В книге собраны сказки, посвященные литературе, начиная с народного эпоса, состоящего из устных сказаний, былин, сказок, пословиц и поговорок и заканчивая письменной литературой, книгами различных жанров – романом, повестью, поэмой, стихотворением, рассказом. Дети узнают об отличии прозы от поэзии, о рифме и размере, прочитают сказки, стихи, загадки, считалки и рассказы, ответят на вопросы по содержанию представленного материала. Пособие адресовано воспитателям детских садов, учителям начальных классов, гувернерам и родителям. Может быть использовано как при коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Устная литература — русский народный эпос
Дорогие ребята!
Знаете ли вы, что такое литература? Верно! Это сказки, стихи, рассказы и повести. Словом, литература — форма искусства, состоящая из художественных произведений.
Литература на Руси возникла в глубокой древности. Люди еще не знали букв, не было у них и письменности. Литературные произведения создавались устно. Сказания, сказки, былины передавались из уст в уста, от человека к человеку и составляли русский народный эпос.
В те времена городами правили князья. У каждого князя была боевая дружина воинов, которая храбро сражалась с врагами, защищая родную землю. Встречались среди воинов бесстрашные герои и могучие богатыри. В дружинах были и певцы — сказители. Они на княжеских пирах веселили князя и дружину своими песнями, былинами, сказами, сложенными в честь победителей.
Сказители играли на гуслях, прославляли храбрых воинов, рассказывали о битвах и походах.
Что же такое былина?
Былина — это устное повествование, есть в ней и рифма, и размер, поэтому мы говорим, что былина создана в стихах.
Ходили в древности по русской земле странники перехожие из города в город, из княжества в княжество и рассказывали о сражениях, героях, богатырях, о красоте и богатстве нашей земли.
Послушайте сказку.
Княжеский сын
Княжил в одном городе храбрый князь Андрей. Был у него маленький сынок — Ярослав.
Однажды мальчик играл в саду возле княжеского терема, как вдруг налетел откуда ни возьмись вихрь, потемнело небо. Солнце, словно тучи, скрыли огромные черные птицы. Налетели они на мальчика, закружились вокруг него, подхватили и унесли в пещеру к страшилищу — трехглавому Змею Горынычу.
Змей был уже стар, видел плохо, слышал еще хуже, пламя из его раскрытых пастей еле выбивалось, а сверкающая прежде чешуя совсем поблекла.
Змей Горыныч уже не летал над городами и селами, не губил народ русский.
День и ночь проводил он в пещере на вершине высокой горы, а еду приносили ему служанки — громадные черные птицы.
— Кого вы принесли мне сегодня на обед? — спросил он у птиц.
Самая старшая из них ответила:
— Сына князя Андрея — Ярослава.
— Вот и хорошо! — отозвался Змей Горыныч. — Сейчас я его съем.
— Подожди, не ешь меня, еще успеешь! — попросил умный мальчик. — Послушай сначала мою песню.
Он снял с плеча маленькие гусельки, сел на камень и нежным красивым голосом запел. Пел он о прозрачных лесных ручьях, о травах густых, о цветах душистых, о холмах лесистых.
Заслушался его Змей Горыныч, вспомнилась ему молодость, показалось, будто гладит он густые кудри красавицы Любавы. Ведь когда-то он был добрым молодцом, а не страшным змеем. Это злая волшебница превратила юношу в Змея Горыныча.
А мальчик все пел и пел. Слова словно сами складывались в чудесные стихи — былины. Не выдержал Змей Горыныч и заплакал. И тотчас отпали две змеиные головы, а одна стала человечьей. Слетела поблекшая чешуя и обратился Змей в человека — ветхого старика.
Так волшебница ему предрекла: если заплачешь от слов человеческих, снова станешь человеком.
— Спасибо тебе, маленький певец! — сказал он Ярославу. — Ты вернул мне человеческий образ.
А птицам приказал отнести мальчика на землю и отпустить его.
— Улетайте в далекие страны. Вы мне больше не нужны, — сказал старик слабым голосом.
Птицы послушались своего хозяина, подхватили мальчика, слетели с ним с горы и оставили на большой дороге. В это время по дороге шли странники перехожие в княжеский терем. Ведь князь Андрей только что вернулся из похода. Победил злых врагов, освободил из плена женщин, детей, стариков.
Уселась дружина за столы дубовые, яствами уставленные в богатом княжеском тереме. Только хотели пир пировать, как вышла из покоев княжеская жена и, плача, рассказала, какая беда с сыночком приключилась.
Опечалился князь, оперся он о меч булатный и задумался, как Змея Горыныча победить. Надо не пир пировать, а снова идти воевать!
В это время по высокому крыльцу поднимались в терем странники перехожие, а с ними Ярослав целый и невредимый.
Бросился он к отцу с матушкой. Они его обнимают, целуют, радуются, что сынок жив и здоров. Ярослав рассказал, как унесли его черные птицы на съедение Змею Горынычу, и о том, как Змею заиграл на гуслях да спел былину. Змей Горыныч заплакал, вернулся к нему человеческий облик, и он отпустил Ярослава.
Тут такой пир начался! Я там был, мед, пиво пил. По усам текло, да в рот не попало!
♦ Вопросы
1. Как звали сына князя Андрея?
2. Где он играл?
3. Кто унес его в пещеру Змея Горыныча?
4. О чем попросил Ярослав Змея?
5. Почему Змей отпустил мальчика?
6. Что спасло Ярослава?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других