В книге указаны основные идеи о том, как религия повлияла на формирование страха в обществе. Также, описано влияние феномена страха на мышление человека, а следовательно и на историю в целом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх. Мышление. История предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Страх в обществе античности
Древнегреческие философы пытались осмыслить страх, его причины и следствия. Единой точки зрения о феномене страха у античных философов не было, однако все они противопоставляли эмоции (страсти, чувства) разуму, в котором видели истину. В трактате «Никомахова этика» Аристотель решил реформировать общепринятую систему понимания добра и зла, хорошего и плохого, и заменить ее троичной. Обычно мужество противопоставляется трусости, щедрость — жадности и т. д. Аристотель же говорил, что избыток мужества тоже становится пороком, безрассудством и дерзостью. «…Добродетель — нечто среднее, некий баланс между двумя полюсами…». Страх Аристотель определяет как душевную боль от ожидания зла, но также отмечал, что страх бывает и позитивным — например, «следует бояться позора…»[22].
Платон писал, что Сократ не боялся смерти, а боялся лишь позора и малодушия. Платон отмечал, что убийство Сократа страшнее вдвойне для его убийц, нежели для него самого, ведь «едва ли после его смерти найдут человека, так яро проповедовавшего стремление к истине. Сократ не учил, но позволял задавать себе вопросы, и сам задавал вопросы людям. Это было поручено ему Богом»[23].
Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира, каким его видели древние жители, а также их представления о страхе. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны — грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) — Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной[24].
Опора на представления о том, что всякому злу и опасности, темным и страшным силам противостоят благие и добрые силы и боги, помогали древним грекам справляться со страхами. Именно в поклонении им они находили свою безопасность перед стихийными бедствиями, катастрофами, войнами, а также другими коллективными и личными страхами.
В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, а их истории — на отношения в обычном обществе: они боялись и проявляли смелость и храбрость, ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни и помогая справляться с определенными факторами страха. Так, в частности Зевс (Диас) — властитель неба, отец богов и людей, помогал справляться со страхом небесной стихии и многими другими жизненными страхами. Гера (Ира) — супруга Зевса, покровительница семьи, помогала справиться со страхами развода, потери близких людей. Посейдон — владыка морей, избавлял от страха перед штормом, бурей, потопами и другими угрозами со стороны морей и водоемов. Гестия (Эстия) являлась в Древней Греции защитницей семейного очага. Деметра (Димитра) — богиня земледелия, помогала от страха неурожая, то есть, голода.
Именно в Афинах появляется первая демократия, что означает «власть народа». Ученые признают, что демократия эта была не полная, так как рабы и женщины не имели в ней права голоса. С другой стороны, город-государство Спарта являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции. В историческом контексте развития этих двух городов-государств наблюдаются разные уровни страха — страх военный и страх политический. Военный страх проявляется в неудачах наступательной и оборонительной политики. Быть поверженными в этом противостоянии было позором, который прочно укоренился в античной культуре и стал ведущим фактором страха.
Для обуздания страха перед противником, а также для поддержания среди общества атмосферы патриотизма и величия собственной культуры, в Древней Греции культивировался героический эпос[25]. Подвиги Геракла, героические приключения Одиссея, все эти истории пропагандировали мужество, стойкость для мужчин, а также отсутствие страха под защитой надежного покровителя-мужчины для женщин.
Важным испытанием для греческих городов-государств были многочисленные войны, которые они должны были вести для собственной защиты от соседних государств и экспансии их земель. Древние греки воевали с македонцами, персами, римлянами и т. д. И многие бесстрашные и мощные противники внушали настоящий страх греческому обществу и даже греческим воинам. Так, во время греко-персидских войн[26], греческая армия вела множество сражений с сильным соперником и под угрозу было поставлено существование того или другого государства. Одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 года до н. э. неподалёку от греческого города Марафон, приблизительно в 42 километрах от Афин — Марафонская битва. В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.
Исход битвы афиняне ждали со страхом. Известие о победе или поражении должно было решить многое, и поэтому история с прибытием участника битвы стала легендарной. Как лучший бегун, незадолго до битвы, Фидиппид был направлен в Спарту с просьбой прислать спартанское войско на помощь в случае поражения. Выбежав утром, он менее чем за сутки одолел бегом по горным дорогам более 230 км, достигнув цели «рано на заре следующего дня». Не получив вразумительного ответа, он вернулся обратно. Грекам стало ясно, что помощи не будет и проигрывать битву нельзя. Не имея достаточного времени на отдых, Фидиппид, как и все мужчины, принял участие в жестокой 6-часовой битве с десятикратно превосходящим по численности противником. Сразу после победы, раненый и обессиленный, он побежал в Афины, где женщины и дети со страхом ожидали решения своей участи.
