Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)

Сборник, 2015

Книга «Письма с Афона в Россию» представляет собой публикацию афонских писем, собранных из частных архивных источников. Письма, написанные в разные времена (XIX – начало XX века) и к разным лицам, содержат душеполезные наставления и советы, назидают от Священного Писания и святоотеческого учения. Они – лишь малая частица той духовно-нравственной и молитвенной помощи боголюбивому русскому народу, которая поступала из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в ответ на материальную поддержку, живое участие русских людей в нуждах святогорцев. Чтение этих писем поможет понять и возродить прежние добрые отношения между русскими святогорцами и русским народом для «обоюдного спасения» и «вящей славы Божией», как любил говорить старец-духовник Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним.

Оглавление

1. Петру Николаевичу

Достопочтеннейший Петр Николаевич, милость Божия буди с Вами!

Почтенное письмо Ваше от 3 сентября мною получено с назидательным извлечением из Номоканона, за каковой труд Ваш приношу Вам благодарность: можно его издать у нас в Москве. Стихи же в издающихся при нашей часовне «Душеполезных размышлениях» не помещаются.

Грехи, какие Вы исповедали моему недостоинству и духовнику своему, Всеблагий Господь да не помянет тому. Терять же надежду на избавление от угнетающих нас страстей не следует, в каком бы по видимости безвыходном положении мы ни были: что невозможно человеку, возможно Богу (см. Мф. 19, 26).

Преподобный авва Исаак Сирин даже совершенно отчаявшихся в спасении старается воодушевить, увещевая не переставать взывать о помощи к Пришедшему взыскать и спасти погибшего (Лк. 19, 10); перечислив в Слове 7 грехи произвольные и непроизвольные, под конец он говорит: «Иное дело — падение души, всецелая ее гибель, совершенное оставление. Кто явно принадлежит к числу таковых, тот, когда падет, да не забывает любви Отца своего, но, если приключится ему впасть и в многоразличные прегрешения, да не престает радеть о добре, да не останавливается в своем течении, но и побеждаемый снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию до самого исхода своего из мира сего, имея во устах пророческое слово: Не радуйся о мне, противник мой, яко падох, ибо снова востану. Аще сяду во тьме, Господь озарит мя (Мих. 7, 8), и нимало да не прекращает брани до самой смерти и, пока есть в нем дыхание, да не предаст души своей на одоление, даже и во время самого поражения, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспошлет ему милость Свою»[7].

Посему и Вы, держась за якорь надежды, не переставайте просить себе помощи свыше. У каждого из нас от святого крещения есть благий Ангел Хранитель. Молитесь и ему, яко верному наставнику хранимого им, да внедрит в Вас памятование вездесущего и всевидящего Бога, пред Которым он и все святые Ангелы Хранители наши со страхом и трепетом предстоят, всегда видят святейшее лице Его (Мф. 18, 10). И о праведниках говорится в Писании, что они ходили всегда пред Богом, как и целомудренный Иосиф изрек: Како согрешу пред Богом? (Быт. 39, 9). Памятование вездесущего Святейшего Бога подобно солнцу озаряет человека и разгоняет тьму страстей, чего от души желаю стяжать и Вам содействием святого Ангела Хранителя Вашего; да наставляет он Вас на все богоугодное и спасительное при руководстве отца Вашего духовного.

По просьбе Вашей, аще и сам грешен есмь, буду поминать Вас и просить Вам помощи свыше.

Поручая Вас и себя всеспасительной благодати Божией, остаюсь смиренный богомолец Ваш духовник Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Иероним.

Примечания

7

Преп. Исаак Сирин. Слово 7. О грехах произвольных, непроизвольных и совершаемых по какому-нибудь случаю. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я