100 шагов к счастью
Сергей Мазуркевич

Что такое счастье? Что мешает нам быть счастливыми? Что нужно для счастья? Предлагаемая вашему вниманию книга дает ответы на эти сложные вопросы. Подача информации в виде своеобразных «шагов на пути к счастью» позволит читателю эффективно применять на практике советы отечественных и зарубежных психологов, рекомендации социологов, знатоков восточной философии… Кроме того, в книгу вошли интересные тесты, наиболее полное собрание афоризмов и пословиц о счастье, любопытные факты.

Оглавление

Шаг пятый

Научитесь жить в согласии со своими инстинктами

Каждый несет с собой до конца оставшиеся от его рождения слизь и яичную скорлупу некой первобытности. Иной так и не становится человеком, остается лягушкой, ящерицей, остается муравьем. Иной вверху человек, а внизу рыба. Но каждый — это бросок природы в сторону человека.

Г. Гессе

Почему жить в согласии, а не, к примеру, управлять инстинктами? Да потому, что управление ими, или власть над ними, чрезвычайно труднодостижимы, если не сказать, невозможны. А жить в согласии со своими инстинктами вовсе не означает быть их пленником. Напротив, принимая, отслеживая и понимая свои инстинкты, мы учимся направлять их в «нужное русло», т. е. управлять ими не управляя.

У многих из нас существует стереотип, что инстинкты и инстинктное поведение — это плохо, поскольку свидетельствует о животной природе человека. На самом же деле это не плохо и не хорошо, — это было, есть и, наверное, будет (во всяком случае в ближайшем будущем), и никуда от этого не деться, нравится нам это или нет. А потому нет никакого смысла в осуждении инстинктов, тем более, что наши представления о них порой далеки от истинных.

Попробуем же разобраться с тем, что такое инстинкты и так ли уж они «ужасны»? Инстинктом (от латинского instinctus — побуждение) называют форму психической деятельности, тип поведения. Инстинкт в широком смысле противопоставляется сознанию. В более специфическом смысле — это закрепленное биологической наследственностью, свойственное данному виду животных поведение. Причем это поведение было закреплено по той простой причине, что оно способствовало как сохранению самого индивидуума и вида в целом, так и их эволюции.

Многие из инстинктов нам хорошо известны, например инстинкт самосохранения или инстинкт собственности. О существовании других мы, как правило, и не догадываемся. Например, во многих людях весьма живуч инстинкт собирательства, поселившийся в глубинах их подсознания еще в те далекие времена, когда древний человек (который еще и не был таким уж и человеком) питался тем, что удавалось собрать в лесу и на полях. До сих пор многие люди любят собирать грибы. Если же спросить их, почему они это делают, то ответят, что таким образом они отдыхают или общаются с природой, хотя в большинстве случаев они всего лишь следуют инстинкту собирательства и его удовлетворение вызывает комфортные ощущения у самого собирателя.

Людей по-настоящему сознательных (а не рассудочных) не так уж и много. Подавляющее же большинство находится в плену инстинктов, даже не подозревая об этом. И в этом нет ничего удивительного. Разумным человек стал не так уж и давно — 30—40 тысяч лет назад (историческая эпоха длится и того меньше — 5—7 тысяч лет). А эволюция приматов начиналась около 20—30 миллионов лет назад и все это время формировались и закреплялись инстинкты. Естественно, что за столь короткий период разумности инстинкты просто не могли исчезнуть. Они и формируются медленно, и также медленно исчезают.

Если коснуться эзотерических аспектов этого вопроса, то можно сказать, что душа у кого-либо тем развитее, чем больше у него было воплощений в виде человека (впрочем, эта зависимость не прямая, можно рождаться много раз, но оставаться с неразвитой душой). Тем меньше тогда поведение такого человека определяют инстинкты. Но и в этом случае от инстинктов, сидящих глубоко в нас, никуда не деться.

