1. Книги
  2. Саморазвитие / личностный рост
  3. Ульяна Мацола

Путь Тигры. 7 шагов к созданию авторской трансформационной игры

Ульяна Мацола (2025)
Обложка книги

7 шагов, чтобы упаковать свои знания и опыт в увлекательный игровой формат. Книга будет полезна психологам, коучам и экспертам, которые ищут новый формат работы. Автор трансформационных игр делится своей методикой, которая поможет понять, как выбрать верный формат, нужные элементы и механики, что будут создавать Вау-эффект и удерживать внимание и интерес человека во время игры. Выполняя практические упражнения из каждой главы, вы сможете найти идею, превратить её в авторскую игру, протестировать и подготовить к печати.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Тигры. 7 шагов к созданию авторской трансформационной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Шаг первый: Тигра желает знать, оно тебе надо?

Личная мотивация на создание игры, коучинговые упражнения для определения миссии и ценности игры, логические уровни трансформационной игры.

Поздравляю! У вас уже есть своя идея Тигры, вы уже познакомились с ней. Теперь важно дать понять вашей Тигре, как вы ей дорожите, чтобы она не убежала от вас, не перешла к другому автору, не спряталась в рутине и не закопалась под кучей важных и несрочных дел и не была раздавлена каблуком самосаботажа.

Чтобы этого не произошло, у вас должна быть очень сильная мотивация завершить процесс воплощения Тигры в реальность.

Мотивация — это 90% вашего успеха, а всё остальное — это просто набор ежедневных действий в выбранном направлении.

Кстати, высокая мотивация, является также игровой механикой и очень часто применяется не только в играх, но и в маркетинге и кадровой политике управления персоналом. Об игровых механиках мы будем говорить на седьмом шаге и изучим более 50 видов, а пока давайте подумаем, зачем нам вообще это всё нужно и почему важно.

Вспомните сейчас любой фильм-блокбастер, где герой, человек, обладающий какой-либо компетенцией, замечает то, что не видит никто другой, и делает важное действие, которое может спасти целую страну или даже планету. И это и есть самая сильная мотивация. Когда вы делаете не только для себя и своих близких, но и для всего мира и человечества.

Ваша Тигра тоже служит тому, чтобы этот мир изменился к лучшему, и сейчас мы с вами найдём вашу миссию и сформируем видение и основные формы вашей идеи.

Предлагаю вашему вниманию арт-коучинговое упражнение под условным названием «Ракета». Это моя авторская модификация стандартных коучинговых упражнений на поиск предназначения и миссию.

Цель этого упражнения — определиться с миссией вашего проекта, а именно игры.

Миссия игры — это скелет вашей Тигры, на которую мы потом нарастим красивые мышцы, шкурку и яркие цвета.

Миссия и общее видение конечного результата тесно связаны с логическими уровнями игры, которые будет проходить ваш герой-игрок.

На этом шаге мы будем усиливать понимание ответа на вопрос: «Зачем эта игра человеку?».

Да. Знаю.

Вы это уже писали.

Ваш первый ответ был от ума, поверхностным и шаблонным. А наша задача, попасть вглубь, залезть в голову к человеку и увидеть то, что спрятано в подсознании.

Зачем я пойду на игру = зачем мне тратить на это время и деньги = зачем мне что-то понимать = зачем мне что-то менять?

Вот эту логическую цепочку нам нужно взломать, чтобы чётко увидеть, какой путь должен пройти человек во время взаимодействия с вашей Тигрой.

Этот вопрос он не имеет ни срока действия, ни ограничений. Этим вопросом «Зачем?» человек будет задаваться всегда, во всяком случае до тех пор, пока не сыграет в вашу игру. Это тот вопрос, который звучит в голове у людей до тех пор, пока Тигра не поможет им найти на него ответ.

Верю в то, что вы прониклись пониманием важности миссии вашей Тигры, а теперь давайте её формулировать.

Что вам понадобится для этого упражнения:

альбом для рисования и цветные карандаши или маркеры.

Если вы любите рисовать чем-то другим, то используйте то, что любите. Фломастеры — значит, используйте фломастеры, восковые карандаши — берите их.

Ничего не нравится или нет под рукой, не беда — можно использовать обычную шариковую ручку.

Вы можете подписывать все идеи на листе, где будете рисовать. Если нравится записывать всё отдельно — у вас уже есть специальный блокнот.

