее территории (эпоха чингизидов) до вхождения в состав России мало изучена, ее называют даже Темными веками по аналогии с периодом раннего средневековья в Западной Европе.
Поэтому рассмотрим смену властителей этих земель (хунну, тюрки, уйгуры, кыргызы). Проследим, как при этом развивались городские поселения.
В Прибайкалье есть курумчинская культура. Это археологические памятники курыкан — в том числе каменные развалины на отрове Ольхон. В Восточном Забайкалье (в Забайкальском крае) — дарасунская культура.
Период хуннов
У степного народа хунну были укрепленные поселения. Около двух тысяч лет назад хунну воевали с Китаем. Но после нескольких веков борьбы хунну ушли далеко на Запад. Их потомки, смешанные на Урале с уграми достигли Европы. В русском языке они стали гуннами — в соответствии с русской традицией произношения иноязычных слов (буква «х» заменяется «г»).
Везде хунну были известны как умелые наездники. Но базой для их сокрушительных походов были довольно основательные поселения.
Иволгинское городище гуннов с трех сторон имело четыре линии валов с тыном (частоколом) и три рва. Четвертая сторона не была защищена, потому что выходила на реку Селенга (на заболоченное место).
В крепостных стенах были проемы от двух ворот, расположенных на одном из углов оборонительной линии. На площади двора находились жилые и хозяйственные постройки.
В непосредственной близости от городища находилось малое городище, окаймленное валом со стороны поля. Его двор был лишен культурного слоя (по данным Ю. С. Худякова).
Значит, малое городище было особым местом, возможно культовым. Так или иначе оно было священным. Потому что люди там не жили, а значит, не мусорили. Ведь «культурный слой» означает отходы цивилизации (черепки посуды, утварь и прочее следы ведения обычного хозяйства).
Аналоги гуннского Малого городища хорошо известны. В старых русских городах его отчасти напоминает детинец — крепость внутри города. Цитадель известна во многих старых городах, это замок правителя города. В Афинах есть Акрополь — священное место на возвышенности — ближе по значению к Малому городищу гуннов. В Афинах есть Акрополь — уже ближе по значению — священное место на возвышенности.
Жужани
Жужани (жуаньжуани) — кочевые племена в Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестане в раннем средневековье. В V веке возник их сильный военный союз. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, внутренние распри постепенно их ослабили.
Жуаньжуани известны из рассказа Чингиза Айтматова про манкурта — в таких покорных рабов, по преданию, они превращали своих пленников.
В середине VI века союз жужаньских племён распался. Часть жужаней (около 30 тысяч шатров) откочевала далеко на Запад до Дуная. Часть исследователей предполагает, что жужани это и были авары. Авары стали известны в Европе своими сокрушительными набегами. Авары были окончательно разгромлены франками к IX веку.
Курыканы в Прибайкалье
Крепости-убежища в раннее средневековье строились в Прибайкалье (курыканская культура VI-X века). Археолог А. П. Окладников отнес многочисленные каменные развалины в Прибайкалье к курумчинской культуре, то есть к народу курыканы (хотя датировку по обработанным камням делать затруднительно). Но родство их с якутами подтверждают некоторые обычаи якутов: в Якутии известно назначение каменных плит с выдолбленной в них чашей. Таких сооружений особенно много на Ольхоне.
Наскальные рисунки найденные в Забайкалье получили название писаниц. По мнению А. П. Окладникова, найденные в ходе экспедиции 1947-1958 г.г. наскальные рисунки на территории Забайкалья восходят к I тысячелетию до нашей эры.
Китайская летопись времен династии Юань указывает, что курыканы жили «в округе Ангкола, носившем имя от одной реки (узнается река Ангара). У жителей этого района язык существенно отличается от кыргызского. Эти земли кули…». Кули — китайское произношение слова курыканы.
На Ангаре между Иркутском и Балаганском, на реках Куда, Унга, Оса, Ида, Илга есть остатки поселений. С трех сторон они были обнесены валами и рвами, четвертая сторона — обрыв у реки. Эти городища, вероятно, служили временным укрытием во время войны. Например, городище на горе Манхай. Поселения и могильники на Ольхоне также говорят о полуоседлом образе жизни курыкан.
