Дискутируют о том, существовал ли
гностицизм уже во время первых христианских поколений или развился позднее, как результат распространения самого христианства.
Первая связана с традицией
гностицизма и азиатских философских систем в их синтезе с христианством – это собственно альбигойцы, или катары, точнее дуалисты.
К тому времени
гностицизм стал очень распространённым религиозным явлением.
Подчёркиваю, – не осуждение, а именно интерпретация, которая, учитывая значимость этого опыта, не редуцировала бы его к рецепциям различных вариантов
гностицизма, или к языческой «тоске по женскому божеству» – либо ещё к чему бы то ни было…
Гностицизм представлял собой совокупность религиозных течений, развивавших параллельно с христианством, но глубоко несхожих с ним в вероучительном плане.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: белги — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вся история как христианского, так и языческого
гностицизма окружена глубочайшей тайной и неизвестностью, потому что, хотя гностики и были плодовитыми писателями, почти ничего из написанного ими не сохранилось.
Хотя лично я думаю, что это будет, не совсем возрождение
гностицизма, а это будет возрождение богоборчества, и оно вновь начнёт становиться реальной силой.
Школа
гностицизма разделилась на две главные части, называемые александрийским и сирийским культами.
Несколько позже и греческий
гностицизм признал концепт реинкарнации, и это сыграло немаловажную роль в ранних христианских верованиях.
Расцвет
гностицизма приходится на II в. н. э., хотя его зарождение можно проследить ещё в последних веках до н. э.
С другой стороны, им присуще сознательное желание воплотить в себе наиболее значимые черты западной мистической традиции, рассматриваемые с позиции
гностицизма за вычетом его специфичности и предрассудков.
В своём трактате о возрождении он проповедовал своеобразный мистический пантеизм с примесью
гностицизма.
Позднеантичная мистика создаёт учение о первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса (рассматриваемого уже как вторичное по отношению к первочеловеку); этот образ переходит в христианский
гностицизм и в иудейскую мистику, совмещая мотивы платонизма с новой, повышенной оценкой человека сравнительно с космосом.
Общая идея
гностицизма сходна с герметизмом: существует некоторое скрытое знание, посредством которого можно объединиться с божественным.
Гностицизм является «второй» частью наследия позднего политеизма.
Если эта традиция и восходит к учению
гностицизма, то, скорее всего, очень опосредованно, и здесь надо учитывать влияние на всю ренессансную литературу провансальской лирики.
По иудейским источникам (апокалиптическим и позднейшим иудейским книгам), по посланию к колоссянам, по псевдоклементинам, по явлению элкесаитов и проч. можно заключить, что в I веке существовал многовидный иудейский
гностицизм, на который повлияли не столько эллинские, сколько азиатские культовые спекуляции и мифологемы.
Но был ещё один аспект, на который стоит обратить внимание – так называемое магическое сознание, с которым очень часто несправедливо отождествляют как древний
гностицизм, так и его возможные современные направления.
Так, в I—II вв. возник
гностицизм — религиозно-философское течение, в основе которого лежит мистическое учение о знании, достигаемом путём откровения и указывающем человеку путь к спасению.
Материя же последователям
гностицизма представлялась греховной, отягощённой злом, борющейся с божественными проявлениями.
Огромное воздействие на западную цивилизацию оказал окружённый глубочайшей тайной
гностицизм.
Как, впрочем, и позднейшие исследователи гностической мифологии, философии и религии, не «углядевшие» подлинных эпистемологических корней
гностицизма.
Но церковное сознание было обращено, по преимуществу, к среднему, массовому человеку, было занято великим делом его водительства и его спасения, и, осудив
гностицизм, оно утвердило и узаконило агностицизм.
В частности, он приступил к изучению литературы по таким тонким и чувствительным вопросам, как аскетизм и религиозный исламский
гностицизм.
На самом деле, то, что входит в понятие «оккультно-магической („эзотерической“) традиции», существовало задолго до возникновения
гностицизма и имеет к нему косвенное отношение.
Философия
гностицизма и герметизма.
Природа
гностицизма и её следствия будут занимать нас в следующей главе.
Это учение не имеет прямого отношения к неоплатонизму и раннехристианскому
гностицизму, в которых также использовался термин «теософия», но в значении «божественная мудрость», «богопознание».
Кроме того,
гностицизм оказал определённое влияние и на само христианство, которое заключалось в том, что первые раннехристианские общины монахов – отшельников были в какой-то степени похожи на гностические союзы.
Многие пытаются изобразить её в качестве еврейского
гностицизма; в другой трактовке каббала представлена тайным еврейским учением, которое передавалось от поколения к поколению внутри еврейского народа и не могло быть передано непосвящённым.
Ничто не мешает, следуя этой формуле, переназвать
гностицизм романтизмом II–III вв. н. э.
Мысль, что его произведения это ну ни разу не «великолепный христианский катехизис», а скрытый пиар
гностицизма далеко не нова, и такие как научные, так и богословские исследования, к счастью, уже есть.
Протестантизм отрицает идеологию
гностицизма (таинств) и пантеизма (богоматерии), считая их пережитками язычества.
В первые века нашей эры, то есть на заре христианства некоторые авторы обвиняли его в том, что он являлся чуть ли не основателем
гностицизма.
Приверженцы радикальных форм
гностицизма считали материальный мир безнадёжно испорченным, а человеческое тело – гнусной тюрьмой, ловушкой для пленённой души.
Метемпсихоз был отчасти воспринят некоторыми античными философскими школами (в частности, пифагорейцами) и некоторыми представителями различных направлений
гностицизма.
Гностицизм существует до сих пор.
В христианском мире
гностицизм оставался отрицаемой церковь ересью, но продолжал существовать, в самых разных формах.
В целом его назвали
гностицизмом.
Таким образом, скажем ли мы, что каббализм и
гностицизм произошёл от маздаизма или зороастризма, – это будет одно и то же, если только мы не имели в виду экзотерического поклонения, чего мы не имели в виду.
Поэтому нам не следует удивляться, вновь обнаруживая во всех основных догмах
гностицизма метафизические учения как брахманизма, так и буддизма.
Он, если верить интернет-справочникам, уже лет двадцать занимается историей европейского
гностицизма.
Если попытаться изложить суть развитого
гностицизма как подхода к миру в двух словах, то получится вот что.
Одной из самых поразительных черт
гностицизма было это его убеждение во всемогуществе человека.
До сих пор не удалось точно соотнести воззрения тамплиеров с каким-то учением, хотя совершенно очевидно, что они отошли от традиционного католицизма и попали под воздействие восточного
гностицизма.
С начала семидесятых он с головой уходит в изучение двух основных, структурообразующих для будущей большой книги тем: египетского
гностицизма, а также истории и идеологии ордена тамплиеров.
Итак, в настоящем исследовании рассматривается то, что в контексте исследования
гностицизма называлось то протестной экзегезой и обратной экзегезой, то «герменевтическим принципом… бунта»: способ интерпретации, когда превозносятся те библейские персонажи, которых все давно привыкли воспринимать как злодеев, и, наоборот, порицаются те, кого принято считать «хорошими» .
Тем самым он противостоял идущему из
гностицизма представлению, будто вера и разум противоположны друг другу, не совместимы.
Это явление осталось в истории христианства под названием
гностицизм.
Если понимать
гностицизм с точки зрения опытного познания иной реальности, то второе положение вполне сочетается с первым.