Давно уже не секрет, что наше поведение (и не только) во многом определяется нашим подсознанием, которое, и это тоже давно уже не секрет, сильнее сознания. Если говорить умными словами, то подсознание — это находящиеся вне сферы сознания приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемые детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения (наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и «социальной наследственности»). Проще говоря, подсознание — это желания человека, инстинкты, потребности. Если признать теорию перерождения души, то можно говорить о том, что в подсознании содержится эволюционный опыт всех предыдущих воплощений человека. Специалисты отмечают, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции — от одноклеточного до человека. Весь опыт души, ее эволюции (начиная одноклеточным и заканчивая предыдущими воплощениями в человеческом облике) «лежит» у нас в подсознании и оказывает существенное влияние на нашу жизнь. Кроме того, в подсознание «откладывается» и опыт этой жизни.

Наше подсознание можно разделить на несколько уровней. На самом низшем «находятся» программы, которые мы исполняем беспрекословно, даже не задумываясь. Программы среднего уровня подсознания (обычно они выражены в традициях, привычках) исполняются уже не столь безвариантно — они могут с течением времени как-то модифицироваться. Что же касается программ верхнего уровня, то для рассудка они — что-то типа «информации к размышлению» и рассудок не столь их исполняет, сколь импровизирует на их тему.

Отметим и то, что у человека, как правило, на каждый внешний раздражитель есть несколько инстинктивных программ поведения, возникших в разное эволюционное время и порой противоречащих друг другу.

Все это осознавать, возможно, не слишком приятно, вследствие чего каждый из нас свое инстинктивное поведение умеет объяснить самыми разными доводами, но суть от этого не меняется. А потому один из путей совершенствования человека — это путь осознания своих инстинктов и уход из-под их власти.

Увы, но авторы многих хороших (и даже замечательных) книг по психологии всего этого не учитывают, что и приводит к малой практической ценности излагаемого материала. Например, благодаря какой-то умной книжке человек осознает, что ему в конкретной ситуации необходимо поступать определенным образом. Он пробует так поступать, но у него не получается. В чем дело? Да просто инстинкт, обуславливающий линию поведения в данной ситуации, сильнее. А он тем сильнее, чем выше у человека примативность, т. е. склонность в своем поведении подчиняться инстинктным программам. У разных людей разный уровень примативности, у кого-то — низкий, у кого-то — высокий, но людей, которые бы совсем не руководствовались инстинктами, не существует.

Вполне возможно, что кому-то не слишком приятно осознавать, что зачастую его поведение, его поступки и даже некоторые романтические моменты в жизни объясняются всего лишь действием инстинктов. Может, лучше тогда вообще ничего не знать об этом? Может, тогда жить будет спокойнее и веселее?

Но, во-первых, от того, что мы не будем знать о действии инстинктов, они действовать не перестанут. Во-вторых, знания о природе своих поступков, эмоций и чувств могут помочь выбрать правильную стратегию поведения и избежать разочарований. И, в-третьих, и это очень важно, жизнь человека определяется не только инстинктами, но и его культурой, образованием (в первую очередь образованием души, а вовсе не тем, которое дается в школе, где, как правило, идет «натаскивание») и духовностью. А составной частью духовного развития и является умение жить в согласии со своими инстинктами.

Как же научиться этому?

Во-первых, существование инстинктов и их власть (порой очень сильную) над вами необходимо принять. Только в этом случае возможна успешная дальнейшая работа с инстинктами.

Во-вторых, желательно научиться отслеживать проявление инстинктов, для чего важно сознательное отношение к самому себе и нахождение в состоянии «внутреннего наблюдателя».

На этом этапе работы с инстинктами существенную помощь могут оказать медитация на актуализацию, медитация на подпитку сознания и медитация на освобождение внутреннего животного (приводятся по работе А. Сафронова «Психология духовного развития»).

Техники медитаций

Группа медитаций на актуализацию

1. Актуализация зрения. Примите удобную позу сидя (позы для медитации смотрите в разделе «Шаг пятьдесят восемь. Медитируйте»). В течение нескольких минут оглядывайтесь вокруг. Увидев какой-либо предмет или явление, произносите про себя или вслух: «Я вижу то-то и то-то». Не стоит в это время делать на основании увиденного каких-либо логических выводов, пусть будет только восприятие. После 2—3 секунд переведите взгляд на другой предмет, стараясь при этом не выбирать сознательно предмет, на который вы смотрите. Позвольте сделать это вашему подсознанию. Медитацию следует заканчивать при появлении чувства усталости или ощущения сильного разогрева в области межбровья.