Курыканы пользовались письменностью. В Западном Прибайкалье найдено восемь тюркских рунических надписей: на скалах у Верхоленска, на дне глиняной посуды, на других предметах, в согдийском поселении на реке Унга. Это енисейское руны, близкие письму орхонских тюрок.
Наскальных изображений курыкан больше всего на Верхней Лене у деревни Шишкино, также на Унге вблизи улуса Нукут, на горах Хашхай и Манхай в долине реки Куда, в бухте Итырхей на Ольхоне, на скалах Орсо, вблизи Байдинских пещер.
Реформы в Восточном каганате тюрок (привлечение китайских и согдийских чиновников и увеличение налогов) привели к кризису и вторжению китайских войск.
В Тюркском восточном каганате в VI-VIII веках жили также согдийцы — выходцы из Средней Азии, говорившие на восточноиранском языке.. Они строили торгово-ремесленные поселения. Еще больше согдийцев в Южную Сибирь и Монголию переселили уйгуры, когда создали свой каганат.
Уйгурский каганат
На смену Тюркскому пришел Уйгурский каганат (его власть простиралась от Монголии до территории Тувы). Уйгуры в 787 году заключили договор о вассалитете с Китаем, когда зa кагана уйгуров была выдана китайская принцесса династии Тан.
Уйгурские каганы велели согдийцам строить крепости. С помощью системы крепостей они удерживали власть над покоренными племенами. Городом, в собственном смысле слова, отдельные исследователи называют только Орду-Балык, так как в нем было много жилых домов, целые кварталы.
Правители отдельных районов в Уйгурском каганате назывались ышбары и тарханы.
Центральноазиатские уйгуры в большинстве своем в середине VIII в. были буддистами, но оставался и шаманизм. Но в 763 году государственной религией уйгуров стало манихейство. Эта дуалистическая религия иранцев (похожая на зороастризм), созданная пророком Мани, пришла из Средней Азии через согдийцев.
Уйгурский каганат был завоеван енисейскими кыргызами в 840 году. Прекратили существование и все их крепости, и главный город уйгур Орду-Балык, населенный согдийскими купцами и ремесленниками. Ныне в Монголии от него остались развалины.
Кыргызы и кидани
Земли Забакалья и Прибайкалья после уйгуров захватили кыргызы. Они тоже строили крепости. Но образ жизни у них был кочевой.
Кыргызские правители имели ставку, обнесенную оборонительной стеной: «Стойбище его обнесено надолбами. Дом состоит из палатки, обтянутой войлоками, и называется «Мидичжи». Начальники живут в малых палатках».
В источниках также упоминаются кыргызские города Кемджикет, Кикас и другие. Но там же говорится о кочевом образе жизни большей части кыргызов.
Кыргызов разгромили кидани. Они захватили огромные земли, принадлежавшие кыргызскому каганату (вплоть до Саян, в Прибайкалье и Забайкалье пришли найманы и другие монголоязычные племена).
Кидани перед этим жили на территории Маньчжурии. Кстати, слово Китай и китайцы происходит от монголоязычных киданей. У киданей были города, развитая культура, письменность на уйгурской основе — буквенно-слоговое письмо (от него произошла монгольская письменность времен Чингисхана).
Кидани создали Железную империю, их потомки каракитаи, захватили также Восточный Туркестан. А в Восточной Сибири, благодаря киданям, установили свою власть монголоязычные племена.
Но первоначальную родину киданей в Маньчжурии захватили чжурчжени, создавшие Золотую империю. Вскоре пришли орды Чингисхана.
В Приморье и Приамурье есть развалины крепостей, застав, сельских поселений, больших городов, могильных сооружений, храмов и дорог…
В 1215 году монгольские войска захватили центральную столицу чжурчженей — Пекин. Император заблаговременно оставил город и перенес свою резиденцию на юг, в Бянь. Несколько месяцев горели варварски уничтоженные дворцы и храмы столицы. Императорские сокровища разграбили, большинство жителей уничтожили.
Монголы в войне против чжурчженей были союзниками с китайской империей Сун. Но конец чжурчженей означал начало конца империи Сун. Монголы и не возвратили китайцам отнятые у чжурчженей земли. Напротив, вскоре они напали на самих китайцев…
Война с сунским Китаем, а затем вторжение монголов и падение чжурчженьского государства окончательно опустошили Приморье. Обезлюдели его города, заросли травой дороги, разрушились кумирни, храмы и дворцы.
