В данном пособии представлена попытка составить алгоритм работы с таким историческим источником, как архивно-следственное дело эпохи «Большого террора» 1937—1938 гг. в рамках школьного образовательного процесса. Данное пособие будет полезным для педагогических работников при подготовке тематических уроков и внеурочных мероприятий, а также в работе с учениками над соответствующими исследовательскими проектами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Эвристический потенциал архивно-следственного дела эпохи Большого террора
Многообразие смысловых элементов, содержащихся в архивно-следственных делах, позволяет использовать данный исторический источник не только для изучения эпохи политических репрессий, но также для изучения локальной и региональной истории, истории быта и повседневности определённых социальных слоёв и в целом советского общества, изучать дореволюционные профессии и должности (в лицах, через судьбы конкретных людей), знакомиться с топонимикой Российской империи и СССР 20-х — 30-х гг., изучать особенности положения «бывших людей» в Советском союзе, способы их выживания в новой, идеологически враждебной к ним реальности, выявлять особенности социальной мобильности и социальной стратификации в конце XIX — первой трети XX века в нашей стране, изучать демографические процессы в определённых социальных слоях по составу семьи и т. д.
Исследовательский фокус можно задать изначально и заказывать в архиве дела, исходя из выделенного критерия:
— репрессированные села/района/города такого-то… (территориально-пространственный принцип);
— репрессированное учительство (учёные, музыканты, крестьяне, рабочие, врачи и т. д.) села/района/города такого-то… (дополнение территориально-пространственного принципа социально-классовым);
— репрессированные немцы/поляки/корейцы… села/района/города такого-то… (дополнение территориально-пространственного принципа национальным);
— коллективное дело по обвинению в… (организации сети повстанческих организаций, шпионско-диверсионных организаций) на таком-то предприятии/образовательных учреждениях и т. д. села/района/города такого-то… (дополнение территориально-пространственного принципа делопроизводственным);
— репрессированные Фризен/…/… села/района/города такого-то… (дополнение территориально-пространственного принципа ономастическим).
Можно исследовательский фокус выбрать после знакомства с содержанием конкретного дела / ряда дел, заказанных в архиве «случайным» способом.
Тематическое разнообразие эвристических возможностей АСД можно представить в виде следующего списка тем, которые не исчерпывают содержательного многообразия АСД, а лишь дают представление о характере заключённой в них информации.
Примерный список тем для исследования эпохи политических репрессий 1930 — нач. 1950-х гг. по архивно-следственным делам периода Большого террора:
1. История села/района/города такого-то… по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора;
2. «Откуда есть пришли…»: история поселенцев 20-х — 30-х гг. села/района/города такого-то… по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора;
3. Реализация идей классовой борьбы во время эпохи Большого террора (по материалам архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
4. Повседневная жизнь учительства школы/села/района/города такого-то по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора;
5. Вещный мир и условия быта советских врачей/учительства/учёных и т. д. во второй половине 1930-х гг. (по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
6. Стратегии выживания «бывших людей» после Октябрьской революции 1917 г. (по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
7. Судьбы репрессированных села/района/города такого-то… по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора;
8. Открывая историю родного края (села/города/… такого-то): исторические хроники первой трети XX века села/района/города такого-то… (по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
9. «Судьба человека»: историко-биографический и географический очерк такого-то… (ФИО) (по материалам архивно-следственного дела №…);
10. Особенности языка обвинения эпохи Большого террора (по материалам архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
11. «Преступление» и наказание: особенности делопроизводства эпохи Большого террора (по материалам архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
12. Обвинение и оправдание: особенности реабилитационного процесса по политическим делам эпохи Большого террора (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
13. «Свои» и «чужие» во время Гражданской войны глазами следователей эпохи Большого террора (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.). Фокус исследования в данном случае может быть направлен на то, о чем в к. 1930-х гг. спрашивали следователи, что было важным в изложении тех событий, какие события, факты, действующие лица упоминаются в допросах, как оценивается их деятельность;
14. Феномен коллективного следственного дела эпохи Большого террора: принцип формирования и особенности делопроизводства (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
15. Правда и ложь в следственных делах эпохи Большого террора (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.)
16. Представление граждан о «правильной» биографии (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.). В качестве основного источника здесь могут выступать жалобы, просьбы, письма во власть и другие документы, в которых обвиняемый или его родственники включают в текст своего рода жизнеописание, биографию или автобиографию.
17. Классификация основных видов «шпионской контрреволюционной диверсионной деятельности» эпохи Большого террора (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.)
18. Социальные метаморфозы в СССР в 20—30-е гг. (на примере судеб «бывших людей» по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
19. Социальное происхождение репрессированного учительства/учёных/директоров предприятий/артистов и т. д. села/района/города… в эпоху Большого террора (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.). В данном случае можно осуществить комплексную характеристику определённой социальной группы, либо взять за основу отдельный признак;
20. Дореволюционные профессии, предприятия и топонимика родного края/села/района/города (по материалам архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
21. Возможности архивно-следственных дел эпохи Большого террора для изучения своей семейной истории (на примере дела №… ФИО родственника);
22. «Неправильная» / «нехорошая» фамилия: судьба репрессированных Фризен/…/ села/района/города… (на материалах архивно-следственных дел 1937—1938 гг.);
23. Социальный портрет и судьбы репрессированных села/района/города… (на материалах архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
24. Особенности и механизмы первой волны реабилитации 1950-х — нач. 1960-х гг. (на материалах архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
25. «Верните мне дом!»: экономический аспект реабилитации 1950-х — нач. 1960-х гг. (на материалах архивно-следственных дел эпохи Большого террора);
26. Уровень материального благосостояния советских ученых/учительства/музыкантов/врачей/… села/района/города… (по материалам обысков и описей в архивно-следственных делах эпохи Большого террора).
Спектр тем показывает, что источником информации может стать не всё дело целиком, а какая-то его часть, содержащая сведения по интересующему вопросу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других