Он основан, в отличие от марксистского
истмата, на строгом следовании некоторым основным и верным положениям марксистского же диамата, а также на моих исправлениях и дополнениях к нему, и на других моих идеях.
Можно было кое-что делать и будучи скованным
истматом и диаматом.
Я считаю, что не это экономическое обеспечение непосредственного существования и отдельных людей, и всего общества, и даже не развитие всех общественных «производительных сил» и «производственных отношений», которые марксистский
истмат называет «экономическим базисом общества», определяет всё главное во всём содержании общественного бытия и развития.
Многие одарённые люди приходили когда-то в историю с благороднейшим намерением шажок за шажком, десятилетие за десятилетием осторожно, по чуть-чуть раздвигать косные рамки
истмата, не вступая, правда, с ним при этом ни в малейшую конфронтацию.
Эти недостатки диамата и
истмата являются, по-моему, одними из самых больших «технических» причин неправильности общественной теории в философии марксизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перепускание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
На почве
истмата, где всюду одни аборигены и автохтоны и повсюду стадиальность формаций, крито-минойскую цивилизацию надо было куда-то вставить и разъяснить.
Соответственно от культурологии ожидали, что содержательно она станет «общей теорией всего», т. е. безграничным по своему размаху обществоведением (аналогично
истмату).
Итак, для тех людей, которые обращаются к коммунизму через поиск истины и жизненных идеалов, осуществление которых обещают коммунистические лозунги, реализм многих положений диамата и очень правильная в обещании, но неправильная в исполнении приведённая выше начальная позиция
истмата могут являться как бы гарантией истинности всей общественной теории марксизма – ленинизма, а значит и гарантией высокой ценности всех идеалов коммунизма и возможности их осуществления.
Это положение
истмата есть, по-моему, именно та вторая огромнейшая его «техническая» ошибка, которая вместе с первой такой же огромной его ошибкой (неучёт природных качеств человека) в наибольшей мере определяет его принципиальную неправильность.
Согласно подходу брежневского
истмата объективное – это хорошо, а субъективное – плохо, что когда экономика определяет политику – это материализм, а когда сознательное действие коммунистического субъекта преобразует общество – нет.
Ведь это люди, которые считают себя независимыми от убогого
истмата.
Те же преподаватели, что и раньше, исходят из тех же постулатов
истмата, а замена идеологической компоненты не повлияла на логику их рассуждений.
Длительное господство
истмата в официальной идеологии лишь затянуло смены парадигмы обществоведения с натурфилософской парадигмы на научную.
Только
истмат позволяет разглядеть слона, то есть за перипетиями политической борьбы, столкновением личных амбиций и торжеством кажущейся случайности обнаружить фундаментальную движущую силу происходящих в обществе процессов – она заключается в противоречиях и особенностях существующего способа производства.
Выходом из кризиса считается сегодня такая альтернатива
истмату, как теория самоорганизации.
Советский
истмат обходил такой важный факт: с 1901 г.
Везде было интересно, но при этом в ранние студенческие годы существовала тягостная необходимость сдавать разные
истматы, диаматы, историю партии – масса бессмысленно потерянного времени на предметы, которые заведомо никому были не нужны.
Не будучи в состоянии отказаться от своих взглядов на крестьянство, Каутский облекает свой вывод в обычную для
истмата терминологию (революция не буржуазная и не социалистическая, но происходит на «границе» этих двух обществ).
Зато с гуманитарными предметами типа
истмат и диамат у нас проблем не было.
Её изучали во всех высших учебных заведениях в виде курсов марксистско-ленинского диамата (диалектического материализма) и марксистско-ленинского
истмата (исторического материализма).
Главное, что в рамках евроцентризма лишь эта (постулированная
истматом) смена формаций признается правильной.
Принципиальная ошибка марксистского варианта диамата и
истмата состояла в том, что за базовую диалектическую категорию был взят сам процесс связей и отношений между этими категориям – отнюдь не в диалектическом, а однозначном понимании, без взаимо-обратных возвращений к своим началам.
Истмат применим отнюдь и далеко не к любому явлению общественной жизни.
Оно может стать открытием только для нынешних маловыдающихся историков и экономистов, с высокомерным презрением и ехидными смешками выкинувших
истмат из своего научного багажа.
Меня ведь хорошо учили
истмату – необходимо прежде всего выяснить: каковы движущие силы этого переворота, какова в нём роль масс, что за партия ещё более нового типа свергла власть предыдущей?
Наверняка, вам довелось, как и мне изучать
истмат, диамат и научный коммунизм.
Сумбура в мыслях ещё прибавилось, но и исследовательского азарта – тоже. Классические схемы
истмата трещали вполне и по швам.
– Я могу, конечно, диамат с
истматом вызубрить, да что толку. Экзамены по специальности мне хорошо не сдать.
Предпосылки к этому известны – те категории
истмата, в которые было надолго загнано мышление нашей интеллигенции, как и симметричные им категории либерализма, в которое наше мышление загоняют сегодня, представляли общество как арену борьбы рациональных интересов.
Начиная с 60-х годов эти рамки слабели, но шоры
истмата не дали нам возможности подготовиться к встрече с действительными общественными противоречиями.
Так и поступил будущий знаток
истмата в академию…
Восторг от марксизма, поклонение
истмату и диамату— разочарование; антикоммунизм и формальное диссиденство.
Правда, приходилось поддалбливать тот же растреклятый дойч, маразматические
истмат с диаматом, да совершенно нелогичную политэкономию капитализма.
Он презирал суеверия всей силой просвещённого
истматом и диаматом презрения: если сегодня он вставал с левой ноги, то завтра мог встать с правой или с обеих сразу.
Неужели ты хочешь быть ввергнутым в зловонные бездны диамата, в ядовитые испарения
истмата?
Прямо-таки
истмат с диаматом!
Истмат позволяет однозначно решить вопрос о революционном(!) характере реформ второй половины XIX в., несмотря на их значительную длительность во времени, что должно было бы свидетельствовать, казалось бы, об их эволюционном характере.
На самом деле теория самоорганизации оказывается не альтернативой
истмату, а попыткой реабилитации его предпосылочных оснований всё теми же, лишь слегка подновлёнными, средствами [21].
А ведь в институтах всех заставляли учить
истмат и экзамены сдавать.