Открытый доступ к высшему образованию. Опыт Франции и уроки для России

Иван Самсон, 2021

В книге раскрываются принципы и особенности французской системы высшего образования. Представлен анализ монополии государства на присвоение ученых степеней уровней бакалавра, лиценциата, магистра и доктора. Уделено значительное внимание существующей практике регистрационных сборов за обучение в государственных вузах. Символический размер этих сборов обеспечивает свободный доступ в университеты Франции. Этому способствует и отсутствие отбора при поступлении в государственные университеты. Государственные расходы на образование являются инвестициями общества в свое будущее. Рассматривается также тема развития частного высшего образования. Количество поступающих в частные вузы постоянно растет. Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся перспективами развития системы высшего образования и науки, а прежде всего преподавателям вузов, государственным служащим, студентам, экономистам.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Открытый доступ к высшему образованию. Опыт Франции и уроки для России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Авторы:

Иван Самсон — старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Мириам Донсимони — профессор экономики Université Savoie Mont Blanc (USMB), Шамбери, Франция, руководитель кафедры экономики и социального администрирования

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021

Введение

Университет во Франции является основой высшего образования и научных исследований, поскольку в нем обучаются почти 1,6 млн студентов, или 2/3 общего числа студентов высших учебных заведений, и работают 90 тыс. научных сотрудников[1].

В октябре 2019 г. Конституционный совет Франции подтвердил принцип бесплатности французского высшего образования. В п. 13 Преамбулы к Конституции Франции 1946 г. говорится: «Нация гарантирует детям и взрослым равный доступ к образованию, профессиональной подготовке и культуре. Организация бесплатного и светского государственного образования на всех уровнях является обязанностью государства». Однако этот принцип не исключает права университетов взимать регистрационные взносы. Эти взносы должны быть «небольшими и учитывать в соответствующих случаях финансовые возможности учащихся»[2].

Что означает бесплатное образование, когда известно, что существуют государственные учреждения, частные школы и университеты? Каковы преимущества и недостатки этого принципа? Какое место он занимает в расширении возможностей университетов?

Эти вопросы будут рассмотрены в основной части работы, состоящей из двух разделов. Первый посвящен анализу государственного высшего образования, регулируемого всеобщим правом на бесплатный и недискриминационный доступ к образованию. Во втором этот принцип рассматривается с точки зрения частного высшего образования, которое не обладает конкурентным преимуществом бесплатного образования, но тем не менее привлекает все большее число студентов.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Открытый доступ к высшему образованию. Опыт Франции и уроки для России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

http://www.cpu.fr/information/histoire-de-luniversite/.

2

https://www.vie-publique.fr/en-bref/271197-conseil-constitutionnel-gratuite-de-lenseignement-superieur.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я