Третье, что обращает внимание, – это повышенный процент цезурных строк в народном
дольнике по сравнению с литературным и в песенном – по сравнению с былинным.
Там, как мы видели, на первом месте были хореи, затем чистые тактовики, затем
дольники с анапестами.
Во-первых, процент
дольников в стихах с дактилическим окончанием здесь весьма высок, выше, чем в большинстве былин, а в стихах с женским окончанием, напротив, очень низок.
Среди
дольников ещё более заметна становится двухударная вариация 4 – практически вариации 1–2, 2–1 и 4 встречаются почти с равной частотой.
Первое стихотворение написано трехиктным
дольником – размером, имеющим сильные символистские, а особенно блоковские ассоциации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чпокнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Из этих 43 былин в 38 за хореями следуют по частоте чистые тактовики, 4 раза
дольники и 1 раз анапесты.
Причина этого станет яснее, когда мы ближе рассмотрим состав
дольников и их стремление к цезурной симметрии.
Это особенно интересно потому, что в литературном трехударном
дольнике, как известно, эта форма чем далее, тем менее употребительна, господствующей же формой является 2–1.
Из примеров видно, что круг ритмических вариаций двухиктного
дольника сравнительно неширок.
Из основных ритмических групп на первом месте у него стоит хорей, на втором чистый тактовик, на третьем
дольник и на последнем, с большим отрывом, анапест.
Процент цезуры в
дольниках почти такой же, как в народном оригинале.
Дольниковые и чисто-тактовиковые вариации трехиктного народного стиха имеют ритмическую особенность, отличающую их от литературного
дольника и тактовика XX века: второй междуиктовый интервал в них стремится быть не короче, а длиннее первого.
Стихотворение написано
дольником, рифма перекрёстная.
Всё же мы не хотели вводом нового термина ещё больше запутывать и без того сбивчивую терминологию русского стиховедения; кроме того, все другие возможные наименования – «ударник», «неурегулированный
дольник» и проч. – также несвободны от посторонних ассоциаций.
Сравнивая былинный стих со стихом песен и духовной лирики с дактилическим окончанием, замечаем, что и в песнях, и в духовных стихах чисто-тактовиковые формы появляются реже; за счёт этого очень усиливается в песнях – доля правильных хореев, а в духовных стихах – доля
дольников.
Цезурованных
дольников такого рода в «Песне» 156 – почти треть её состава.
Исходные данные о ритмическом составе русской прозы см. в нашей статье о ритмике русского 3-ударного
дольника, описание хода вычислений – в статье «Вероятностная модель стиха».
Размер стихотворения, по большей части трехударный
дольник – с самого начала «неправильный» по отношению к стандартному силлаботоническому стиху, но и он неизбежно разрушается по мере уменьшения длины строки.
Ещё нас похвалили за использование
дольника.
При этом неважно, каким размером они написаны – ямбом или расшатанным
дольником, или вовсе лишены какого-то очерченного размера, даже рифмы.
Оказывается, на меня порой находило ямбическое и хореическое настроение (о существовании
дольников, тактовиков и остального я тогда ещё не подозревал).
В данном случае он рождается (и начинает воплощаться) на стыке (см. выше) милитаристского
дольника и печальных анненских зияний.
Разумеется, в
дольниках акцентных стихах их намного меньше, чем в произведениях жёстких размеров.
Но
дольника скорость берёт по верхам.
Однако, немного изменив первую строку: «Дядюшка самых честных правил / Он уважать себя заставил», мы вынудим ту же самую фразу звучать в стихе по-иному, с иктом на «он», и это будет уже не ямб, но скорее
дольник (точная классификация зависит от теоретика, некоторые скажут, что это «логаэд»).
Заметим, что для работы с
дольниками понятие эквивалентности записей будет расширено.
Поэтому вполне естественно, что изложение материала, относящегося к проблемам
дольника, в нашей работе будет не общепринятым, и студенту придётся считаться с тем, что при обращении к другим работам он сможет встретить другие объяснения, не совпадающие с нашими.
Дольник представляет собой размер, в котором так же, как и в классических размерах, закономерно чередуются ударные и безударные слоги, но закономерность этого чередования ослаблена: количество безударных слогов между ударными может свободно колебаться от нуля до двух.
А то великий князь ладожский всех славян поднимет – тогда по древнему обычаю от каждой земли, от каждого княжества собирается особая – дольная – дружина; и сливаются
дольники в единое могучее войско соборное, чтобы отразить натиск общего врага, либо самим по иноземью погулять.
И вот у меня в руках было два моих портрета – автопортрет из рифмованных
дольников, такой же печальный и тревожный, как я сам, и портрет, написанный холодно и на вид очень объективно посторонним лицом, которое смотрит на меня со стороны, сверху вниз, и знает больше, но всё же и меньше, чем я сам.
Он любил ходить, не хотел трястись в рабочей разъездной, которая развозила
дольников по средине города, распыляла их, как рабочих пчёл, по огромному улью города.
Как, стало быть, у девки кровя пошли, она из рубашонки дитячьей выскочила, так сразу в
дольник влезла.
Уже в «Пафосе» её
дольники начинают перетекать в стихопрозу и соседствуют с прозой.
Первое-второе места по частоте у него делят хореи и анапесты, а за ними с большим отрывом следуют чистые тактовики и затем
дольники.
Поэтому неудивительно, что и средний процент цезурных строк в народном
дольнике так высок – а в песенном особенно: как потому, что там больше доля формы 4 с её естественной двучленностью, так и потому, что там больше доля цезурных строк и в остальных формах.
Портреты в тени…” написано
дольником.
И его система больше подходит для русского языка, который обязательно сбивается на рифмованный
дольник или ещё на что-то такое системное.