– Ну вот, а я русский. Языка
коми не знаю. Наверное, мама знает.
Стоит отметить, что русские, проживающие в г. Калуге и принявшие участие в указанном исследовании, никогда лично не взаимодействовали с представителями
коми этноса и знают о них только номинально.
Описание
коми в представлениях русских, проживающих в г. Калуга содержит следующие наиболее частотные лексемы, характеризующие черты национального характера – добрые, весёлые, дружелюбные, странные.
У местных
коми и манси в связи с этими каменными идолами много догадок и преданий.
Издавна манси и
коми обожествляли каменные изваяния, поклонялись им.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: магрибский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При этом он, будучи сам по национальности
коми, писал на родном материале, а потому его записи обладают особой ценностью.
У
коми существовало довольно большое разнообразие знахарских и колдовских специализаций, включая и просто знающих людей.
Научное издание содержит богатый систематизированный научно-исследовательский материал о мифологии народов
коми.
В мифологии
коми белемниты или «куль чунь» – «чёртовы пальцы», тоже играли немаловажную роль.
Внешность
коми описывается следующим образом: круглолицые, невысокие, упитанные.
Леса и болота, занимающие огромную территорию, – это земли зырян (современные
коми), черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов) или вогулов (манси) – кочевников, живших, главным образом, охотой.
Крестьяне
коми, потеряв свою скотину, писали «прошение» к «лесному царю», поскольку именно леший отвечал за пасшийся в лесу скот.
Внешность
коми описывается следующими характеристиками: невысокие, светлые.
Почему-то их принято именовать «чудскими древностями» и односторонне привязывать к финно-угорской культуре: раз последними по времени аборигенами здесь являются
коми, ханты, манси и другие народы, значит, именно им и принадлежат обнаруженные археологами предметы и изделия.
Русские, проживающие в г. Сыктывкаре, следующим образом описывают
коми: добрые, весёлые, трудолюбивые, общительные, тихие, странные.
Сравнивая самоописания наших испытуемых (Я-образ) и описания своего этноса можно обратить внимание на то, что в случае
коми они практически совпадают друг с другом, испытуемые считают, что психологические и поведенческие характеристики этноса присущи и им самим (или, наоборот, реализованный нами вид анализа не позволяет говорить о каузальной детерминации).
Вот уже три года мы не слышали со сцены живое
коми слово.
Но если спросить отмеченных этими званиями людей, что они сделали для
коми искусства в последние годы, уверен, не каждый сможет ответить.
Былички о подменышах широко распространены у северных
коми.
Дело в том, что в национальной драматургии
коми – а театр работал на двух языках (уникальный случай – одни и те же актёры!) – песни являются неотъемлемой частью пьесы.
Самый, пожа-луй, по–моему, замечательный заговор я впервые прочитала в антологии
коми поэзии.
Ещё многочисленнее более частные соответствия (ср., например, сюжет о войне бога грома против злых духов в саамской и мордовской мифологиях, тринадцать кереметей у марийцев и тринадцать охотников (отец и двенадцать сыновей) в эпосе
коми и др.).
Теперь – вдоль ручья, он-то стопудово к реке выведет. Ага! А река – к мосту, а на мосту –
коми тет по встрече с горячими гостинцами. Замкнутый круг, однако.
Характерной особенностью
коми молодёжи является готовность к пониманию чужой точки зрения, терпимость к взглядам и мнениям других.
Давным-давно, когда людей
коми называли зырянами и вместо республики исправительных лагерей для воров, убийц и всяческой контры, не разделяющей мировозрение политики партии и правительства с соседями, родственниками и коллегами по работе, стояли среди пармы (карельской тайги) хутора и села промысловых охотников, для которых понятие красть считалось бессмысленным.
Наличие этого стереотипа позволяло
коми переселенцам мирно внедряться на иноэтническую территорию и избегать длительного и стойкого антагонизма со стороны коренного населения.
Что же касается слова «молгонзея», то есть версия, что оно не местное, а зырянское, то есть народа, который сегодня называется
коми.
Вполне возможно, что и один из этнонимов
коми – зыряне, имеет прямое отношение и к этому мифу, и к этому истор. центру.
И вообще, это древнее божество
коми.
Этот милый
коми понятия не имел, что такое три года в кукуевских степях.
Переселение
коми в другие регионы занимает центральное место и в его исследованиях.
Волжские татары и
коми наверняка не примут в ней участия, поскольку это мирные и абсолютно забитые народности, которые столкнулись бы с численно превосходящей их массой русского населения.
То, что
коми видели и душу, и духов, соответствует представлениям русских.
Как и то, что для
коми болезни могли быть как от бога, так и от людей.
– А всё же для сотника ты мог бы драться и получше, – похлопал мертвеца но плечу ведун, выпрямился во весь рост и простёр над ним руку: – Аттара храш
коми, тхара, тзара, Тхор!
Заслуживают внимания данные пермских языков, где лексика этого корня –
коми роч«русский», удм. зуч«русский» – столь однозначна семантически.
Коми-язьвинцы (приуральские
коми) проживают вдоль течения р.
Авторы раздела по этнической истории и культуре народов
коми обобщают известные научные изыскания, довольно содержательно характеризуют духовую культуру коми-зырян и коми-пермяков.
Мы должны говорить не «татары-россияне», «коми-россияне» и т. д., но: «русские татары», «русские
коми», «русские евреи» и т. д.
Слово, по мнению
коми, „пуще стрелы“.
Самоописания
коми были следующими: добрые, добродушные, трудолюбивые, гостеприимные, отзывчивые, дружелюбные, весёлые, выносливые, отчасти закрытые, любящие природу.
Гетеростереотипы
коми, характерные для русских испытуемых, проживающих в республике, раскрываются через такие характеристики, как заурядность, неинтересность, эмоциональная холодность, закомплексованность, ущербность, неприспособленность.
Если, с одной стороны, сравнить описания коми-испытуемыми своего этноса и описания тувинцами
коми этноса, а с другой стороны, описания тувинцами своего этноса и описания коми-испытуемыми тувинского этноса, то мы не обнаружим сколько-нибудь значимого совпадения используемых характеристик.
К началу же XVII века местные
коми уже считали себя русскими – что вообще свойственно было нашей истории с древности.
В XV–XVI вв. под давлением славяно-русской колонизации этнический массив
коми сдвинулся в восточном направлении.
Несомненно, такой внезапный и чрезвычайно драматичный перелом в ходе событий мог быть расценён японскими священнослужителями, а также простыми воинами и крестьянами как прямое божественное вмешательство
коми –японских синтоистских божеств.
Коми кадзэ,божественный ветер…
Часов в 10 пили с
коми чай и рассуждали о старых временах (Там же, с. 208).
Сыктывкар:
Коми книжн. изд., 352 с.; 2-е изд. этой кн. – 2002.