Когда русские в начале первой половины XIX в. появились в Приморье, они не застали здесь никого, кроме немногочисленной группы удэ, возможно потомков племени ута, некогда боровшихся против чжурчженей. Такая же картина и в Южной Сибири. Например, в Хакассии есть заброшенные каменные городища енисейских кыргызов. В Прибайкалье исчезла культура курыкан, их каменные руины тоже заброшены. Причина? Мы знаем о бесконечных войнах за обладание землями…
Монгольский период
Во времена Монгольской империи в Центральной Азии и Южной Сибири возводились города и поселения. Их раскопки найдены в Забайкалье, Монголии, Туве. Крупнейший из них Каракорум (столица Монгольской империи, затем центром одной из провинций).
Города строили с помощью пленных ремесленников — их называли бухарцами — так называли выходцев не только из Бухары, но и из других городов Средней Азии. Кроме жилой застройки и мастерских, возводили дворцы и храмы. В городах жили и ремесленники из Китая. В части этих городов не было оборонительных стен — чтобы в случае восстания население не могло обороняться от монгольской конницы.
Беловодье на Байкале?
Беловодье известно по старым русским сказаниям. Это страна добра и справедливости. Старообрядцы искали путь в Беловодье. Благодатный край чаще всего искали на Алтае. Но в преданиях говорится о Белом острове посреди Белого озера. Район Байкала — более подходящее место для поисков тайного Беловодья.
Беловодье называли страной света. Этим она походит на страну счастья, описанную в древнеиндийской Махабхарате в книге «Нараяния»: Белый остров находится «на севере Молочного моря» (покрытого льдом и снегом?). Страна называлась Шветадвипа («швета» родственно русскому слову «свет»).
Старинный церковный писатель и дипломат А. Суханов так описывал Беловодье: «От Белаго моря стена городовая стоит подле самой воды… башни частыя. А ворот от Белаго моря нет; и к тому берегу корабли не пристают». Этим подчеркнуто, что простого входа в Беловодье нет.
Итак, Беловодье — страна свободы, похожая на славянский рай Ирий (частично сходится со сказом о невидимом граде Китеже).
С XVIII века легенду о Беловодье распространяли старообрядцы. Н. К. Рерих утверждал, что легенда пришла от алтайских народов и связана с преданиями о Шамбале. В XVIII—XIX века Беловодьем стали называть долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае, где селились беглецы от царской власти. Другие группы староверов уходили еще дальше, в Китай.
Есть более ранняя версия появления легенды: в IX веке князь Владимир отправил посольство в Беловоде («Сокровенное Сказание о Беловодье», изложенное В. Г., деятелем русской эмиграции в 1949 году).
В многочисленных «путеводителях» путь в Беловодье был описан в зашифрованной иносказательной форме. В наше время бренд Беловодья широко используется на Алтае в названиях гостиниц, курортов, санаториев, фермерских хозяйств.
Код Беловодья
Как же найти путь в Беловодье? У староверов была книга «Путешественник» с картами, описывающая путь в Беловодье. Особенно популярной книга была в середине XIX века.
Н. К. Рерих получил от староверов довольно размытое указание: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью… Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам… И дойдешь ты до гор Богогорши, а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть самое Беловодье».
Рерих решил, что речь идет о Тибете, о священной Шамбале. Но русские старообрядцы вряд ли бы стали искать путь к далеким Гималаям. Для этого надо пройти широкие степи и безводные пустыни (например, пустыню Такла-Макан в Синьцзяне, где даже реки пересыхают). Путь к Беловодью за пределы Сибири не выходит.
Надо учесть, что это зашифрованное описание пути. Тайные знания передаются лишь устно. В письменном виде — лишь иносказания и намеренные неясности.
Ориентиры в Прибайкалье
Еще одно указание в поиске Беловодье: между Иртышем и Аргунью. Тоже головоломка: слишком широк разброс географических указателей. Иртыш течет в Западной Сибири. Его исток — на северо-западе Китая, в Монгольском Алтае. Аргунь течет между Забайкальским краем и Китаем.
Если прямо следовать этой подсказке, надо искать посередине между реками Иртыш и Аргунь. И не смущаться величиной расстояния. Середина между истоками этих рек — запад Бурятии. Это Саяны и Тункинская долина, ведущая к Байкалу.