Право принести весть о победе считалось у греков почётной наградой, достойной героев, и мужественный Фидиппид заслуженно потребовал это право. Весть в Афины несли несколько бегунов, но не привыкший проигрывать Фидиппид и в тот раз приложил все силы, чтобы быть первым. По легенде, добежав до Афин без остановок, он только успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и тут же упал, умерев от истощения[27]. На одной из картин, изображающих легендарный подвиг Фидиппида, на лицах афинян виден одновременно страх и ужас от пережитого и уже осознание чувства победы и триумфа.
Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи. Именно Македонскому принадлежали слова: «Один грек стоит тысячи варваров». Как известно, учителем Александра Македонского был известный философ Аристотель. Именно он обучал будущего полководца искусству управления государством, политике, метафизике, этике, риторике, а также литературе, медицине, физике и географии. Особенно юному Александру нравилась «Илиада» Гомера и поэзия Пиндара. Военной подготовкой Александра лично занимался его отец — Филипп II. Первую свою военную кампанию будущий правитель организовал против фракийцев. Когда Александру было 10 лет, он сумел приручить весьма строптивого жеребца по кличке Буцефал (Бычеголовый), укротить которого до этого не удавалось никому.
Александр Македонский вел успешную военную кампанию на протяжении 15 лет, в результате его завоеваний территория Македонской империи простиралась от современной Греции до северной части Африки, включала Египет, а также значительную часть Азии. По некоторым историческим источникам, бесстрашный воин все же имел слабость: Александр Македонский панически боялся кошек, ничто не наводило на него такой ужас, как эти существа. Так, именно бесстрашие, отвага и доблесть позволили Александру Македонскому прославить свое имя и свою родину, а также создать могущественную империю. В дальнейшем героизация имени Македонского служила образцом для подражания и борьбой со страхами и малодушием у многих поколений юношей, будущих воинов Древней Греции.
Вершина подъема античной культуры — Древний Рим. После кризиса греческой цивилизации подъем Рима означал рождение нового общества, новых форм управления, новых достижений, а также новых коллективных и индивидуальных страхов. Устройство Римской республики было схоже с греческими городами-полисами, но имелся и ряд различий. Так, все население древнего Рима делилось на две большие группы: патрициев (аристократов, занимавших главенствующее положение) и плебеев, состоявших из рядовых граждан. Главный законодательный орган Римской республики — сенат, который состоял исключительно из представителей богатых и знатных патрициев. Разумеется, римская аристократия находилась под постоянным страхом потери своей власти и влияния. Тем более, что в Риме всегда шла борьба за власть и развивались внутриполитические интриги. Страх и беспокойство патрициям добавляли и плебеи, которым совершенно не нравилось своё подчиненное положение, и не раз молодую Римскую республику сотрясали плебейские восстания, с требованиями расширения прав плебеев. Одно из наиболее мощных восстаний бесправных слоев римского населения — восстание Спартака[28].
С самого начала политического и экономического возвышения Рима страх у его граждан стали вызывать набеги соседних варварских племен. Самыми опасными противниками древнего Рима были этруски и самниты, а также ряд греческих колоний на юге Италии. Но в этом страхе была и обратная сторона — зачастую побежденные племена были вынуждены подчиняться воле Рима, или на правах союзников, или полностью входя в состав древнеримского государства. Нередко покоренное население не получало прав римских граждан, а порой и вовсе обращалось в рабов. Такой сценарий становился причиной страха у других племен — сдаться Риму без боя и остаться свободными, или обороняться, но проиграв, стать зависимыми. Это был нелегкий выбор, благодаря которому римская стратегия опиралась на страх своих врагов, и подчиняла себе соседние государства.