В арт-коучинге мы часто используем метод прорисовки с целью отключить жёсткую логику ума и работать напрямую с подсознанием. И вот эти простые способы, как рисование, помогают добиться этой цели. Если сможете отключить привычную вам логику, то получите интересные, новые и креативные идеи.

Берём лист бумаги, карандаш и…

Арт-коучинговое упражнение «Ракета»

Нарисуйте любое средство передвижения, которое будет символизировать вашу игру.

Например, ваша игра — это паровоз или самолёт. Может быть, это ракета или воздушный шар, просто велосипед или роликовые коньки. Возможно, это какой-то Мерседес или моторная лодка…

Закройте глаза и задействуйте своё воображение. Представьте, что ваша игра — какое-то средство передвижения, которое доставит игрока из того момента жизни, где он есть сейчас, в новое, нужное ему место. Что это за средство передвижения? Какая картинка пришла к вам?

Нарисуйте это схематически, как получается, не требуйте от себя идеального рисунка. Я не буду подглядывать! Обещаю. Ваш рисунок должен быть понятен вам и только вам.

Добавляйте детали и цвета, если хочется. Можно добавить место, из которого вы движетесь, и место, куда движется ваш транспорт. Можно добавлять другие вещи на пути, всё, что вам сейчас приходит в голову и хочется перенести на бумагу.

Дайте простор вашему творчеству: рисуйте линии, круги и зигзаги и всё, что хочет показать вам ваша рука. Доверьтесь ей!

А теперь, когда рисунок готов, отвечаем на вопросы, которые помогут проанализировать ваш рисунок и найти нужные ответы. Отвечайте первыми мыслями, которые приходят, когда вы смотрите на рисунок. Используйте прилагательные, глаголы и любые слова, которые помогут понять характеристики!

Вопросы для самостоятельного анализа рисунка:

1. Что это за средство передвижения?

2. Какие у него характеристики? (быстрое, медленное, плавное, драйвовое, может вместить много людей, только место для одного человека и т. д.).

3. Как быстро ваше средство способно довезти человека, куда ему нужно?

4. Какая цель? Куда едет/летит ваше средство передвижения? Есть ли название у этого места?

5. Что это за место? Что в нём есть? Какие возможности? (работа, семья, деньги, радость, общение, кайф и т. д.).

Нарисуйте это в виде какого-нибудь символа либо какого-то объекта, который будет вам напоминать о конечной цели, куда должен прилететь ваш игрок.

6. Откуда вы начали или начинаете путь? Что это за точка? Что это за место? Какие у него характеристики?

Нарисуйте какой-то символ или объект, который поможет зафиксировать ощущения, возникшие у вас сейчас.

Теперь, когда мы знаем начальную точку и конечную точку, нужно ответить на вот этот главный вопрос:

7. Зачем?

Зачем нужно покидать это прекрасное место, где мы сейчас находимся и лететь куда-то в неизвестное будущее?

Почему это важно?

Почему это важно сделать именно сейчас вам и вашему игроку?

Почему мне важно сесть на это транспортное средство и отправиться в путешествие куда-то в неизведанные земли?

8. Зачем брать с собой багаж или попутчиков и нужны ли они мне в этом путешествии? Что это будет за багаж, и кто те люди, которых я возьму с собой? Что это мне даст? Ресурсы? Энергию или что-то другое?

Здесь вы можете дорисовать любые символы и подписать их.

9. Какие же ценности сейчас важны вашему игроку во время этого путешествия? Почему сейчас важно двигаться в каком-то определённом состоянии, в определённом комфорте? Что будет для него сейчас ценно?

Например, если я сажусь в ракету и лечу куда-то в другой неизведанный мир, то мне будет ценно и важно, что моя семья находится в безопасности. Мне ценно и важно понимать, что я буду в безопасности. У меня есть защитный костюм, шлем, кислородная маска. Мне нужно комфортабельное кресло для сидения. А еще еда, вода, то есть какое-то обеспечение себя. Мне важно понимать: что я вернусь домой. Что у меня есть какой-то обратный путь для возвращения и т. д.

У вас могут возникнуть какие-то другие ассоциации, связанные с вашим рисунком и теми объектами, которые вы нарисовали.