Описание пути в Беловодье, данное выше, заканчивается на священной долине. Похоже на путь к Байкалу через долину Тунки, если спуститься в нее с гор Саян, придя со стороны Алтая.
Источники в Тункинском районе обладают целебной силой. Это тоже издревле связывалось с чудом, с волшебной силой природы. Старинные сведения указывают, что рядом с Беловодьем — горячие источники. Тунка известна минеральными водами. Нилова пустынь, Аршан, Шумак, Вышка недалеко от Жемчуга… Горячие источники там тоже есть.
Байкал и Ольхон
В Беловодье — белая вода. В источниках Аршана вода в каком-то смысле белая: пенится от пузырьков газа и от того, что бьет струей, вырываясь из-под земли.
Белым озером может быть Байкал. Равных в Сибири ему нет: и по размерам, и по значению. Байкал называют Священным озером. «Белый» в переносном смысле «священный».
Согласно описанию Беловодья А. Сухановым, Белый остров находится на Белом озере. На острове город. Рядом с ним высокая гора. С берега города не видно.
Остров Ольхон на Байкале тоже «белый», то есть священный в переносном смысле. Остров связан с традиционными верованиями бурят, он наделяется священной силой. Ольхон — место поклонения шаманов, контакта с духами природы.
Беловодье — тоже место высокой духовности. Ведь по сказаниям там живут люди, чистые духом. Прямой путь туда закрыт. Открывается он лишь для избранных. На Ольхоне, по мифам бурят, есть особо священные места, запрещенные для посещений территории, среди них священная гора Жима.
Ольхон изобилует археологическими памятниками: это могильники, древние городища, остатки каменных стен… Полагают, что их построили курыканы (эту версию предложил археолог Окладников).
Курыканы были земледельцами, знали письменность, владели секретами металлургии и кузничного дела. На Ольхоне повсеместно сохранились руины времен этого загадочного народа.
Ольхон — самый крупный остров Байкала — богат археологическими памятниками (около полутора сотен). По их количеству на квадратный километр ему нет равных во всём Прибайкалье.
Ольхон был крупным культовым центром курумчинской культуры VI—X веков (ее приписывает курыканам — объединению тюркских племен). Найдено множество курумчинских городищ-святилищ и шатровых могильников. Курыканская защитная стена длиной 185 метров протянулась поперек перешейка мыса Хоргой.
Белый город около Байкала?
В Центральной Азии существовала многовековая традиция сооружения оборонительных объектов. В эпоху раннего железа (около Х века до нашей эры) в Южной Сибири распространяются городища. В хунно-сарматское время, как пишет Ю. Худяков, сформировались основные виды крепостей и замков правителей.
Позже, при Уйгурском каганате, на рубеже 1-2 тысячелетий нашей эры, в В Прибайкалье и Забайкалье появились согдийцы из Средней Азии. Они торговали, закупали пушнину и основывали города. Чингизиды, позднее, в XIII веке захватив эти земли, селили согдийцев на Ангаре. Поселение согдийцев найдено в устье реки Унга у впадения в Ангару (Улан-Бор). Может, подобное городище, еще более величественное, могло быть Беловодьем и стало легендой?
Согдийцы покинули поселение на Унге в IX веке, когда Уйгурский каганат был завоеван енисейскими кыргызами. От опасностей войн строители города могли уйти дальше, на Ольхон. Поэтому Белый город трудно найти. У него нет порта, как следует из описания А. Суханова.
Крепости, оборонительные стены, монастыри строились монголами и джунгарами в Монголии и Саяно-Алтае, по данным Ю. Худякова. Тайный Белый город мог быть на Ольхоне или в другом месте Прибайкалья, похожем на описание.
Кто живет в Беловодье?
Еще одна версия появления Беловодья: по древнерусским преданиям чудь ушла под землю. То есть скрылась от обычных людей. Похоже на потаенность Беловодья. «Внутри же града во всем граде житье было под землею, под палатами чудно устроено». Так писал А. Суханов.
Беловодье порождено тайной подземной цивилизацией? Согласно преданиям них была высокая духовность, тайные знания в горном деле (искусное литье металлов, подземные ходы). Доступ обычным людям в такие места закрыт: «Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья».
Мудры ли мы подобно далеким предкам? Справедливы ли в жизни, к другим людям? В этом главный смысл легенды о Беловодье.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда боги вернутся? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других