Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие

Ю. В. Зевако

В данном пособии представлена попытка составить алгоритм работы с таким историческим источником, как архивно-следственное дело эпохи «Большого террора» 1937—1938 гг. в рамках школьного образовательного процесса. Данное пособие будет полезным для педагогических работников при подготовке тематических уроков и внеурочных мероприятий, а также в работе с учениками над соответствующими исследовательскими проектами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Эпоха политических репрессий» в ФГОС СОО и других нормативно-правовых актах

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в современной России являются основополагающими документами, конституирующими образовательное пространство как в предметно-методической, так и в ценностной составляющей. В ФГОС прописаны не только содержательные единицы по каждому предмету школьной программы, но и совокупность универсальных учебных действий (УУД), которые учащийся приобретает или имеет возможность приобрести при освоении данного предмета. Также в ФГОС прописаны те качества (планируемый «личностный результат»), которые в процессе обучения воспитываются в обучающихся с помощью предметной и метапредметной составляющей.

ФГОС СОО11 определяет базовые принципы школьного исторического образования, среди которых применительно к теме «эпохи политических репрессий» можно выделить: (а) ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность; (б) воспитательный потенциал исторического образования, его исключительную роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма; (в) общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

Среди «планируемых личностных результатов» законодатель указывает в том числе:

— гражданственность, гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

— признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовую и политическую грамотность;

— готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

— способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите12.

Если обратиться к обязательному содержанию курса истории в 10—11 классах, которое определено в Историко-культурном стандарте (ИКС) по отечественной истории13, то можно увидеть, что Стандарт предполагает достаточно подробное изучение политических процессов в СССР в 1930-е гг., в том числе — темы политических репрессий:

«Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП (б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937—1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.»14.

При этом само понятие «политические репрессии» в контексте истории России XX века довольно широкое и включает в себя не только пик сталинских репрессий — «Большой террор» 1937—1938 гг., но и процесс раскулачивания, и иные внесудебные процессы, развязанные по политическим причинам в 1921—1953 гг.

Самое широкое понимание «политических репрессий» даётся в законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991: «Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями»15.

В преамбуле отмечено, что «целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года» — верхняя дата сознательно не обозначена. Один из авторов данного законопроекта, судья Конституционного суда в отставке Анатолий Кононов, по этому поводу отметил, что «это было осознанное решение, хотя оно, в общем-то, несколько противоречит логике»16, имея в виду, что создатели закона в условиях нестабильной политической обстановки таким образом пытались обезопасить себя.

Также в преамбуле к данному закону указывается на моральный аспект действий государственных органов — они принципиально осуждаются: «За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека»17.

Эпоха политических репрессий и, в частности, «Большого террора» — это один из наиболее «травматичных» сюжетов в истории нашей страны, по которому до сих пор не достигнут общественный консенсус: он вызывает споры, политически ангажирован и эмоционально пристрастен. Именно поэтому работа с учащимися старшей школы по изучению данной эпохи требует более тщательного и взвешенного подхода, использования в образовательном процессе аутентичных исторических документов, раскрывающих не только специфику осуществления самих репрессий, но и специфику истории родного края — через изучение судеб осуждённых, придание «большой истории» и большим цифрам «человеческого измерения».

Данный подход согласуется с интерпретацией эпохи политических репрессий, обозначенной в «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», утверждённой распоряжением правительства 15 августа 2015 г.: «реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

— признание преемственности исторического развития Российской Федерации;

— осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии;

— необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий;

— осуждение идеологии политического террора»18.

Основа для взвешенной позиции в отношении «эпохи политических репрессий» сформулирована и в Историко-культурном стандарте, подчёркивающем «противоречивость» данного периода и одновременность таких явлений, как искренний энтузиазм населения и достижения первых пятилеток — и поиски «врагов народа» и массовые политические репрессии19. Этот своеобразный исторический «оксюморон» порождает немало вопросов, поляризуя общественное мнение. Вероятно, снять это внутреннее напряжение может помочь смещение акцента при изучении темы на «человеческое измерение».

Таким образом, ценностные установки и принципы ФГОС СОО и Концепции заметно перекликаются и вместе с Историко-культурным стандартом, положенным в основу содержательных единиц ФГОС, помогают определить рамку «здравого смысла», в которой повествование об эпохе политических репрессий может стать не предметом ожесточённых споров «сталинистов» и «антисталинистов», не маркером политической и идеологической ориентации, а пространством индивидуального размышления о человеке и важнейших человеческих качествах, об ответственности, гражданственности, патриотизме и осознанном выборе, стать основой для развития более глубоких предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ряд факторов может способствовать реализации данного подхода к изучению темы эпохи политических репрессий:

(1) заметно усиливающийся интерес к семейным историям в нашей стране побуждает молодёжь обращаться к пожилым родственникам, документам семейных архивов, к семейным легендам и преданиям, узнавать больше про судьбы своих родственников (среди которых нередко оказываются репрессированные, так или иначе пострадавшие от политики репрессий, участвовавшие в ней — так же, как и в великих стройках первых пятилеток, ликбезе, в Великой Отечественной войне; это соседство особенно ярко подчёркивает сложность жизни, необходимость ответственного выбора, переплетённость судеб отдельных людей с судьбой целого государства, позволяет не просто узнавать, а «прочувствовать» историю своей страны, составить собственное мнение о событиях той эпохи);

(2) всё большая доступность архивных материалов (истечение срока давности документов — 75 лет — делает возможным доступ к личным делам репрессированных в 1930-е — нач. 1940-х гг. не только непосредственным родственникам, но также исследователям в научных и педагогам в образовательных целях);

(3) повсеместное распространение сети Интернет и цифровых технологий позволяет сканировать соответствующие документы и создавать обширные электронные базы данных, которые находятся в общем доступе и значительно упрощают поиск информации по теме;

(4) активная деятельность различных государственных и негосударственных организаций (музеи, архивы, культурно-просветительские центры и т. д.) по «популяризации» данной темы через разнообразные «практики прикосновения» позволяет усилить интерес учащихся и желание изучить подробнее тему эпохи политических репрессий20.

В учебном плане среднего общего образования изучение курса истории на базовом уровне предусмотрено только в количестве 2 уроков в неделю. То есть de jure государство в лице соответствующих органов признаёт необходимость глубоко изучать тему политических репрессий 1930-х — 1950-х гг., однако de facto учебного времени, выделенного на изучение данной темы на уровне федерального законодательства, недостаточно, и тема на уроке раскрывается только обзорно, что не создаёт условий для формирования заявленных личностных результатов. Соответственно работа по изучению «эпохи политических репрессий» в большей степени переходит из предметно-урочной в индивидуально-исследовательскую («индивидуальный проект») и внеурочную деятельность.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 №24480). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/.

12

Там же.

13

Историко-культурный стандарт. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebnometodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html.

14

Там же.

15

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1619/.

16

«Государство должно было извиниться». Закон о реабилитации жертв политических репрессий работает уже четверть века. Что он дал? // Meduza. 2016. URL: https://meduza.io/feature/2016/10/18/gosudarstvo-dolzhno-byloizvinitsya.

17

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1619/.

18

Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». URL: http://presidentsovet.ru/documents/read/393/#doc-1.

19

Историко-культурный стандарт. URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebnometodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html.

20

Зевако Ю. В. Педагогический потенциал «эпохи политических репрессий» для формирования ценностей гражданственности у современной молодёжи // Историко-педагогические чтения. 2019. №23. С. 358—359.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я