Одним из источников её служит противоречивый процесс криминализации и
декриминализации деяний, благодаря которому репрессия постоянно должна приводиться в соответствие с реалиями социальной действительности.
Один –
декриминализация преступлений небольшой тяжести и передача их как проступков в гражданский, административный, трудовой, таможенный и другие кодексы с одновременным усилением санкций за них.
Российский законодатель на столь широкую
декриминализацию пока не идёт.
На наш взгляд, преступления этой группы подлежат
декриминализации.
Процессу криминализации новых форм общественно опасного поведения должен соответствовать процесс
декриминализации деяний, утративших ту степень общественной опасности, которая позволяла рассматривать их в качестве преступлений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: холода — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Объективности ради следует отметить, что судебная практика давно нашла «противоядие» к таким статьям, компенсируя отсутствие
декриминализации неприменением этих норм.
Так, в посткоммунистических режимах можно было наблюдать, подобно зеркальному отражению криминализации государства,
декриминализацию бывших членов преступного подполья, которые стали частью публичной сферы и начали политическую карьеру.
Такое утверждение во многом справедливо, учитывая многочисленные примеры
декриминализации и криминализации отдельных действий, произошедших в последние годы.
Не смотря на проводимые проце ссы
декриминализации налоговых деликтов число возбуждённых уголовных дел по преступным уклонениям от уплаты налогов остаётся стабильно высоким.
Данное свойство использовано автором монографии с целью показать насколько крепко «экономические» нормы связаны с нормами регулятивных отраслей, которые решающим образом влияют на сферу криминализации и
декриминализации отдельных видов правонарушений и на практические вопросы толкования и правоприменения указанных норм.
Аналогичным образом следует решать вопрос о частичной
декриминализации деяний в других случаях.
Материалы круглого стола на тему «Что можно сделать для
декриминализации клеветы и отмены законов об оскорблении».
Коллектив авторов, Энциклопедия диссидентства. Восточная Европа, 1956–1989. Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, 2022
Экономия уголовно-правового принуждения принимает различные формы:
декриминализации общественно опасных деяний и перевода их в разряд административных деликтов, замены уголовной ответственности за совершённые преступления иной ответственностью и т. п.
Вместе с тем идёт процесс криминализации и
декриминализации определённых форм преступного поведения.
В результате таких юриспрудентных процедур
декриминализация в государстве и обществе осуществляется не путём избавления от преступных проявлений, что само по себе является делом достаточно длительным, сложным, хлопотным, некомфортным, требующим значительных усилий – в первую очередь – интеллектуальных – и соответствующей воли, а куда более простым и надёжным способом: элементарным объявлением не-криминалом того, что ещё вчера признавалось именно им.
Но нашлись влиятельные силы в нашей стране, которые добились
декриминализации домашнего насилия и исключили из уголовного кодекса ответственности за побои.
Указанным законом была осуществлена
декриминализация злоупотребления властью или служебными полномочиями и бездействия должностного, совершенных при отсутствии признаков корыстной или иной личной заинтересованности.
Кроме того, отечественное законодательство знает множество примеров изменения межотраслевой границы между дорожно-транспортными происшествиями: начиная с конца 1960-х годов тяжесть уголовно наказуемого последствия от рассматриваемых явлений менялась то в сторону криминализации лёгкого вреда здоровью, то обратно – до
декриминализации вреда здоровью средней тяжести и крупного имущественного ущерба с переводом их в разряд административно наказуемых деликтов.
Смена идеологии (если угодно правосознания) приводит к
декриминализации части деяний, то есть определённые формы активного бытия человека перестают расцениваться государством как преступление.
Безусловно, это процесс «с двухсторонним движением» и интенсивность
декриминализации находится в прямой зависимости от уровня криминализации общества и от успехов в борьбе с преступностью.
Диалектический метод позволяет науке уголовного права в кратчайший срок выявлять оптимальные потребности в криминализации и
декриминализации общественных отношений, опираясь на познание путей развития общественных процессов.
С первой
декриминализацией ещё можно как-то согласиться (возмещение ущерба было возможно в гражданско-правовом порядке или по договорённости, и это решало основные вопросы), а исключение из последствий автотранспортных деяний причинения вреда здоровью средней тяжести было уголовно-правовым и криминологическим абсурдом.
Но гораздо более показательна динамика зарегистрированных дорожно-транспортных преступлений, где хорошо виден эффект от
декриминализации средней тяжести вреда здоровью и крупного материального ущерба в 2003 году.
По нашему мнению, методы
декриминализации и депенализации свойственны не только правотворческой, но и правоприменительной практике, использующей их исключительно «в рамках и на основе действующего уголовного закона».
