С другой стороны, само её присутствие в деревне
зырян говорило о том, что вчерашние разбойники ей не привиделись.
На крики и беготню начали сходиться
зыряне из соседних дворов – собиралась толпа.
Дальше жили
зыряне, чудь заволоцкая и много других народов.
Леса и болота, занимающие огромную территорию, – это земли
зырян (современные коми), черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов) или вогулов (манси) – кочевников, живших, главным образом, охотой.
Однако с посторонними
зыряне всегда держались недоверчиво и были не прочь поднадуть инородца.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аннексионистский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь
зыряне ловили её, запирая выход неводами, заборами и другими способами.
Переселившись,
зыряне оседали по берегам рек и первоначально ограничивались сенокосами, рыбной ловлей и расчисткой лесов под пашни.
Источником этих недостатков является то, что некоторые исследователи, не определяя точно описываемой местности, говорят о
зырянах вообще.
Мне удалось найти всего несколько, весьма слабо обозначающихся следов древней языческой религии
зырян.
Эти-то появления и после смерти могли бы дать право видеть в орте поклонение предкам, но
зыряне отличают посещения орта от посещений самого покойника.
Все проживавшие в губернии инородцы давно были обращены в православие, и некоторые из них, в частности
зыряне, в значительной части обрусели.
Вскоре крестившиеся
зыряне сами стали рубить священные деревья и сокрушать идолов, которым ещё недавно поклонялись.
Русские поражались, когда видели, как проголодавшиеся
зыряне с аппетитом ели живую сырую рыбу, выдавив из неё лишь кишки и соскоблив ногтем чешую.
Ещё столетие назад
зырянина можно было легко отличить от русского.
Такие места называли
зыряне злыми, недобрыми местами.
Боры тянулись широкими полосами вёрст в 10–20, и вот по этим-то борам, по едва заметным тропинкам,
зыряне ходили на охоту, собираясь небольшими партиями.
Сказывали, что искали они тайные тропы в лесах и броды на реках, а помогали им местные
зыряне, не шибко «московских» людей жаловавшие.
Предки
зырян, охотники и рыболовы, не знавшие развитого земледелия, жили в землянках, представление о которых дают, вероятно, «чудские могилы».
Остатки чудских слов до сих пор встречаются в языке
зырян.
В лодке
зырянин ездил ловко и быстро, несмотря на её вертлявость.
Думал он ещё о том, что хорошо было бы избавиться от платежа дани, хорошо бы не бояться никаких разбойников! – но дальше этих дум дело не шло, потому что перед всяким собранием вооружённых людей
зырянин страшно робел и не имел духу оказать сопротивление.
Среди современных
зырян он не обнаружил этот обычай.
Тем не менее его дневник и статья о зырянских верованиях не содержат ни единого намёка на попытку обнаружить истоки современных религиозных представлений
зырян в «Калевале».
Новгородские ушкуйники грабили и опустошали привычегодские селения, мучили и убивали жителей, и вообще, причиняли много зла
зырянам, не считая их за людей, потому что они были «некрещёным народом».
У воды
зыряне селились потому, что реки служили им единственным удобным путём сообщения с другими селениями.
Состоя из одного сруба, избушка
зырянина не имела ни пола, ни окон, ни дверей.
Жизнь
зырянина представляла собой вечную борьбу за существование, вечную заботу о том, чтобы не умереть с голода, и не до подобных чувств было бедному дикарю, ожесточённому постоянной нуждою.
В современной науке считается, что название
зыряне – это экзоним, который на языках коми означает «живущий на границе» или «живущий на краю».
Это была настоящая северная одежда, незаменимая для зимнего времени, но
зыряне должны были носить её и зимою и летом, потому что зырянские женщины не имели понятия о приготовлении холста и шили одежду из звериных шкур, выделанных особенным образом, так, что их можно было шить без затруднения.
Существующие названия: «сысольские», «вычегодские», «печорские», «удорские»
зыряне определяют не только местность, но и различие быта, верований, обычаев.
Кроме того, он расспрашивал
зырян, знавших русский язык.
Сами
зыряне именовали себя коми[Там же: 22].
Русское влияние на зырянские верования было для него очевидным фактом: «
зыряне забыли свою прошлую религию», создав «озырянившиеся представления, т. е. представления русские, которым зырянская фантазия придала лишь некоторые своеобразные оттенки» [Там же: 102–104].
Он утверждал, что слово зырныупотреблялось
зырянами «редко и в другом значении», и отмечал, что созвучны с ним и другие зырянские слова – зырксыны‘вздорить’, зыркнитны‘шуметь’, зыртысны‘спихнуть’ [Там же].
Между тем
зыряне почитали своих умерших предков.
Его нет ни у русских, ни у близких к
зырянам пермяков и вотяков. <…> Может быть, теперь дух, душа по-зырянски действительно орт, но отсюда никак нельзя делать заключения, что существо(субстанция) орта есть дух.
Он или занимал пустыри, или соединял с собою путём исторической, нисколько не насильственной ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря или как нынешние
зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней; или, наконец, принимал под свой кров и свою защиту такие племена и народы, которые, будучи окружены врагами, уже потеряли свою национальную самостоятельность или не могли долее сохранять её, как армяне и грузины.
Сначала всё повествовал он об охотничьих подвигах соседских
зырян, как они чуть ли не голыми руками за куцые хвосты медведей ловят, потом совсем неожиданно завёл было речь о нечистой силе, да скоро смекнувши, что это не подходит к настоящим обстоятельствам, оробел сам от своих рассказов, как-то сразу оборвался и затих, тяжело вздыхая и бормоча вслух какую-то молитву.
Ходят какие-то
зыряне приблудные, мужиков смущают.
Так, бывало, что заляжет
зырянин на дороге, ты конём по нему проедешь, и не заметишь.
Так объясняют они происхождение названий: мордвы, муромы, мари (так зовут себя черемисы), морт-коми (самоназвание
зырян), удморт (самоназвание вотяков)5.
Но
зыряне народ ушлый, мой отец часто шутил, что мы «северные евреи», подкупили хозяев… брагой.
Некоторые зажиточные
зыряне отдавали в школы своих детей.
Здесь собирали ясак, брали пошлину с купцов, что торговали с мирными
зырянами и строптивыми самоедами.
Их приютили
зыряне в своих керку, когда вогулы ушли.
Так я был допущен в мир
зырян.
Видел он – не врал
зырянин.
Знал он доподлинно: прикаменные
зыряне с остяками в большой вражде живут, им каждая беда соседа – елей на сердце.
В конечном итоге, он радеет за свою землю: если не новгородцы, то кто оборонит
зырян от жадных югорцев?
Скрытые косогором,
зыряне грелись у костров, кутаясь в малицы, многие спали, забравшись в шалаши, а поодаль, там, где овражек выходил к луговине, паслись олени.