И там и там происходит в той или иной форме
атомизация общества, а его роль в политических системах своих стран ослабевает.
Можно предположить, что мы имеем дело с реакцией на два десятилетия, в течение которых преобладающими были процессы разрушения устоявшихся социальных связей и, соответственно,
атомизации российского общества.
Сугубо интеллектуальное или даже нравственное понимание тупости и моральной безответственности массового человека ведёт не более чем к колебаниям на пути к
атомизации индивида.
Но куда сложнее, нежели решение технических задач, было преодоление
атомизации государственных органов ради централизованного сбора имеющейся у них информации по COVID-19.
Кроме того,
атомизация рынка препятствует выходу на них новых конкурентов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бутузить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но по мере распада социального контроля нарастало характерное для городов опасение, что люди будут жить в состоянии
атомизации, разъединённости и одиночества.
Тем не менее есть много факторов, которые говорят о том, что параллельно с разобщённостью и
атомизацией формируется единое поле новой, глобальной культуры.
Сегодня социальная
атомизация чаще всего происходит в периоды кризисов и катастроф, когда человек разочаровывается в общественной организации, и сопровождается резким увеличением числа антиобщественных поступков.
Так зарождается процесс
атомизации личности.
Бегство от себя, своей свободы в слепую разрушительность, оправданную псевдо рациональными посылами, и есть один из видов патологического поведения человека в его противостоянии миру, потакающему процессу разобщения и
атомизации людей.
Однако в древности
атомизация имела вполне естественные причины: переход от матриархата к патриархату, разделение труда и смена коллективного хозяйствования индивидуальным.
Казалось бы, в недотворённом мире – не всё ли равно: разве не на персональной
атомизации и последующем иерархировании зиждется человеческая тщета «быть как боги»?
Без неё, как представляется, невозможно формирование единства людей, принадлежащих одной нации и государству, на основе надличностных целей и интересов – ведь это единственное, что можно противопоставить
атомизации общества.
Происходит
атомизация общества, его разделение на пыль свободных индивидуумов.
Уравнивание прав свободных граждан постепенно приводило к
атомизации общественной жизни со всеми вытекающими последствиями.
Примитивизация общественного мнения,
атомизация социума, цинический эгоизм вместо плодотворного индивидуализма и, самое главное, банализация, примитивизация культуры.
Потому, что монетизация любых натуральных повинностей или благ есть сильнейший механизм
атомизации общества, перевода всех человеческих и социальных отношений на принципы купли-продажи.
От неё нам достались
атомизация населения, его непредрасположенность к самоорганизации, его патерналистские установки.
Совершенно очевидно, что такая
атомизация знания не сделала проще общественное принятие решений.
Отсутствие единого организованного информационного поля способствует стремительному ускорению
атомизации общества.
Дисхронию прежде всего вызывает
атомизация времени.
Это указывает на то, что социализм рождается на той же почве, на которой рождается индивидуализм, что он есть также результат
атомизации человеческого общества и всего процесса истории.
Если сказать одним словом, то в советское время произошла по ряду ужасных причин полная
атомизация людей, люди оказались совершенно разобщены.
Можно говорить о постепенном преодолении тенденции
атомизации регионального социума, ослабления и нарушения социальных связей между людьми.
Достигается такой уровень контроля (забрал благо – озверели; отдал благо – вернулись в «стойло») через
атомизацию массы, через уничтожение религии, культуры, традиции и перевод всех на единый унифицированный стандарт (масскультура).
Ещё до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной
атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание связей с движением над личными связями, а затем их полная утрата в пользу своего места в движении.
Тем более, что видна угроза
атомизации нашего отдела.
Он уловил первые признаки начинающегося процесса
атомизации русского общества, вызванного постоянным усложнением государственного и экономического механизма империи.
Вместо единения мы получили ещё большую
атомизацию, отягощённую массовыми депортациями и карантинными зонами.
