Дискутируют о том, существовал ли
гностицизм уже во время первых христианских поколений или развился позднее, как результат распространения самого христианства.
К тому времени
гностицизм стал очень распространённым религиозным явлением.
Так в раннем и средневековом христианстве появились
гностицизм и мистицизм, в иудаизме – хасидизм и каббала, в буддизме – дзен и дзогчен, в исламе возник суфизм, а в индуизме зародилась адвайта веданта.
Другой учёный, обладающий не меньшим авторитетом, находит в суфизме элементы
гностицизма, а один английский профессор, который перевёл суфийскую книгу, склонен видеть в нём «маленькую персидскую секту».
Вся история как христианского, так и языческого
гностицизма окружена глубочайшей тайной и неизвестностью, потому что, хотя гностики и были плодовитыми писателями, почти ничего из написанного ими не сохранилось.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: материальные ценности — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Школа
гностицизма разделилась на две главные части, называемые александрийским и сирийским культами.
Свой путь изучения психодуховных практик автор начал с оздоровительной методики, в основе которой находится взгляд на человека, принятый в древней школе восточного
гностицизма.
Учение его уходит корнями в пантеистические системы иудейской каббалы, египетских верований, индуистской философии, платонизма, герметизма и других эзотерических учений, наиболее влиятельным из которых стал
гностицизм.
Несколько позже и греческий
гностицизм признал концепт реинкарнации, и это сыграло немаловажную роль в ранних христианских верованиях.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский
гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Общая идея
гностицизма сходна с герметизмом: существует некоторое скрытое знание, посредством которого можно объединиться с божественным.
Одними из ранних сект
гностицизма являются офиты, учение которых представляет хаотическую смесь мифологических и религиозных представлений.
Это стремление рационализировать сверхъестественное типично для высших форм
гностицизма.
Гностицизм представлял собой совокупность религиозных течений, развивавших параллельно с христианством, но глубоко несхожих с ним в вероучительном плане.
Отечественные исследователи, вероятно, должны более осторожно перенимать западные стандарты толкования мира хотя бы в свете того, что на западе увлечение
гностицизмом имеет глубокие корни и проникает в интеллектуальные элиты, что девальвирует высокую культуру, подталкивая социум к гуманитарной катастрофе.
Подчёркиваю, – не осуждение, а именно интерпретация, которая, учитывая значимость этого опыта, не редуцировала бы его к рецепциям различных вариантов
гностицизма, или к языческой «тоске по женскому божеству» – либо ещё к чему бы то ни было…
Можно сказать, что в этот период предыдущее собрание магических практик, мистерий, религиозных культов, с одной стороны, и развитие философской мысли, с другой стороны, соединились в три новых элемента – традицию герметизма, традицию
гностицизма и, наконец, теургию как новую «философскую» магию.
Но и первые, и вторые убеждены в том, что
гностицизм возникал в условиях, когда древний мир (иудейский и языческий) исчерпав свои интеллектуальные ресурсы, находился в глубоком кризисе.
Хотя лично я думаю, что это будет, не совсем возрождение
гностицизма, а это будет возрождение богоборчества, и оно вновь начнёт становиться реальной силой.
Однако
гностицизм проповедует освобождение от материи вообще и от плоти в частности, а хилиазм учит о воскресении плоти.
Если эта традиция и восходит к учению
гностицизма, то, скорее всего, очень опосредованно, и здесь надо учитывать влияние на всю ренессансную литературу провансальской лирики.
По иудейским источникам (апокалиптическим и позднейшим иудейским книгам), по посланию к колоссянам, по псевдоклементинам, по явлению элкесаитов и проч. можно заключить, что в I веке существовал многовидный иудейский
гностицизм, на который повлияли не столько эллинские, сколько азиатские культовые спекуляции и мифологемы.
Материя же последователям
гностицизма представлялась греховной, отягощённой злом, борющейся с божественными проявлениями.
Протестантизм отрицает идеологию
гностицизма (таинств) и пантеизма (богоматерии), считая их пережитками язычества.
Главная мысль статьи заключается в том, что даже переформатированный на новый лад
гностицизм продолжает оставаться весьма опасным антисоциальным явлением в связи с особой деструктивной настроенностью в отношении мира, человека, истории.
Особенно это представление характерно для так называемого
гностицизма, ереси II–III столетий, отрицающей все земное, все сотворенное.
Огромное воздействие на западную цивилизацию оказал окружённый глубочайшей тайной
гностицизм.
Гностицизм считается наиболее первым ярким примером проявления антисистемы в мировой истории.
В религии друзов уживаются элементы иудаизма, мусульманства и христианства с примесью
гностицизма и магии персидских жрецов.
В первые века нашей эры, то есть на заре христианства некоторые авторы обвиняли его в том, что он являлся чуть ли не основателем
гностицизма.
Приверженцы радикальных форм
гностицизма считали материальный мир безнадёжно испорченным, а человеческое тело – гнусной тюрьмой, ловушкой для пленённой души.
В целом его назвали
гностицизмом.
Он, если верить интернет-справочникам, уже лет двадцать занимается историей европейского
гностицизма.
Метемпсихоз был отчасти воспринят некоторыми античными философскими школами (в частности, пифагорейцами) и некоторыми представителями различных направлений
гностицизма.
Гностицизм существует до сих пор.
С начала семидесятых он с головой уходит в изучение двух основных, структурообразующих для будущей большой книги тем: египетского
гностицизма, а также истории и идеологии ордена тамплиеров.
Таким образом, скажем ли мы, что каббализм и
гностицизм произошёл от маздаизма или зороастризма, – это будет одно и то же, если только мы не имели в виду экзотерического поклонения, чего мы не имели в виду.
Поэтому нам не следует удивляться, вновь обнаруживая во всех основных догмах
гностицизма метафизические учения как брахманизма, так и буддизма.
То трагическое семя, из которого взросли её дела и мысли, было семенем пессимистического
гностицизма.
Герметизм вместе с
гностицизмом порождают общий синдром тайны.
Собственно
гностицизм связан с верованиями некоторых еретических сект в эпоху раннего христианства, они требовали обладания гнозисом или специальным эзотерическим знанием о духовных предметах.
Это явление осталось в истории христианства под названием
гностицизм.
Если понимать
гностицизм с точки зрения опытного познания иной реальности, то второе положение вполне сочетается с первым.