Поскольку понятие степени общественной опасности или значительности причинённого вреда относительно и может существенно различаться в разных странах или в одной и той же стране в разное время, то всегда сохраняется потенциальная и реальная возможность взаимной трансформации административных правонарушений в преступления, и, наоборот, в зависимости от уровня стабильности правопорядка, духовного, идеологического, экономического и политического состояния данного общества, поскольку критерии и процессы криминализации или
декриминализации человеческих поступков определяются государственно-правосознательной оценкой правоохраняемых объектов и общественных отношений.
Такой подход к решению указанных проблем в какой-то мере убережёт законодателей и правоприменителей от неосознанного или предумышленного произвола, даст им определённые основания для правомерной криминализации или
декриминализации совершаемых правонарушений, о чём мы более подробно поговорим ниже.
Под удар попала и охрана общественного порядка: планируемая
декриминализация большого числа общеуголовных преступлений (вплоть до угрозы убийством) и усиление ответственности за преступления в сфере собраний и массовых манифестаций (до ранее реализованной с пьяными водителями криминализации повторного совершения административного правонарушения) неизбежно приведут к сокращению численности сотрудников правоохранительных органов: мелких отпустить, крупных посадить и всё спокойно.
На примере понимания
декриминализации деяний это очевидно.
Их раздутая доброжелательность стала кредо сигарных— капиталистов в рационализации расширения золотых ворот чистого зла, и
декриминализации жадности.
Общество нисколько это не осуждало, необходимый уровень правопорядка и
декриминализация всегда были одними из приоритетных векторов развития социума.
Культураобщества, политическая культура – один из важнейших факторов криминализации /
декриминализации государством тех или иных деяний.
Преобразование уголовного законодательства посредством его криминализации и
декриминализации требует постоянного возрастания уровня его научного сопровождения, разработки социально-криминологических критериев этого процесса, поиска возможностей допустимого понижения уровня репрессивности уголовного закона.
В данный момент рассматривается возможность
декриминализации статьи, по которой обвиняется ваш сын…
При этом
декриминализация может осуществляться в двух формах: исключение уголовной наказуемости деяния сопровождается либо признанием такого поведения правомерным, непорицаемым, либо переводом его в разряд административного, дисциплинарного или гражданско-правового деликта.
Статистика начала фиксировать снижение количества выявленных лиц, совершивших преступления в этой возрастной категории, с 2006 г. – до 4,4 тыс. чел. (что частично объясняется
декриминализацией законодателем мелких хищений).
Если по новому закону произошла
декриминализация или депенализация деяния, то содеянное требует квалификации по новому закону.
Соответственно
декриминализацию можно определить как процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости.
Более того, преступность как основной элемент предмета криминологии изучается ею лишь с учётом изменений уголовного законодательства, криминализации либо
декриминализации тех или иных общественно опасных деяний.
В германской системе в значительной степени выполняется требование
декриминализации уголовного права в сфере мелких правонарушений.
Реформирование уголовного законодательства прежде всего коснулось криминализации и
декриминализации ряда деяний.
Отмеченное диалектическое противоречие в соответствии с принципом целесообразности устраняется самим законодателем либо путём
декриминализации отдельных деяний, либо в процессе совершенствования уголовно-правовых норм.
Исследование вопросов криминализации и
декриминализации следует начать с выяснения их юридической природы, определения самих понятий.
Актом
декриминализации законодатель снимает «табу» с тех или иных форм поведения, признавая их не представляющими большой опасности для общества, а следовательно, и непреступными.
Последовательно проходя те же стадии,
декриминализация завершается иным результатом – исключением деяния из круга преступного и отменой его уголовной наказуемости.
Криминализацию и
декриминализацию условно можно представить как дорогу с двусторонним движением.
Криминологические прогнозы состояния, структуры, динамики преступности служат исходным импульсом к изучению всех остальных предпосылок возможной
декриминализации отдельных преступлений или, напротив, предполагаемого усиления интенсивности их пенализации.
По тем же соображениям нельзя расценивать как «частную
декриминализацию» существование в законе определённого числа деликтов, преследуемых в порядке частного обвинения.
Своеобразная особенность нынешнего этапа развития российской уголовно-правовой политики состоит именно в том, что смягчение уголовной репрессии, ограничение уголовно-правового воздействия происходят в большей степени за счёт установления в законе и широкого применения на практике различных оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и в меньшей степени за счёт
декриминализации общественно опасных деяний.
Криминологическими исследованиями давно уже доказано, что ослабление борьбы с хулиганством (а именно к тому ведёт
декриминализация) неизбежно влечёт «всплеск» преступности, регистрируемой по линии уголовного розыска.