Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)

Сборник, 2015

Книга «Письма с Афона в Россию» представляет собой публикацию афонских писем, собранных из частных архивных источников. Письма, написанные в разные времена (XIX – начало XX века) и к разным лицам, содержат душеполезные наставления и советы, назидают от Священного Писания и святоотеческого учения. Они – лишь малая частица той духовно-нравственной и молитвенной помощи боголюбивому русскому народу, которая поступала из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в ответ на материальную поддержку, живое участие русских людей в нуждах святогорцев. Чтение этих писем поможет понять и возродить прежние добрые отношения между русскими святогорцами и русским народом для «обоюдного спасения» и «вящей славы Божией», как любил говорить старец-духовник Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним.

Оглавление

5. Ей же

Боголюбивейшая Зинаида Ивановна!

Получив почтенное Ваше письмо и новый дар обители нашей — 25 рублей, спешим принести Вам искреннюю сердечную благодарность и с любовию на вопрос Ваш ответствуем. Если хотите знать, для чего сокрыт от нас день смерти нашей и почему, как тать ночью (1 Фес. 5, 2), тако приидет смертный час, можем сказать справедливо: никто никогда во всю жизнь свою на стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не сокрыт, но всякий, зная последний день свой, совершал бы бесчисленные преступления и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить от мира сего. И действительно, если мы, не зная ни дня ни часа скончания своего, несмотря на страх ожидания его, решаемся на бесчисленные и тяжкие греховные деяния, то на что не решились бы, если бы знали, что еще проживем много лет на земле и не скоро умрем? А так как мы не знаем, когда, в какой день и час умрем, то и должны каждый день проводить так, как бы ожидали ежедневно смерти, и при наступлении дня помышлять: «Не сей ли день будет последним днем жизни моей?» И при наступлении ночи говорить сами себе: «Не сея ли ночь будет последней ночью моего пребывания среди живых?» Отходя ко сну ночному, говорить себе: «Встану ли я живым с ложа моего и увижу ли еще свет дневной? Или уже сей одр будет гробом моим?» Равно и воспрянув от сна и увидев первые лучи света дневного, помышлять: «Доживу ли до вечера, до наступления ночи или час смертный наступит для меня в течение сего дня?» Помышляя так, будем проводить весь день, как бы уже готовясь умереть, и вечером, отходя ко сну, исправлять свою совесть так, как бы имели мы в сию ночь предать Богу дух свой. Погибелен сон того, кто заснул в грехе смертном; небезопасен сон того, чей одр окружают бесы, выжидая случая увлечь душу грешника в дебрь огненную; худо тому, кто отошел ко сну, не примирившись с Богом, ибо если в том случае, когда мы чем-либо оскорбили ближнего, апостол говорит: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26; ср. Пс. 4, 5), то тем более прогневавшему Бога должно заботиться о том, чтобы не зашло солнце во гневе Божием, чтобы не уснуть ему, не примирившись с Богом, ибо час кончины нашей неизвестен: как бы внезапная смерть не похитила нас неготовыми! Не надо думать и говорить так: «Завтра примирюсь с Богом, завтра покаюсь, завтра исправлюсь»; не надо отлагать со дня на день своего обращения к Богу и покаяния, ибо никто не знает, доживет ли до вечера.

Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-либо, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле (ср. Мф. 6, 19; Лк. 12, 33–34), но, ожидая каждый день смерти, все тленное будем презирать. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое пожелание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея пред очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и суда, опасение мучений восстановляет душу, клонящуюся в пропасть погибели.

Помоги Вам Господи.

С почтением остаемся <…>

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я