Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)

Сборник, 2015

Книга «Письма с Афона в Россию» представляет собой публикацию афонских писем, собранных из частных архивных источников. Письма, написанные в разные времена (XIX – начало XX века) и к разным лицам, содержат душеполезные наставления и советы, назидают от Священного Писания и святоотеческого учения. Они – лишь малая частица той духовно-нравственной и молитвенной помощи боголюбивому русскому народу, которая поступала из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в ответ на материальную поддержку, живое участие русских людей в нуждах святогорцев. Чтение этих писем поможет понять и возродить прежние добрые отношения между русскими святогорцами и русским народом для «обоюдного спасения» и «вящей славы Божией», как любил говорить старец-духовник Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним.

Оглавление

2. Аполлосу Григорьевичу

Возлюбленнейший о Господе Аполлос Григорьевич, мир Вам и утешение от Господа!

Вы терпите скорби и несчастия и спрашиваете, за что или почему, для чего Бог подвергает нас разным несчастным случаям?

Без сомнения, за многие наши ошибки, грехи и преступления против Его святого закона. Кто по совести своей осмелится признать себя безгрешным пред Богом? О! Все мы без числа виновны пред Ним. И вот Бог сколько по правде, столько же и по любви еще в этой жизни нас судит и наказует, чтобы всегда миловавши здесь, не осудить в будущей жизни и не наказать вечными мучениями. Если я грешник, то уже непременно должен быть наказан. Этого требует вечная правда Божия, которой перечить нельзя. Но не благодеяние ли мне, когда Бог судит меня здесь, чтобы не осудить на последнем суде, и наказует временною скорбью, чтобы не наказать вечною мукою! Часто мы не догадываемся, за какой именно грех Бог посылает на нас такую или другую беду. Но это, можно сказать, Сам Промысл от нас скрывает. И для чего нам знать это? Лучше будем чувствовать и сознавать себя грешными, принимать несчастие за наказание, после которого в другой раз Бог уже не будет наказывать, если мы постараемся исправиться.

Или Бог посылает на людей несчастия для того, чтобы очистить, укрепить и возвысить их добродетели и явить их всему миру для научения и подражания. Так было с праведным Иовом. По нашему мнению, несчастий достойны одни грешники, а по распоряжению Божию самые праведники имеют нужду в несчастьях. По испорченности нашей природы самые добродетели наши бывают нечисты, слабы, неблистательны; Бог очищает, укрепляет и возвышает их несчастиями. Итак, за что, почему и для чего бы ни посылались на нас несчастия, мы должны верить, что они посылаются нам от Самого Бога, Небесного Отца нашего, и если мы терпеливо будем принимать и переносить их, мы тем окажем Ему сыновнее свое повиновение, если же, напротив, не будем терпеливы, то тем самым выразим пред Ним нашу строптивость и непокорство. Но а может ли быть непокорный сын приятен отцу? Так точно [и] мы Богу.

Наконец, терпеливое перенесение всех несчастий этой жизни есть долг христианина. Поставленные в этой жизни, мы неизбежно подвергаемся всяким несчастиям, но, будучи христианами, мы даже обязаны принимать на себя и переносить несчастия. Почему? Потому собственно, что мы христиане. Таков уж порядок или тон христианской жизни! Что ж это за горькая доля христиан, которым, кажется, прежде и паче всех надлежало бы наслаждаться всяким счастьем? Нет, доля не горькая, но, говорю, таков порядок христианской жизни. Иисус Христос, Начальник и Совершитель веры нашей, есть возлюбленный единородный Сын Божий и Бог. Что же? Наслаждался ли Он беспрерывным земным счастьем, когда во плоти пребывал на земле? Напротив, вся земная Его жизнь от яслей до Голгофы была одной беспрерывной цепью земных лишений, озлоблений, скорбей, горестей и страданий, закончившейся мучительною смертию на кресте. Он, по апостолу, вместо предлежавшей Ему радости, на которую имел все право и как Сын Божий, и как Святейший паче всех человек, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр. 12, 2), крест, которого нимало не заслуживал. Если же Сам Христос знал в этой жизни одни страдания, может ли каждый христианин не почитать себя обязанным терпеть несчастья этой жизни? Мы со Христом так тесно соединены, как соединено тело и порознь члены тела со своей главою: может ли не страдать тело или члены, когда страдает глава? Можем ли мы, христиане, избегать страданий и не переносить их со всем терпением, когда Сам Христос,

Началовождь наш, только и знал, что страдал? Если путь Христов тесен, труден, скорбен, то уже нельзя на этом пути не страдать, и кто не страдает, тот уже не на пути Христовом. Но это вовсе не горькая доля. Как Христу Самому чрез страдания пролегал путь к небесной славе, так и все христиане тем же путем идут к этой славе. Он Сам сказал: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26); Он в славе, и мы будем в славе: если с Ним здесь пострадаем, то с Ним и прославимся в будущем Его Царствии. Вот почему апостол Павел так выразительно сказал: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18), то есть как бы ни были велики и многочисленны страдания в этой жизни для христианина, но они ничто пред тою славою, которая ожидает его в будущей жизни, разумеется, если он терпеливо их перенесет, ибо сказано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 2, 12).

Итак, возлюбленнейший Аполлос Григорьевич, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1) на подвиг борьбы с житейскими скорбями, взирая на Начальника веры и Совершителя — Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и за то, яко Богочеловек, воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 2).

Помоги Вам Господь молитвами святых Своих.

С почтением <…>

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я