Обратим внимание в первую очередь на активную многовековую дискуссию, заочно и в разное время устроенную виднейшими византийскими
канонистами по поводу толкования 28го правила.
Известный
канонист справедливо отмечает, что и в данном случае налицо тождество требований церковных и гражданских законов.
Католические
канонисты детально разъясняют содержание папских привилегий и особенности его статуса.
Подрывая сакральные основания королевской власти и его суверенитет, римские
канонисты разрабатывают основы договорной теории образования государства.
Как и в случае с цивилистикой комментарии
канонистов не только уточняли, но и развивали смысл авторитетного источника и тем самым способствовали развитию доктрины в изменяющихся социальных условиях.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: многоплодие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Следует признать, что, в отличие от некоторых наших отечественных
канонистов, католики по-своему более последовательны и логичны.
На рубеже XIX–XX веков среди русских
канонистов не было единого толкования этих правил163.
Задолго до 1869 г. западные
канонисты высказали и обосновали мысль о непогрешимости папы, суждения которого рассматривались как «judicium coeleste, Irreformabile», а приговор которого почитался как «rectissimus propterassist entiam Spiritus Sancti».
Ближе к 1917 году в трудах некоторых
канонистов стало просматриваться стремление подчеркнуть значение харизматической власти общины в рецепции решений церковной иерархии (Гидулянов)173.
Само собою ясно, что подобное мнение
канонистов не могло бы иметь места, если бы речь шла только о воображаемых воздействиях ведьм.
Наконец, зачем нужно было
канонистам столь рьяно предлагать различные наказания за чародейства, если бы последние были нереальны?
Подобное противоречие было предметом критических размышлений многочисленных христианских
канонистов в эпоху средневековья.
Так же и учёные
канонисты в своих толкованиях главы Si per sortiarias et maleficas artes 24, qu.
И это вызывает большие недоумения, потому что это значит, что на протяжении веков православные
канонисты не усматривали непоправимой поврежденности «Постановлений», исключающей саму возможность использования их в качестве авторитетного источника.
Канонист считал, что последний неправомерно отнёс те каноны, которые говорят о чисто административной деятельности архиереев, к их судебной власти.
Работы русских
канонистов мало известны как историкам, так и специалистам в области права.
– Церковный
канонист признал наш брак недействительным. Они так делают, и довольно часто. Совершенно бесплатно.
Римское право, прошедшее сквозь «горнило» трудов
канонистов и романистов-глоссаторов, несомненно оказало опосредованное воздействие на ряд положений работы.
Раймонду, епископу орвиетскому (хорошему
канонисту, но плохому политику), поручено было всеми мерами стараться устранить преграды между набожными пожертвованиями и сокровищницей папского престола.
Из этой мысли
канонисты делают следующие выводы по вопросу о пределах повиновения светской власти.
Эти слова свидетельствуют, что русские
канонисты почувствовали востребованность своих трудов в практической жизни.
Среди русских
канонистов порой возникали резкие споры, вызванные различным пониманием того, что же именно является неизменным в каноническом наследии и что подлежит пересмотру.
Споры между
канонистами принимали столь ожесточённый характер, что можно поставить под сомнение само понятие «русской канонической школы».
Возможно, справедливее было бы говорить о том, что каждый из названных
канонистов представлял собственное направление в науке.
Однако
канонистам никак не удавалось определить место епископа в судебном процессе.
Так и не выработав общую концепцию суда,
канонисты перешли к разработке проектов.
Стремясь как можно точнее установить через виновность греховность лица,
канонисты позаимствовали из римского права теорию первой.
Таким путём в право была привнесена через понятие греховности позаимствованная у римлян и получившая у
канонистов дальнейшее развитие концепция виновности.
Наиболее полное своё воплощение она нашла в знаменитом принципе versanti in re illicitae imputantur omnia quae sequuntur ex delicto (занимающемуся незаконным делом вменяется всё, что следует из деликта), впервые появляющемся между 1191 и 1198 гг. в трактате Summa Decretalium известного
канониста рубежа XII–XIII вв.
Таковой подход не мог не противоречить теории греховности, разработанной
канонистами и становившейся необходимой предпосылкой применения уголовно-правовых санкций, что и дало жизнь основанию защиты se defendendo.
Выдвинутое
канонистами требование исследовать греховность, моральную испорченность предопределило развитие второй концептуальной характеристики mens rea, т. е. учения об определённых психических состояниях, отражающих ту или иную степень моральной испорченности деятеля.
Так, сопоставив систему наказаний, практиковавшихся
канонистами и существовавшую в английском праве, нетрудно увидеть в последней одну из причин тормозящего воздействия на содержательное развитие понятийного аппарата mens rea.
Затем не без влияния известных политических процессов диалог между легистами и
канонистами приобрёл не только конструктивный оттенок, но и взаимообогащающий характер.
Тем более это характерно для толкований древних правил, подготовленных древними
канонистами.
Смотри сочинения вышеуказанных
канонистов: «Те же, которые защищают труд людей от уничтожения бурей и градом (насланными ведьмами), заслуживают не наказания, а вознаграждения».
Поговаривают, плохо проповедует, но как
канонист хорош.
К числу канонических ценностей брака мы считаем возможным отнести – по крайней мере, с точки зрения «светского
канониста», – каноническое понимание его таинственного характера, предназначения и существенных свойств.
Эта ситуация расценивается
канонистами как нарушение единства брака по вине мужа.
Сторонники коитальной теории – итальянские
канонисты (итальянская школа) – считали это недостаточным, настаивая на том, что брачные последствия возникают лишь тогда, когда наряду с согласием последовало фактическое физическое соединение «в едину плоть» лиц, давших согласие вступить в брак.
Прежде всего
канонисты обращают внимание на то, что в данном случае исключается насилие, что очевидно уже из самой буквальной формулировки канона: «супруги… совершили».
Например, известный
канонист XIII в.
Наконец, это противоборство завершилось тем, что в настоящее время тезис о папе как источнике политической власти в государстве признан несостоятельным вследствие исторических обстоятельств самими католическими
канонистами.
Конечно, царём двигали совсем не те чувства, которыми впоследствии «наделили» его изворотливый папский клир и западные
канонисты.
Тексты толкований правил, созданных византийскими
канонистами XII в.
И гораздо позднее виднейшие православные
канонисты при всех расхождениях между собой не спешили употреблять выражение jus divinum в положительном смысле.
XIX в. дал целую школу талантливых русских
канонистов.
Первый из них – весьма известный
канонист.
Современные историки пришли к выводу, что «та идея естественных прав, создание которой сразу в законченном виде долго приписывалось либеральным мыслителям XVII и XVIII веков, на самом деле принадлежит католическим
канонистам, римским папам, профессорам католических университетов и католическим теологам» (Т. Вудс).
Однако впоследствии византийские
канонисты стали толковать данное правило расширительно, как запрет на всякое суетное украшение своей внешности, в том числе и на брадобритие.