А теперь обобщите всю информацию и сформулируйте кратко одним предложением:

Моя игра…(вставьте характеристики из п2. и п.3) помогает отправиться из… (мысли из п.6) к…(записи из п. 4 и п.5) в состоянии и при помощи… (пиши то, что в п.8) чтобы обрести/найти/получить/иметь/быть…(п7 и п.9.)

Поздравляю! У вас есть краткое описание пути вашего героя-игрока, и теперь мы найдём ключевые точки, важные для него самого. Любая игра создаётся для того, чтобы человек научился чему-то новому: мышлению, поведению, навыкам.

Есть две хороших новости:

первая: каждый из нас видит мир особенным образом, каждый уникален;

вторая: внутренние уровни восприятия и осознания одинаковы для всех.

Это даёт нам такую возможность, как воспринимать одно и то же событие разными способами. Например, на одном уровне восприятия событие будет казаться нам «негативным», а на другом уровне — «позитивным».

Что же это значит?

Например, у вас украли кошелёк. Первая реакция — негативная, меня это расстроило. Это вызвало гнев, злость, жажду что-то сделать или, наоборот, впасть в ступор. Затем можно впасть в истерику, жаловаться всем, кого встретишь, побежать в полицию, писать гневные посты в соцсетях и ещё 5 лет переживать об этом, а можно включить другой уровень восприятия и превратить это событие в условно «позитивное». Почему это произошло? Я был неаккуратен и невнимателен или что-то другое произошло? Как я могу избежать подобного в будущем? И когда мы начинаем размышлять подобным образом, гневные эмоции уходят, и событие превращается из негативного в опыт, который послужит в будущем защитой. То есть становится условно «позитивным».

Чтобы понять, как это можно использовать в Тигре, разберём логические уровни восприятия на примерах видов игр.

Теперь мы можем представить нашу Тигру как путь к чему-то большему, как миссию по улучшению качества жизни человека, и это даёт нам возможность выяснить, как же человек воспринимает себя сейчас и будет воспринимать в этом путешествии.

Миссия, которую хочет осуществить человек, приводит к вопросу о том, кто «Я» на этом пути?

Когда я думаю о себе, то какие мои ценности? На чём строятся мои убеждения об этом? Зачем и почему мне важно иметь что-то в моей жизни?

Какие у меня есть навыки и умения, чтобы иметь все важные ценности? Как я могу получить то, что мне нужно?

Что мне нужно для этого делать? Какие действия и поведение поможет мне получить то, что мне нужно?

Кто может в этом помочь? Где я смогу это получить? С каким окружением мне важно взаимодействовать, чтобы получить то, что мне нужно?

Все виды игр помогают найти ответы на эти вопросы. Трансформационная игра и её разновидности, помогает пройти все уровни логического восприятия.

И сейчас мы готовы перейти на следующий шаг и изучить человека, который готов следовать по пути миссии вашей Тигры.

Давайте подведём небольшой итог, что вы уже знаете:

Вы знаете, зачем делаете свою игру, почему это важно вашему игроку. Уже знаете его примерный путь, эмоции и чувства, какие-то потребности.

И сейчас продолжим оформлять нашу идею Тигры в некий метафорический образ.

Зачем нам нужен этот прообраз? Помните, как в русской сказке «Иван царевич и Серый Волк» есть такая неразрешимая задача, которую задают герою: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Эта задача ставит героя в тупик, и ему нужен помощник, советчик, попутчик, волшебное существо, которое поможет достигнуть этой цели. При этом — цель определяется и делается более конкретной, не самим героем, а именно этим помощником.

Если мы делаем игру, и у нас нет идеи, куда должен попасть человек, а у человека самого внутренний раздрай, и он не знает чего хочет, то такая игра заведёт в тупик. Такая игра не будет вовлекать игрока, не будет создавать у него вау-эффект и ему будет скучно. Тогда, в конечном счёте мы просто делаем работу, которая никому не нужна. Человек останется в недоумении и будет потом рассказывать, что все эти т-игры — ерунда.

Думаю, что вы не хотите такого эффекта. Думаю, вы хотите, чтобы людям нравилось на игре, и она приносила им пользу, а герой игры обязательно понял, чего он хочет и как можно исполнить свои желания, и точно знал, куда идти. Чтобы не перекладывал ответственность на серых волков и Бабу-Ягу, не спрашивал их совета и не действовал по их указке. Чтобы игрок учился думать сам и принимать важные решения и применять их в реальной жизни.

