Глобальные перспективы высшего образования

Филип Дж. Альтбах, 2016

В книге Филипа Альтбаха, посвященной проблемам современного высшего образования, массовизации и подъему глобальной экономики знаний, анализируются такие важнейшие реалии, как влияние на высшее образование международных тенденций, интернационализация, роль университета в современном обществе, роль английского языка как языка мировой науки, влияние исследовательских университетов на общество и др. Рассматривается роль стран БРИК, в том числе России, в контексте всемирного высшего образования: отмечаются трудности создания в современном конкурентном мире университетов, которые могли бы занять ведущие позиции. Уникальный сравнительный подход, предложенный в книге, позволяет рассмотреть ключевые тенденции в мировом высшем образовании. Книга адресована преподавателям, руководителям университетов и исследователям высшего образования, а также широкому кругу читателей.

Оглавление

Из серии: Библиотека журнала «Вопросы образования»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глобальные перспективы высшего образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Посвящается моей супруге, с которой мы вместе вот уже полвека, Эдит Хосино Альтбах; более двадцати лет она работает ответственным редактором Центра международного высшего образования

© 2016 Johns Hopkins University Press. All rights reserved.

© Перевод на русский язык. Издательский дом Высшей школы экономики, 2018

* * *

Предисловие к русскому изданию

Читатель держит в руках книгу, в которую вошли ключевые работы выдающегося исследователя сравнительного высшего образования Филипа Альтбаха, опубликованные за последние два десятилетия. Сквозная тема статей — глобализация и интернационализация высшего образования. Глобализационные процессы, происходящие в мире, и политика интернационализации университетов, являющаяся ответом на порождаемые ими вызовы, создают ряд новых феноменов, а с ними ставят ряд открытых вопросов, решение которых служит ключевым фактором университетского успеха в современном мире. Именно их обсуждению и анализу посвящены отдельные разделы этой книги.

Какие глубинные изменения в университетах обусловливает интернационализация? Как университеты адаптируют свои стратегии, структуру и ключевые политики в области найма и привлечения студентов? Как формируется глобальное академическое пространство и расчерчивается его ландшафт? Как национальным университетам занять значимые позиции в этой системе? Эти вопросы актуальны сегодня для практически любого университета: говорим ли мы об университете — признанном лидере, существующем уже несколько веков или о новом, молодом и амбициозном университете. Хотя в книге не много говорится непосредственно о России, читая про проблемы разных стран, мы узнаем в них и наши проблемы, а значит, видим и варианты различных путей решения. Именно поэтому книга будет интересна российскому читателю.

Действительно, сегодня российские университеты, равно как университеты многих других стран, занимает вопрос поиска баланса между занятием достойного места в международном пространстве и решением национальных задач. Как стать университетом мирового класса — игроком глобального академического поля: проводя научные исследования, привлекая международных студентов, включаясь в международные научные и образовательные коллаборации и, значит, глубоко погружаясь в глобальную повестку, ориентируясь, в том числе, на английский язык как язык преподавания и исследований, и при этом не только сохраняя связь с национальной культурой, но и являясь активным участником решения национальных социо-экономических задач, драйверами регионального развития? Подобные вопросы стоят сейчас перед ведущими университетами в России, Китае, Индии и многих других странах практически всех регионов.

Вообще, само понятие университета мирового класса — это продукт интернационализации, поскольку такие университеты действуют на глобальных рынках, привлекая лучшие ресурсы — в том числе, профессуру и студентов — со всего мира, невзирая на границы. Как стать университетом мирового класса? Какие шансы на академическое лидерство у институций, находящихся на периферии академического поля? Иными словами, может ли периферийный университет занять центральное положение в международной академической системе, и какие факторы играют ключевую роль в этом процессе? Читатель найдет в книге и обсуждение этого вопроса.

Еще один феномен, получивший развитие в рамках процессов интернационализации, — это глобальные университетские рейтинги. Сегодня рейтинги (кстати, профессор Альтбах всегда выступал как их довольно активный критик, говоря о рисках чрезмерной опоры на них в принятии управленческих решений) играют заметную роль в жизни университетов, заставляя многие университеты ориентироваться на них не как на несовершенное средство оценки определенных аспектов деятельности вуза, а как на самоцель, с которой отождествляется успех и развитие университета. Каковы последствия такой деформации для отдельных вузов и академической системы в целом?

Еще одна важная тема, обсуждаемая в книге, — это тема неравенства, порождаемого глобализацией. Принято считать, что глобализация, создавая равные возможности и убирая барьеры (в том числе, в доступе к лучшим образовательным ресурсам), должна способствовать снижению неравенства, в то время как в контексте университетских систем это далеко не так. Как университетам противостоять утечке мозгов и потере лучших кадров? Как привлекать талантливых студентов, конкурируя за них с более богатыми и репутационно сильными институциями? Ответ на этот вопрос, пожалуй, является одним из ключевых сегодня.

Работы профессора Альтбаха уже хорошо знакомы российскому читателю, интересующемуся проблемами высшего образования, а ему самому хорошо знаком российский контекст — первый раз он посетил Москву еще студентом, в 1964 году, в рамках молодежного форума и с тех пор интересовался вопросами высшего образования в нашей стране.

Сегодня профессор Альтбах является членом Международного Совета программы повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов, и его опыт позволяет применять теоретические знания для выработки практических рекомендаций. Основные вопросы — как университетам, которые ходят стать институциями мирового класса, добиться успеха? В какой степени можно перенимать опыт других систем? Как его адаптировать к национальному контексту? — находят в рамках работы Совета уже совершенно практическое преломление.

Своя история есть у Филипа Альтбаха и с Высшей школой экономики. Уже без малого 10 лет продолжается сотрудничество Центра международного высшего образования в Бостон-колледже (который он возглавлял до недавнего времени) и Института институциональных исследований ВШЭ. Темами совместных сравнительных исследований стали совершенно разные аспекты академической профессии в современном мире, академические зарплаты и контракты (данной теме посвящена и одна из глав этой книги), инбридинг, международный рекрутинг, глобальные университетские рейтинги и их влияние на жизнь университетов. Изучение практик различных стран помогает нам увидеть определенные характеристики российской системы в сравнительном контексте, получая основания для выработки образовательной политики и потенциальных реформ. Приятно видеть, что результат этой работы нашел свое отражение в одной из глав книги (см. главу 17).

Под редакцией Фила Альтбаха и Джамила Салми в издательстве Мирового Банка вышла книга с кейсами университетов, ищущих свой путь к академическому совершенству. Книга переведена на множество языков. Россию в этой коллекции университетов представляет Вышка и благодаря этой публикации у нас появилась возможность познакомить широкое международное сообщество с историей становления. Несколько лет назад профессор Альтбах стал почетным профессором Высшей школы экономики.

Для понимания своей образовательной системы нужно видеть, как работают системы других стран. Чтобы думать о реформах, нужно видеть альтернативы. Чтобы быть частью глобального процесса, надо понимать, что системы не замкнуты, а развиваются и неизбежно будут развиваться в переплетении, симбиозе, кооперации и конкуренции. Поэтому я уверена, что книга найдет своего читателя в России — как среди исследователей, так и в кругу практиков, как уже нашла во многих других странах.

Мария Юдкевич

Оглавление

Из серии: Библиотека журнала «Вопросы образования»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глобальные перспективы высшего образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я