С другой стороны, само её присутствие в деревне
зырян говорило о том, что вчерашние разбойники ей не привиделись.
На крики и беготню начали сходиться
зыряне из соседних дворов – собиралась толпа.
Дальше жили
зыряне, чудь заволоцкая и много других народов.
Леса и болота, занимающие огромную территорию, – это земли
зырян (современные коми), черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов) или вогулов (манси) – кочевников, живших, главным образом, охотой.
Однако с посторонними
зыряне всегда держались недоверчиво и были не прочь поднадуть инородца.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лошачок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь
зыряне ловили её, запирая выход неводами, заборами и другими способами.
Переселившись,
зыряне оседали по берегам рек и первоначально ограничивались сенокосами, рыбной ловлей и расчисткой лесов под пашни.
Источником этих недостатков является то, что некоторые исследователи, не определяя точно описываемой местности, говорят о
зырянах вообще.
Мне удалось найти всего несколько, весьма слабо обозначающихся следов древней языческой религии
зырян.
Эти-то появления и после смерти могли бы дать право видеть в орте поклонение предкам, но
зыряне отличают посещения орта от посещений самого покойника.
Все проживавшие в губернии инородцы давно были обращены в православие, и некоторые из них, в частности
зыряне, в значительной части обрусели.
Так, бывало, что заляжет
зырянин на дороге, ты конём по нему проедешь, и не заметишь.
Вскоре крестившиеся
зыряне сами стали рубить священные деревья и сокрушать идолов, которым ещё недавно поклонялись.
Русские поражались, когда видели, как проголодавшиеся
зыряне с аппетитом ели живую сырую рыбу, выдавив из неё лишь кишки и соскоблив ногтем чешую.
Ещё столетие назад
зырянина можно было легко отличить от русского.
Такие места называли
зыряне злыми, недобрыми местами.
Сказывали, что искали они тайные тропы в лесах и броды на реках, а помогали им местные
зыряне, не шибко «московских» людей жаловавшие.
Предки
зырян, охотники и рыболовы, не знавшие развитого земледелия, жили в землянках, представление о которых дают, вероятно, «чудские могилы».
Остатки чудских слов до сих пор встречаются в языке
зырян.
Боры тянулись широкими полосами вёрст в 10–20, и вот по этим-то борам, по едва заметным тропинкам,
зыряне ходили на охоту, собираясь небольшими партиями.
В лодке
зырянин ездил ловко и быстро, несмотря на её вертлявость.
Думал он ещё о том, что хорошо было бы избавиться от платежа дани, хорошо бы не бояться никаких разбойников! – но дальше этих дум дело не шло, потому что перед всяким собранием вооружённых людей
зырянин страшно робел и не имел духу оказать сопротивление.
Среди современных
зырян он не обнаружил этот обычай.
Тем не менее его дневник и статья о зырянских верованиях не содержат ни единого намёка на попытку обнаружить истоки современных религиозных представлений
зырян в «Калевале».
Новгородские ушкуйники грабили и опустошали привычегодские селения, мучили и убивали жителей, и вообще, причиняли много зла
зырянам, не считая их за людей, потому что они были «некрещёным народом».
У воды
зыряне селились потому, что реки служили им единственным удобным путём сообщения с другими селениями.
Состоя из одного сруба, избушка
зырянина не имела ни пола, ни окон, ни дверей.
Жизнь
зырянина представляла собой вечную борьбу за существование, вечную заботу о том, чтобы не умереть с голода, и не до подобных чувств было бедному дикарю, ожесточённому постоянной нуждою.
Это была настоящая северная одежда, незаменимая для зимнего времени, но
зыряне должны были носить её и зимою и летом, потому что зырянские женщины не имели понятия о приготовлении холста и шили одежду из звериных шкур, выделанных особенным образом, так, что их можно было шить без затруднения.
Так я был допущен в мир
зырян.
Существующие названия: «сысольские», «вычегодские», «печорские», «удорские»
зыряне определяют не только местность, но и различие быта, верований, обычаев.
Кроме того, он расспрашивал
зырян, знавших русский язык.
Сами
зыряне именовали себя коми[Там же: 22].
Русское влияние на зырянские верования было для него очевидным фактом: «
зыряне забыли свою прошлую религию», создав «озырянившиеся представления, т. е. представления русские, которым зырянская фантазия придала лишь некоторые своеобразные оттенки» [Там же: 102–104].
Он утверждал, что слово зырныупотреблялось
зырянами «редко и в другом значении», и отмечал, что созвучны с ним и другие зырянские слова – зырксыны‘вздорить’, зыркнитны‘шуметь’, зыртысны‘спихнуть’ [Там же].
Между тем
зыряне почитали своих умерших предков.
Его нет ни у русских, ни у близких к
зырянам пермяков и вотяков. <…> Может быть, теперь дух, душа по-зырянски действительно орт, но отсюда никак нельзя делать заключения, что существо(субстанция) орта есть дух.
Он или занимал пустыри, или соединял с собою путём исторической, нисколько не насильственной ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря или как нынешние
зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней; или, наконец, принимал под свой кров и свою защиту такие племена и народы, которые, будучи окружены врагами, уже потеряли свою национальную самостоятельность или не могли долее сохранять её, как армяне и грузины.
Сначала всё повествовал он об охотничьих подвигах соседских
зырян, как они чуть ли не голыми руками за куцые хвосты медведей ловят, потом совсем неожиданно завёл было речь о нечистой силе, да скоро смекнувши, что это не подходит к настоящим обстоятельствам, оробел сам от своих рассказов, как-то сразу оборвался и затих, тяжело вздыхая и бормоча вслух какую-то молитву.
Ходят какие-то
зыряне приблудные, мужиков смущают.
Так объясняют они происхождение названий: мордвы, муромы, мари (так зовут себя черемисы), морт-коми (самоназвание
зырян), удморт (самоназвание вотяков)5.
Но в конце ХIХ в.
зыряне летом носили уже совершенно русский крестьянский костюм, а кто побогаче – даже и импортное «немецкое платье».
В результате случалось, что сборщики взыскивали установленную дань вдвойне, разоряя бедных
зырян.
Удалые ушкуйники слушали, рассматривали её, удивлялись, что среди
зырян нашлась такая «чудная баба», которая мужчин смелее, и, обладая своеобразным качеством «разбойничьей чести», не трогали её и соглашались на её условия, если они были выгодны.
Некоторые зажиточные
зыряне отдавали в школы своих детей.
Их приютили
зыряне в своих керку, когда вогулы ушли.
Видел он – не врал
зырянин.
Знал он доподлинно: прикаменные
зыряне с остяками в большой вражде живут, им каждая беда соседа – елей на сердце.
В конечном итоге, он радеет за свою землю: если не новгородцы, то кто оборонит
зырян от жадных югорцев?
Скрытые косогором,
зыряне грелись у костров, кутаясь в малицы, многие спали, забравшись в шалаши, а поодаль, там, где овражек выходил к луговине, паслись олени.