Повинуясь страху перед богами и заимствовав частично греческую культуру, римляне обезопасили свою повседневную жизнь. Они взяли прототипы греческих богов, но переименовали их на свой лад. Так, греческий Зевс стал римским Юпитером, Арес — Марсом, Гермес — Меркурием, а богиня Афродита стала Венерой. Войны стали мейнстримом древнеримской истории. Одни из самых известных — Пунические войны с Карфагеном, бывшей финикийской колонией. После поражения карфагенский полководец Ганнибал Барка, начав Вторую Пуническую войну, высадился на испанском побережье, а затем с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил переход через Альпы, вступив на территорию непосредственно римского государства. Именно здесь он нанес ряд сокрушительных поражений Риму, чем поверг римских граждан в страх и ужас. Однако Рим они взять не смогли, а бесстрашный римский полководец Сципион смог нанести поражение карфагенской армии.
Уже Третья пуническая война позволила римлянам взять власть над Карфагеном. Эта триумфальная победа укрепила бесстрашие в римских войнах и среди римских граждан, что позволило побороть страх перед новыми битвами и быстро завоевывать все новые и новые земли, укрепляя могущество будущей империи. Однако именно рост могущества Римского государства сыграл с ним злую шутку. Контролировать огромные завоевания становилось сложно, а внутри Рима быстро росли социальные противоречия. Череда неудачных реформ (в том числе реформ братьев Тиберия и Гая Гракхов) привела к гражданской войне в Римской республике — войне патрициев и плебеев.
Для наведения порядка полководец Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. Именно эти списки стали основным фактором страха для римлян — причем из разных социальных слоев, от самых бедных плебеев до верхушки аристократии. Но в конечном счете этот страх и помог навести порядок в Риме и сохранить империю. Конец республике в Риме положил полководец Гай Юлий Цезарь. После ряда успешных походов он приобрел популярность в обществе как триумфатор, а затем и захватил власть в государстве и положил начало Римской империи. Хотя Цезарь побеждает своего противника Помпея, ему суждено будет самому погибнуть от рук заговорщиков, среди которых был его близкий друг Брут. Так, в истории осталась известнейшая фраза по теме предательства «Et tu, Brute?». Этот факт вызвал новый страх среди правителей Римской империи — страх погибнуть в результате заговора, в который могут быть замешаны даже самые близкие люди и преданные сановники.
После убийства Цезаря римское общество охватила новая гражданская война, спровоцированная борьбой за власть нескольких группировок аристократии. Упадок Римской империи начинается после правления императора Марка Аврелия. При императоре Диоклетиане произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. А вскоре постоянные нашествия варваров и внутренний кризис привели к падению некогда легендарного Рима в 476 году. Большую роль в этом сыграл в том числе страх — страх рядовых солдат идти на войну против варваров, страх целой череды императоров потерять свою власть и тем самым узурпацию престола, страх аристократии потерять богатства, и, как следствие, предательства собственного народа и государства. Не исключаем также и атмосферно-географические причины, такие как засуха, которая совпала с периодом политико-экономического кризиса. Все эти факторы стали благоприятными для частых и крупных набегов варваров, особенно гуннов.
Стоит отметить, что нападения варваров на Рим были страшными и безжалостными, что усиливало страх среди римских граждан. Эти захваты сопровождались массовым грабежом и разрушением некогда великой столицы античного мира. Многие знатные римляне погибли или были взяты в плен и проданы в рабство, кому-то из них удалось бежать в Северную Африку и Азию. В истории Рима были и другие факты, которые вызывали страх у современников. Одним из таких событий стала гибель римского города Помпеи. 24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило сразу три города: Помпеи, Геркуланум и Стабии. Они исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.
Известный факт, что именно в Римской империи зародилось христианство как мировая религия. Оно возникло около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. В начале нашей эры в Палестине было много людей, которые называли себя пророками. За основу они взяли положения Библии (Старого Завета) и иудаизма, однако многое трактовали по-своему. Часто римляне казнили таких «учителей», но не из-за веры, а из-за страха восстания и сепаратизма. Одним из таких пророков был Иешуа из Назарета, ученик Крестителя, позже известный как Иисус Христос.