2. Актуализация слуховых ощущений. Примите удобную позу сидя. Глаза закрыты. В течение некоторого времени прислушивайтесь к окружающим вас звукам. В тот момент, когда ваш слух выделит один из них на фоне остальных, произнесите: «Я слышу то-то и то-то».

Переключитесь на другой звук. Медитацию проводить до появления усталости или ощущения разогрева в области горла или пространства вокруг ушей.

3. Актуализация обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений выполняется подобным же образом. Как отмечает Андрей Сафронов, следует учитывать то, что эти ощущения значительно менее дифференцированы организмом и в языке меньше слов, их описывающих.

4. Актуализация чувств и эмоций. Данную медитацию можно практиковать в любое время и в любом месте. Начинать лучше с явных, сильных чувств и эмоций. Каждый раз, когда вы испытываете такие чувства, произнесите: «Я испытываю чувство… (гнева, радости, недовольства, раздражения, веселья и т. д.). При этом постарайтесь отслеживать данное чувство как сторонний, невозмутимый наблюдатель, но ни в коем случае не пытайтесь подавлять или сдерживать его, напротив, дайте ему спокойно проявиться. В этом случае вы с удивлением заметите, что спустя некоторый промежуток времени чувство ослабеет и исчезнет, так как энергия, его вызывающая, выходит из вас наружу.

В процессе медитации ни в коем случае не применяйте формулировки типа: «Я гневен». Я весел» и т. д., так как такие формулировки могут привести к «прилипанию» чувства.

А. Сафронов пишет: «При регулярных занятиях постепенно начинают восприниматься все более тонкие и слабые чувства. Актуализируйте их. Практика данной медитации препятствует вытеснению чувств на подсознание и способствует их отреагированию».

О других медитациях этой группы, а также о множестве замечательных техник работы с сознательным и бессознательным подробнее можно узнать из работы А. Сафронова «Психология духовного развития».

Медитация на освобождение внутреннего животного

Принцип действия этой медитации основан на том, что глубинные слои подсознания реагируют на различные ситуации в соответствии с опытом, полученном на животном уровне.

Техника. В течение некоторого времени издавайте звуки, присущие различным животным: помяукайте, полайте, помычите, прокукарекайте и т. д. Постарайтесь, чтобы издаваемые звуки были максимально естественны. Медитацию можно считать успешной, если звуки начинают идти как бы изнутри, а не от ума. В этом случае продолжайте выполнять упражнение до появления чувства приятной усталости, опустошенности. Закончить эту медитацию желательно Шавасаной (смотрите раздел «Шаг сорок шесть. Старайтесь заниматься очищением бессознательности»).

Более высокий этап работы с инстинктами состоит в разотождествление с ними и их окультуривании. Окультуривание инстинктов заключается в сознательном привнесении в их проявления более тонких энергий. На данном этапе может быть весьма полезна работа с такими техниками, как «Медитация на разотождествление» и «Внутренний наблюдатель».

Медитация на разотождествление

Цель настоящей медитации состоит в том, чтобы почувствовать свое внутреннее Я.

Актуализируйте свое физическое тело, сосредоточьтесь на нем. Осознайте, что это тело принадлежит вам со всеми его частями, достоинствами и недостатками. Это ваше тело, вы можете управлять им, но вы Не Есть ваше Тело. Сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит и выходит, но вы Не Есть Дыхание. Актуализируйте чувства и эмоции, осознавая, что это ваши чувства и эмоции, они принадлежат вам, но вы Не Есть ваши Чувства. Актуализируйте мысли, осознавая, что вы Не Есть ваш Мыслительный Процесс. Таким образом последовательно разотождествляйте себя со всеми психическими процессами до тех пор, пока вам не удастся достичь ощущения Я, с которым нельзя разотождествиться и единственной функцией которого является просто «быть».

Внутренний наблюдатель

Эта форма медитации более сложная, чем на «Разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния Я в бытовых жизненных ситуациях, более того — использовать внутреннее Я как наблюдателя, наблюдающего за Вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего времени. Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации.

Для того чтобы освоить медитацию «Внутренний наблюдатель», проделайте описанные выше упражнения на актуализацию, сохраняя состояние Я.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я