Смыслообразующим элементом этого представления об индивидуальности выступает концепт посессивного индивидуализма, а также производный от него принцип политической
атомизации и неотчуждаемого права личности признавать или не признавать ту или иную систему общественного порядка по собственному выбору.
Провал практически всех (и без того немногочисленных) централизованных программ служил иллюстрацией прогрессировавшего процесса «
атомизации управления».
Он утверждал, что только в условиях массового распространения печатного – а теперь, в первую очередь, электронного – слова становятся возможными и частная собственность, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно печатным словом формируется исходный элемент западного общественного устройства – предельный индивидуализм, максимальная
атомизация человека.
При этом редко ставится вопрос о законности и обоснованности такой утилитарной
атомизации реальности, предполагающей её грубую эксплуатацию и, можно сказать, насилие над ней.
Одновременно с этим процессом активно идёт не только
атомизация башкирского общества, но и сильнейший кризис национальной идентичности, поиск новых институциональных форм для нового общества.
Кризис этничности был частью всего кризиса, вызванного
атомизацией общества и автономизацией личности, и притом частью особенно заметной: перемены, связанные со сменой этнокультурной среды и появлением неизбежной при этом напряжённости межэтнических отношений, принадлежали к числу наиболее осязаемых.
Нынешним затяжным похмельем после революционной эйфории на гранях 1980-1990-х гг. оказывается высокая степень
атомизации внутри научно-гуманитарного сообщества и его отрыв от широкого контекста общественной и культурной жизни [Живов, 2005].
На мой взгляд, именно этот вопрос о нынешнем отчуждении и
атомизации науки с особой силой наводит на мысль об особом, несводимом и толком ещё не осмысленном наукотворческом призвании всего библиотечно-архивно-музейного комплекса во всём многообразии и богатстве его учтённых и неучтенных функций (не говоря уже о человеческом его составе).
Следование этому принципу позволяет «освободиться» от искусственной
атомизации общества, поскольку не исключает анализа «влияния» и «авторитета» и допускает объяснение поведения индивидуума, в том числе «макросоциологическими переменными».
Тогда и начинаются распад,
атомизация социально-экономической системы.
И здесь дело не только в убывающей эффективности научных открытий, но в трансформации и усложнении самого предмета исследований, его тотальной
атомизации.
Чертой этого отчуждённого сознания является, кроме всего прочего, видение всего по отдельности: социальный мир с этой точки зрения подвергается
атомизации, распадается на индивиды, а также их отдельные акты, которые объединяет лишь то, что они подчиняются якобы каким-то абстрактным общим «законам».
Но в то же время приводит к усилению
атомизации индивидов, согласуясь с постмодернистской парадигмой плюральности и эклектичности западной культуры.
Как следует из данных, приведённых в табл. 1.4, можно говорить о тенденции
атомизации двух обследованных сибирских региональных социумов, ослаблении и нарушении в них социальных связей между людьми, когда жизненный мир человека ограничивается рамками его семьи и сужается до пределов населённого пункта, в котором он проживает.
После установления тоталитарного режима
атомизация распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора, также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой тоталитарной пропаганды.
В результате достигается предельно возможная
атомизация общества, и любое несогласие с политикой тоталитарного государства [и с тоталитарной идеей] либо раскол между индивидом и обществом сразу же ставит индивида вне закона.
Чтобы возродить мифическую социальную гармонию прошлого и преодолеть
атомизацию современного мира, социальные мыслители самого разного рода – социалисты, фашисты, ницшеанцы и даже либералы – представляли себе более коллективистское общество и новую человеческую психологию, которая будет соответствовать современной промышленной цивилизации.
Дар нахождения единых оснований человеческого интеллекта в абстрактной трансцендентальной сфере был дарован многим выдающимся мыслителям, однако он не остановил
атомизации в человеческих сообществах, оставаясь, тем самым, не более чем философским указателем некой неполной истины.
Люди двинулись по пути к иррациональным культам и религиозным догматическим учениям или к сверхпотреблению, проповедующим смирение перед несправедливостью и самоизоляцию, создающую
атомизацию общества и противостояние всех против всех.