Отметим, что римский историк Тацит, живший на рубеже I и II столетий, упоминает Христа в своей книге «Анналы»: «…Нерон… предал изощрённым казням тех… кого толпа называла „христианами“. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат…». Так, власть сознательно вызывала страх перед новой религией, боясь ее распространения среди народа. Повсеместное победоносное шествие христианства могло поставить под сомнение власть императоров, что вызывало страх в свою очередь у них самих[29]. Страх власть имущих людей, а также страхи и невежество античного общества привело к тому, что Иисус Христос был распят на кресте и принял мучительную смерть. Иисуса Христа распяли в пятницу, третьего апреля 33 года нашей эры на горе Голгофе между двумя преступниками. Смерть на кресте в древнем мире считалась рабской, позорной, жестокой и мучительной. Распятые испытывали страшную боль и жажду и медленно задыхались, потому что вес собственного тела сдавливал легкие и сердце. Когда Христос умер, по церковному преданию, небо померкло, а в храме Иерусалима разодралась надвое завеса[30].
Стоит также затронуть тему о бесстрашии, которым, вероятно, обладал распятый Иисус. Как известно, он был распят посреди двух разбойников по имени — Дисмас и Гестас, получивших прозвища благоразумного и безумного. В писании от Луки 23:32–43 сказано, что один из разбойников принял это наказание, т. е. осознал свои действия и покаялся. Иисус убедил его в прощении грехов и в том, что отныне он будет с ним в Раю.
Кстати, исходя из того, что сегодня, спустя более 2000 лет, существует христианство, мы можем сказать, что страх после смерти Христа стал рассыпаться в обществе. Вместо него ежедневно, ежегодно формировалась уверенная идея о величии и истинном божественном предназначении распятого на кресте главного учителя христианства. Это привело к созыву римским императором Константином Великим Первого Никейского собора в 325 году, установившего основные догматы христианской веры. Позже Фессалоникийский эдикт 380 года утвердил никейское христианство в качестве государственной религии Римской империи.
Также стоит отметить, что последователи Христа обладали бесстрашием, зная о наказаниях, которых их ожидают. Все 12 апостолов умерли в ужасающих мучениях, но вероятно с уверенностью, что после смерти окажутся в окружении Иисуса. Симон Петр был распят на кресте, только с ногами вверх, по его желанию, так как не считал себя достойным быть распятым, как Христос. Апостол Андрей после долгих пыток и бичевания был привязан к кресту, по другой версии к деревянному столбу. Иоан Богослов умер в изгнании на греческом острове Патмос, что находится на Юго-Востоке Эгейского моря. Апостол Иаков был убит мечом Ирода, о чем свидетельствует источник из Деяний 12:1–2. Апостола Варфоломея убили бичеванием, практически содрав с него всю кожу. Апостол Филипп был распят на кресте в Египте. Апостол Фома был убит мечом во время своего служения христианству в Индии. Последователь Христа Матфей был убит также в период своего служения христианству на территории современной Эфиопии. Апостол Яков также был распят на территории Египта, обвинен в распространении христианства. Иуду распяли на территории Армении, но значительно позже других апостолов, поэтому он десятки лет проповедовал христианство на этой территории. Симон Зилот был распят в Эдессе. Иуда, который предал Иисуса (от Матфея 27:3–5), осознав последствия содеянного, отдал 30 серебряников первосвященникам и старейшинам, удавился недалеко от храма. По одной из версий, его убили во дворе по настоянию старейшин и первосвященников.
Существует много теорий о смерти апостолов, но независимо от источников и вариативных рассказов суть жестокой расправы над последователями Христа не меняется. Также бытует идея, что Иисус сам, по своему желанию и требованию, просил Иуду рассказать о его местонахождении воинам, служителям первосвященников и фарисеям в Гефсиманском саду. Так появился новый образ Иуды, переходящий от предателя до послушного последователя, выполнившего свой долг и просьбу своего учителя. Эта идея принадлежит автору книги «Иуда», Озу Амосу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх. Мышление. История предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
22
«Боялись так же и того же»: страхи античных времен и почему тревожность так трудно контролировать https://theoryandpractice.ru
25
Эпос (др. — греч. «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. То же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Относится к эпосу как к роду, нежели как к жанру. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная, например, «Илиада» Гомера.
26
Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами, и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 году до н. э. и в 480–479 годах до н. э.
27
Почему гонец пал замертво после марафонского пробега? // SPQR Древний Рим и Древний Мир https://zen.yandex.ru
28
Величайшее в древности и третье по счёту восстание рабов. Последнее восстание рабов в Римской республике датируется обычно 74–71 гг. до н. э. Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии. Окончательно подавлено, в основном, благодаря военным усилиям полководца Марка Лициния Красса. В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику Рима.