И для этого мы сейчас создадим свою сказочную историю, метафору вашей Тигры и пути игрока в ней. Собираем вашу идею в историю, понятную вашему игроку.

И главное — эта история должна приглашать того человека, который придёт к вам на Тигру. Если он услышит об игре — то захочет стать частью этой истории, узнает себя в этой истории, поймёт, что готов, и хочет, попробовать стать героем и дойти до конечной цели.

Людям часто кажется, что они могут достичь своей цели легко. И верят в то, что многие успешные люди тоже очень легко достигают своих целей. Они думают, что они просто счастливчики и им всё удаётся в жизни, а вот они родились такими несчастными. И цель любой практики, практического упражнения, игры показать человеку, как же ему достичь своей цели так, чтобы это ещё было похоже на реальную жизнь.

Что же происходит на самом деле в нашей реальной жизни?

У нас нет прямой дороги от точки А в точку Б. Есть зигзаги, обрывы, падения в пропасть, громы и молнии, дожди затапливают путь. Развилки, неверные выборы. Мы все время идём к нашей цели в условиях неопределённости. Разные события, какие-то явления в социуме, проблемы в семье или на работе, начальник вдруг кричит, план вовремя не сдан, дети болеют. Или вдруг происходит какой-то дефолт или ещё какая-нибудь история. Всякое бывает в этой жизни, такая природа реальности этого мира. Здесь всё всегда неопределённо, всё идёт не по плану и всё происходит не так, как мы хотим.

И идея нашей Тигры должна показывать игроку, как же он может дойти до своей цели, стать вот этим героем и победителем, получить приз, пройдя через катаклизмы, которые точно так же случаются в игре, как случается в его жизни.

Это упражнение поможет вам разбудить творчество, не пропускайте его! Как показала практика, после написания этой истории, она будет основной идеей визуализации вашей игры.

Мы усилим вашу идею мотивацией игрока. Какая же бывает мотивация и почему она важна в нашей истории. Большинство людей мотивирует либо получение выгоды, либо желание избежать боли. И вот эти две простые вещи работают всегда. И мы их закладываем в нашу Тигру.

Например, я хочу разобраться, как мне построить хорошие отношения или удачно выйти замуж. Что мной движет?

Желание избежать боли разрыва или избежать неприятных отношений, созависимых или других вариантов. Я не хочу переживать неприятные бытовые ситуации, боюсь, что меня используют и отношения будут недолгими.

Что я хочу получить, какую выгоду? Я хочу иметь счастье от общения, радость, может быть, получать какие-то материальные выгоды от моего партнёра, иметь регулярный секс.

Если вы эксперт, например, в изучении иностранного языка, то желание избежать боли — это стремление избежать ошибок при произнесении иностранных слов, чтобы над ним не смеялись и понимали в нестандартных ситуациях. Что будет выгодой? Лёгкость общения, возможность получить новую престижную работу, возможность получать больше денег, завести новые знакомства и т. д.

Прямо сейчас сделайте в вашем блокноте два столбика: «Боль» и «Выгода» и заполните их, в соответствии с вашей идеей.

И теперь мы готовы облечь все ваши логические выводы в метафору и добавить интереса в вашу Тигру.

Упражнение «История моего игрока»

Возьмите чистый лист бумаги и ручку на это упражнение.

Выделите себе 10—15 минут. Прямо заведите будильник на вашем смартфоне или секундомер.

Пишите свою историю в течение этих 15 минут, не больше!

Рекомендую вам — садитесь и пишите, что будет темой вашей истории. У вас уже есть миссия игры — используйте её, чтобы сформулировать тематику вашей Тигры коротко и ясно.

Пишите историю обязательно по шаблону, который я дам ниже, и соблюдайте эти 12 пунктов, потому что они логически выстроены и помогут дальше ещё больше структурировать логику Тигры.

Тема истории…(можно записать кратко миссию вашей игры)

В одной стране под названием… (здесь придумать название, соответствующее миссии вашей Тигры).

Жил-был один герой… (опишите здесь вашего героя: кто это, мужчина или женщина, мальчик или девочка, семейная пара, отцы и дети или кто-то ещё. Как он выглядит, во что одет, какой у него достаток).

