Это было время, когда воззрение и практика учений
дзогчен были искажены интеллектуальными умопостроениями и спекуляциями.
По мере практики
дзогчен вещи становятся всё более тонкими, и даже плотные вещи возвращаются в источник и являются в форме света.
Он также отметил, что, используя исследовательские методы, такие как интервью, мы побуждали мастеров традиции
дзогчен переосмыслить свои методы обучения и переформулировать их ответы на волнующие вопросы.
Мастера
дзогчен отмечают, что йогин, не сознающий, что совершал ошибки в медитации, тем не менее сталкивается с ошибочными понятиями, которые возникают из открытости возможностям.
Как и в тибетском
дзогчен, здесь на рассвете созерцают с открытыми глазами красное солнце.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антрефиле — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он в полной мере обладал естественностью, простотой и непринуждённостью великого йогина
дзогчен, и, считаю, ни в коей мере не будет преувеличением, если назвать его махасиддхой, современным святым.
Созерцатель в системе
дзогчен не умирает в отделённости от вселенной явлений, а, по сути, обретает такое единение со всеми явлениями, что достигает растворения материального тела на энергетические компоненты.
Чтобы разобраться в этом вопросе, потребуется более основательное исследование всей истории подхода
дзогчен.
В соответствии с традицией
дзогчен практикующий должен оставить девять видов активности.
В первую очередь поражает, что всё, чему бы он ни учил, проникнуто духом
дзогчен.
Тексты
дзогчен подробно описывают, как формируются физические и ментальные энергии каждого человека во время периода внутриутробного развития, показывая их происхождение из первичных энергий основы бытия.
Если буддийские авторы
дзогчен дают описания видов света, энергий, частиц, элементов и т. д., важно понимать, что эти описания не относятся к материальным вещам.
Эти учения существуют с незапамятных времён, и часто говорится, что
дзогчен лежит вне временных и пространственных измерений.
Чтобы понять запредельный смысл самай
дзогчен, вначале необходимо знать, за пределы чего они выходят.
Если мы хотим искать манихейские влияния в представлениях
дзогчен о сиянии, они должны исходить с периферии манихейской веры, а не из её центральных богослужебных проявлений38.
После этой главы следует историческое исследование происхождения
дзогчен как чисто тибетской системы духовности.
Практик
дзогчен может преодолеть его, но обычные люди не имеют мыслей и пребывают в бессознательности.
И действительно, чтобы постичь этот аспект основы, йогины
дзогчен медитируют на кристаллах84.
Когда великие мастера, следовавшие пути
дзогчен, покидают тело, они напрямую достигают просветления в непосредственной основе (gzhi thog tu sangs rgyas).
Я могу точно сказать лишь то, что он хорошо знал текст «Слова моего всеблагого учителя», основные положения текста «Путь и плод», а также несколько сущностных наставлений
дзогчен.
Практикуя под моим руководством метод
дзогчен утром, ты сможешь тем же утром достичь состояния будды; изучая его вечером, ты сможешь достичь состояния будды тем же вечером.
Между этими двумя учениями почти нет разницы, за исключением, пожалуй, того, что учения
дзогчен акцентируются на развитии глубокого постижения воззрения основополагающей природы ума, тогда как в учениях махамудры делается акцент на практиках, облегчающих непосредственное переживание этой природы.
Во время его кремации небо было ясным и стояло полное безветрие, что в тантрах
дзогчен считается знаками, которые отмечают уход человека, достигшего наивысшей реализации, практика которого была «без признаков».
Эта книга посвящена самайям
дзогчен.
Одновременно крайний субъективизм, который сопровождает буддийскую реализацию, оставляет большой простор для понимания, где судьбу обычного человека, культивирующего тантрическое тело света, и радужное тело йогина
дзогчен можно рассматривать как различные способы явления изначальной реальности разным общинам верующих.
Однако, как мы увидим в следующих главах, такой
дзогчен прошёл драматический путь развития77 относительно первых форм нетрансформирующего пробуждения к «естественному состоянию» будды, известных нам.
Более того, с точки зрения
дзогчен (согласованного с буддизмом махаяны), сознавание может также переходить в ум, обладающий просветлением, или бодхичитту.
Если мы, ученики и учителя, уверены, что поняли
дзогчен и даже обладаем некоторой реализацией и постижением, учения из «Львиного рыка» вернут нас на правильный путь.
Дзогчен очень близок к махамудре школы кагью, которая испытала его влияние.
Полная и исчерпывающая информация на эту тему содержится только в сущностном разделе учений
дзогчен.
По этой причине мы будем с осторожностью использовать его подход и подход более поздних мастеров
дзогчен, имея в виду, что они действуют исходя из определённых философских предпосылок.
Вообще работа с этими тонкими каналами, связанными с глазами, – также важная особенность практики
дзогчен.
Гуру-йога в системе
дзогчен, по сути, подразумевает всё более глубокое соединение ума с освобождающими намерениями духовного наставника.
Чтобы читатель смог составить представление о связи между теоретической информацией и её практическим применением, я включил в свою книгу главы из текстов тайного раздела традиции
дзогчен, в которой содержатся уникальные методы практики, отсутствующие в других буддийских традициях и неизвестные русским буддистам.
В этом отношении система пратьябхиджни, фактически являющаяся индуистским аналогом буддийского недвойственного учения
дзогчен, демонстрирует диаметрально другой подход к пониманию взаимосвязи прямого (непостепенного) духовного пути и философского мышления.
Это не означает, что тонкое тело не входит в путь
дзогчен; это означает, что материальное, ментальное и тонкое тела – локус процесса спасения, а не просто орудия.
После изложения, по сути, сырых данных нашего исследования я предлагаю читателю современное понимание практики
дзогчен и достижения с точки зрения школы ньингма, снова добавляя несколько своих поясняющих комментариев, чтобы этот материал не терял связи с другими мистическими традициями, где речь идёт о преображении и телесности.
Лекции не были посвящены учению
дзогчен, они в основном касались текстов более низких колесниц.