Учителя дзен-буддизма использовали
коаны, чтобы помочь ученикам достичь высокой осознанности.
Мы как бы разгадываем
коан учителя, который показывает на посох, но подразумевает ум.
Этот мотив повторяется затем во множестве
коанов дзен-буддизма – маленьких и часто внешне абсурдных притч, способных приблизить человека к просветлению.
В буддийской традиции
коан – текст в форме вопроса или притчи, не имеющий логического смысла.
Хорошо. Получается, сюжеты сновидений и
коаны имеют общую природу – метафорический язык. А есть что-то ещё похожее в них?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непородный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тексты зачастую напоминают то дзеновский
коан, то поэму о любви, то сжатые инструкции к действию.
Как говорится в древнем
коане дзен: «Сначала есть гора (мы воспринимаем), затем нет горы (мы действуем), затем есть гора».
Он шёл по лесу, где ему открылся смысл
коана.
Проблемы начались с изучения
коанов.
Ум не желал умолкать – и видел в практике
коанов удобный бюрократический протокол, за которым целые поколения настоятелей и бонз могли без труда спрятать свою тупость.
Таким образом, техника
коана является триггером, запускающим механизмы парадоксального мышления.
Похоже, он говорил со мной дзенскими
коанами, как когда-то я с ним.
На этот классический дзенский
коан у меня была особая надежда.
Как и все системы, система
коанов может выродиться в самозащитную и ориентированную на себя оболочку.
Один из самых известных
коанов звучит так: «Что было твоим лицом до того, как твои родители родились?» Этот вопрос заставляет ученика задуматься о своей истинной природе, которая существует вне времени и пространства.
Не претендующая на полноту, но явно не бессмысленная, она интригует меня не хуже дзенского
коана:«Растения – наставники вещей».
Очень ярко описывает этот момент древний буддийский
коан: «Если у тебя есть посох – я дам его тебе, если у тебя нет посоха – я отберу его у тебя».
Принцип абсурдных ответов учителя на вопросы учеников (так называемые
коаны, мондо) и алогичных, бессмысленных с точки зрения обыденного разума действий был характерен для школ дзен-буддизма.
В действительности цель
коана не разрешить задачу, а скорее прочувствовать ощущение неразрешенности, вызвать в практикующем «состояние вопрошания».
Может быть, в этом и есть загадка притч, дзенских
коанов, легенд.
Сейчас я более подробно расскажу вам, что такое буддистские
коаны.
Именно с помощью
коанов мастера дзён преподают просветление ученикам и побуждают их к размышлению.
В конце концов, при удаче, усердии и нескольких разумных намёках, суть
коана становится понятной.
Потом они долго сидели и молчали вместе, вновь и вновь пытаясь проникнуть в бездонную глубину нового
коана.
Мой любимый
коан „истинный человек без примет“ ведёт к средоточию понимания.
Однако этот
коан можно решить по другому и точно, воспользовавшись понятием золотого сечения.
Возвращаясь к буддистскому
коану.
Один японский
коан утверждает: «Страх быть не на высоте (прим. ред.: «быть на высоте» означает соответствовать желаемому человеком образу – быть способным чего-то достигать, что-то иметь, как ресурсы, так и качества, не иметь каких-то недостатков) заставляет нас каждый день делать один дополнительный шаг», подчёркивая, что это чувство может быть толчком, ведущим к совершенствованию.
В дзен – буддизме принято обучать учеников с помощью
коанов.
В коан-дзен созерцание
коана начинается с практики дзадзэн.
Ученик излагает своё понимание
коана (каким бы неубедительным оно ни было) и получает ответ от учителя (каким бы преуменьшенным он ни был), который переориентирует поиск.
Но у пути
коанов также есть свои критики, которые считают, что акцент на словах, значении и озарении работает против реальной неконцептуальной дзен-жизни.
Другой популярный
коан гласит: «Услышь звук хлопка одной ладони».
Работа с
коанами требует терпения и настойчивости.
Практика аналитического исследования
коанов направлена на «пробуждение» в сознании субъекта некоего знания, которое помогает ему найти ответы на вопросы о сущности своего бытия.
Коан первый – быть мужчиной в этом мире.
Коан четвёртый – быть правителем.
Я правильно понял
коан поэта, сенсей?
– Это похоже на один из твоих дзэнских
коанов, которые я никогда не могла понять.
– Осмелюсь спросить, профессор, что такое методика
коанов?
Разве нелепый вопрос – как звучит хлопок одной ладони – не стал великим
коаном?
Иными же словами, художественное творчество – созерцательный путь к совершенному, подлежащему запечатлению образу – как бы выполняло для монаха-художника роль упражнений по разгадыванию
коанов, обращало его душевное зрение от сферы феноменов к потоку внутренних образов, к глубинному времени.
Мы пытались показать, что при семантической классификации языков
коаны попадают в ту бесконечно удалённую точку, на которую замыкаются оба конца семантической шкалы.
– Да кто знает, что может сделать какой-то придурок из интернета, – прошипела в ответ моя матушка, и прозвучало это почти как философский
коан .
Прочитав ещё несколько
коанов, я сделал вывод – всё построено на парадоксах.