У героя была… (тревога, какое-то беспокойство или душевное переживание, что-то его очень сильно мучило и тревожило. Здесь вы используйте то, что ранее написали в столбике под названием «боль» или какие-то новые моменты, которые приходят вам на ум прямо сейчас).

И вот произошла критическая ситуация, когда…(что-то случилось. Здесь опишите, что случилось. Не ограничивайте свою фантазию, воображайте и придумывайте. Сейчас нам неважны, какие-то аналитические вещи, пишите первые мысли. Отпустите своё воображение на волю и выписывайте первое, что придёт в голову, как бы это сумасшедше фантастически ни звучало).

В этой сложной ситуации герой очень переживал…(Здесь опишите, пожалуйста, эмоции вашего героя, его чувства. Что же он ощущал в этой ситуации, когда с ним это произошло).

И тогда герой стал размышлять над вариантами… (Здесь опишите не менее 5—7 вариантов выхода из этой ситуации! Лучше больше! Не ограничивайте свою фантазию, пишите любые фантастические варианты, которые вам сейчас будут приходить в голову. Они могут быть нелогичными, нелепыми и смешными).

И пришла герою в голову мысль отправиться в путешествие, которое поможет найти ответы…(куда отправился герой за ответами и подсказками, кого встречал на пути, что это за люди или ситуации?)

И встретил он одного мудреца, который дал ему… (подсказку, совет или много советов, или артефакт, или способ общения с высшими силами. Используйте свою фантазию и глаза мудрости внутри вашего сердца). Может быть он…

И тогда герой понял вдруг, как же он может решить свою задачу…(что он понял) и он её преодолел с помощью… (здесь вы пишите 5—7 вариантов решения проблемы/задачи. И опять-таки не ограничивайте свою фантазию, пишите всё, что сейчас пойдёт в голову).

И тогда герой возликовал и начал праздновать… (пишите эмоции и чувства, что может испытать человек, который решил именно эту, вашей тематики задачу/проблему. Какие действия он стал делать, как проявлял свою радость, может быть, пускал фейерверки или плясал).

И вот тогда, находясь в этом, вдохновлённом состоянии, герой решил сделать ещё что-то более значимое… (Что же сделал ваш герой? Может быть, он помог кому-то? А, может быть, он решил сделать что-то для других? Что-то большее, чем просто для себя).

И теперь, благодаря тому, что сделал этот герой, в его стране и у него самого появилосьДа, что там мелочиться, во всём мире и Вселенной наступила…(и вот здесь придумать необыкновенные результаты деятельности вашего героя. Вообразите самые великолепные результаты, которые могут быть, если следовать этому пути героя).

15 минут закончились! Отложите ручку и…

Теперь, когда ваша история написана, следующим заданием будет пойти и погулять на природе, свежем воздухе. Отложите историю, вы вернётесь к ней через некоторое время. Через 15, 30, 60 минут или через день. Не перечитывайте и не исправляйте историю. Дайте ей созреть.

Почему это важно? Потому что сейчас в вашей голове ещё происходит креативный процесс и теперь нужно, чтобы ваше творчество успокоилось, тогда вы сможете проанализировать историю Тигры либо дополнить её.

Дайте себе возможность вернуться в другое состояние ума для того, чтобы сделать правильный анализ.

Отправляйтесь гулять! Это прямой приказ!

С возвращением!

Ну что, берите свою историю и теперь сделаем небольшой анализ её содержимого. Здесь есть подсказка — пирамида логических уровней Тигры. Давайте посмотрим, на каких уровнях работает ваша история. Выпишите важные аспекты вашей истории в соответствии с этими уровнями.

Вопросы для анализа истории:

Как себя идентифицирует главный герой?

Какие у него ценности?

Какие у него есть убеждения и ограничения?

Какие у него уже есть навыки, умения, а какие он приобрёл или хотел приобрести?

Что он начал делать? Что он думал делать? Что он потом сделал?

Какие действия из тех, что он делал, были правильные и какие неправильные?

Что было в его окружении? Кто те люди, что его окружали или с которыми он встречался?

Какие события, происшествия с ним приключились?

После того как вы сделаете анализ истории, дайте её почитать другу и спросите, какие особенности он заметил? Используйте эти вопросы для анализа. Запишите ответы другого человека, сравните со своими, они могут отличаться или дополнять ваши ответы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Тигры. 7 шагов к созданию авторской трансформационной игры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я