Учителя дзен-буддизма использовали 
коаны, чтобы помочь ученикам достичь высокой осознанности.        
     
            
        Мы как бы разгадываем 
коан учителя, который показывает на посох, но подразумевает ум.        
     
                            
                    
        Этот мотив повторяется затем во множестве 
коанов дзен-буддизма – маленьких и часто внешне абсурдных притч, способных приблизить человека к просветлению.        
     
            
        В буддийской традиции 
коан – текст в форме вопроса или притчи, не имеющий логического смысла.        
     
            
        Хорошо. Получается, сюжеты сновидений и 
коаны имеют общую природу – метафорический язык. А есть что-то ещё похожее в них?        
     
                    
        
                    
        
    
    
        
            
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: перештопка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
                    
                    
                                 
         
     
                                
        Тексты зачастую напоминают то дзеновский 
коан, то поэму о любви, то сжатые инструкции к действию.        
     
            
        Как говорится в древнем 
коане дзен: «Сначала есть гора (мы воспринимаем), затем нет горы (мы действуем), затем есть гора».        
     
            
        Он шёл по лесу, где ему открылся смысл 
коана.        
     
                            
                    
        Проблемы начались с изучения 
коанов.        
     
            
        Ум не желал умолкать – и видел в практике 
коанов удобный бюрократический протокол, за которым целые поколения настоятелей и бонз могли без труда спрятать свою тупость.        
     
            
        Таким образом, техника 
коана является триггером, запускающим механизмы парадоксального мышления.        
     
            
        Похоже, он говорил со мной дзенскими 
коанами, как когда-то я с ним.        
     
            
        На этот классический дзенский 
коан у меня была особая надежда.        
     
            
        Один из самых известных 
коанов звучит так: «Что было твоим лицом до того, как твои родители родились?» Этот вопрос заставляет ученика задуматься о своей истинной природе, которая существует вне времени и пространства.        
     
            
        Не претендующая на полноту, но явно не бессмысленная, она интригует меня не хуже дзенского 
коана:«Растения – наставники вещей».        
     
            
        Очень ярко описывает этот момент древний буддийский 
коан: «Если у тебя есть посох – я дам его тебе, если у тебя нет посоха – я отберу его у тебя».        
     
            
        Принцип абсурдных ответов учителя на вопросы учеников (так называемые 
коаны, мондо) и алогичных, бессмысленных с точки зрения обыденного разума действий был характерен для школ дзен-буддизма.        
     
            
        В действительности цель 
коана не разрешить задачу, а скорее прочувствовать ощущение неразрешенности, вызвать в практикующем «состояние вопрошания».        
     
            
        Может быть, в этом и есть загадка притч, дзенских 
коанов, легенд.        
     
            
        Сейчас я более подробно расскажу вам, что такое буддистские 
коаны.        
     
            
        Потом они долго сидели и молчали вместе, вновь и вновь пытаясь проникнуть в бездонную глубину нового 
коана.        
     
            
        Мой любимый 
коан „истинный человек без примет“ ведёт к средоточию понимания.        
     
            
        Однако этот 
коан можно решить по другому и точно, воспользовавшись понятием золотого сечения.        
     
            
        Возвращаясь к буддистскому 
коану.        
     
            
        Один японский 
коан утверждает: «Страх быть не на высоте (прим. ред.: «быть на высоте» означает соответствовать желаемому человеком образу – быть способным чего-то достигать, что-то иметь, как ресурсы, так и качества, не иметь каких-то недостатков) заставляет нас каждый день делать один дополнительный шаг», подчёркивая, что это чувство может быть толчком, ведущим к совершенствованию.        
     
            
        В дзен – буддизме принято обучать учеников с помощью 
коанов.        
     
            
        Другой популярный 
коан гласит: «Услышь звук хлопка одной ладони».        
     
            
        Работа с 
коанами требует терпения и настойчивости.        
     
            
        Практика аналитического исследования 
коанов направлена на «пробуждение» в сознании субъекта некоего знания, которое помогает ему найти ответы на вопросы о сущности своего бытия.        
     
            
        Коан первый – быть мужчиной в этом мире.        
     
            
        Коан четвёртый – быть правителем.        
     
            
        Я правильно понял 
коан поэта, сенсей?        
     
            
        – Это похоже на один из твоих дзэнских 
коанов, которые я никогда не могла понять.        
     
            
        – Осмелюсь спросить, профессор, что такое методика 
коанов?        
     
            
        Разве нелепый вопрос – как звучит хлопок одной ладони – не стал великим 
коаном?        
     
            
        Иными же словами, художественное творчество – созерцательный путь к совершенному, подлежащему запечатлению образу – как бы выполняло для монаха-художника роль упражнений по разгадыванию 
коанов, обращало его душевное зрение от сферы феноменов к потоку внутренних образов, к глубинному времени.        
     
            
        Мы пытались показать, что при семантической классификации языков 
коаны попадают в ту бесконечно удалённую точку, на которую замыкаются оба конца семантической шкалы.        
     
            
        – Да кто знает, что может сделать какой-то придурок из интернета, – прошипела в ответ моя матушка, и прозвучало это почти как философский 
коан .        
     
            
        Прочитав ещё несколько 
коанов, я сделал вывод – всё построено на парадоксах.