Страх. Мышление. История

Олег Иванович Урсан, 2023

В книге указаны основные идеи о том, как религия повлияла на формирование страха в обществе. Также, описано влияние феномена страха на мышление человека, а следовательно и на историю в целом.

Оглавление

От автора

Известный французский философ, материалист и атеист немецкого происхождения Поль Анри Гольбах, в XVIII веке высказал пророческую мысль, что: «страх всегда будет самым верным средством обмана и порабощения людей»[1]. Изучая общую историю, мы можем найти неисчисляемое количество примеров, когда посредством страха, запугивания пали сильные великие империи, захватывались целые народы, разрушались известные мировые центры культуры и науки, что привело к использованию марионеточного режима и формированию «нужного мышления» с ежедневным переживанием страха.

Почему именно исторической науке предназначено определить общие причины и решения в борьбе со страхом? Во-первых, знание освобождает от страха. Во-вторых, каждый осознаёт тот факт, что в принципе невозможно побороть то, чего материально или физически нет. Ведь страх — это чувство, возникающее по причине ощущения опасности. В основе общего человеческого страха лежит прошлый негативный опыт: падения, ранения, боли, тревоги и т. д. Датский теолог и философ Сёрен Кьеркегор в работе «Понятие страха» пришёл к выводу, что страх — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия. В мире нет ничего более двусмысленного, чем страх[2]. Немецкий мыслитель Оскар Либек в своей работе «Неизвестное и страх» утверждает, что в понятии страха всегда присутствует элемент неизвестности, что усложняет сам процесс исследования этого феномена[3]. Исходя из этой идеи, мы решили привести примеры из истории о том, как теневая сторона неизвестности страха повлияла на мышление стран и человечества в целом.

Также мы будем цитировать идеи из книги «Опасные советские вещи: Городские легенды и страхи в СССР» о всех известных легендах: о зараженных жвачках, распространявшихся иностранцами в период Летних Олимпийских игр 1980 года, о джинсах, зараженных вшами и сифилисом, о леденцах с ядом, шприцах со СПИДом, оставленных на лавочках в парке и кинотеатрах, инфицируемых неизлечимой болезнью колорадских жуках и пр. Целью этих рассказов было посеять панику, ненависть ко всему иностранному, западному, американскому в период «железного занавеса» и не только. Отметим, что такие истории присутствовали не только в СССР: в 70-х годах ХХ века распространялись истории о том, что в канализации Нью-Йорка живут аллигаторы-людоеды, а в праздник Хэллоуина детям раздают яблоки с лезвиями и конфеты с ядом. В этот же период пересказывалась история о том, что в холодильниках китайских и вьетнамских ресторанов в Европе нашли замороженные тушки крыс. Во Франции распространялась пугающая история о том, что в детских переводных картинках и временно нанесенных татуировках с Микки-Маусом находится наркотическая субстанция. Так, чтобы нанести татуировку на тело, картинку нужно было лизнуть, и согласно легенде, дети слизывали нанесенный туда наркотик, распространяемый наркодилерами[4].

Эти фейковые рассказы — пример того, как быстро можно напугать общество, легко манипулировать социумом, используя технику 80/20, когда положительные новости запоминаются в среднем 20 % людей, а придуманные новости и страшные истории (horror stories) не только усваиваются 80 % общества, но и распространяются стремительным темпом. В итоге страх стал качественным орудием и методом контроля над умами людей, политиками, властью и просто провокаторами. Для истории важен результат этих рассказов, поведение людей, что априори повлияло на ход истории.

Возвращаясь к истокам мудрых идей, можно сказать, что латинская фраза «Praemonitus — praemunitus», означающая «предупреждён — значит вооружён», является неким постулатом нашей работы. В этой дискуссионной проблеме именно истории приходится находить неопровержимые факты, наглядные события, устанавливать причинно-следственную связь, то есть, в общей историко-философской совокупности ответить на вопрос: как избежать этой опасности, основываясь на прошлых уроках истории? Что есть «феномен страха» в истории?

О генезисе страха в мировой истории известный философ Н.А. Бердяев писал: «…Страх правит миром. Власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе. И потому оно было построено на лжи, ибо страх порождает ложь. Есть боязнь, что правда уменьшит страх и помешает управлять людьми. Периодически управление страхом приводит к тоталитарному строю и к террору. Во всякий авторитет входит элемент страха. И противоположна страху свобода. Истина о свободе скрывалась из страха…»[5]

Всем известно, к чему привели нацистские убеждения или коммунистическо-диктаторская политика. Когда сегодня в некоторых европейских странах появляются националистические радикальные движения и организации, то мы априори уже знаем о возможных результатах. В этом и есть страх человека, подчёркиваемый опасностью и неминуемым результатом, причем часто негативным, а именно сокрушительным, как для него самого, так и для общества в целом.

Идея борьбы со страхом в исторической науке имеет вовсе не оружейный образ и наличие динамита, а информационное вооружение. То есть преследуется общая цель науки — сформировать историческое сознание, которое и является ключом к замку, называемому страхом. Историческое сознание, как известно, есть результат сформировавшихся исторических компетенций: формирование критического мышления о собственной деятельности и самопознания; компетенция, ориентируемая на национальные и общеевропейские ценности; умение определять причинно-следственную связь и изменения, происходящие в истории, как в индивидуальной, так и человечества в целом; объективно оценивать исторические события, как в локальном, так и в мировом контексте.

Основная цель исторического сознания — извлечь опыт развития цивилизаций, со всеми историко-культурными и общечеловеческими ценностями. После чего человечество сможет направить исторический процесс в русло гуманности и развития, где не будет места страху перед политическим лидером, государственным режимом, религии и пр. К примеру, закона не боится тот, кто его не переступает, как бы ни был он суров. Но этому примеру есть и контраргумент. К примеру, в период сталинских репрессий, многие боялись суровых законов не потому, что хотели их переступить, а по причине того, что система была пропитана идеей «был бы человек, статья найдётся» (Вышинский А.)[6]. Здесь и наглядный пример «демократического страха» или неприязни демократических устоев в период деспотического контроля.

В процессе попытки исследовать социальную тревожность, невольно затрагивается мышление человека, так как оно и есть результат действий или бездействий перед предположительной опасностью. Априори страх влияет на общественное сознание, тем самым формируя облик истории, главной особенностью которой является «культура страха».

Является ли страх вечным независимо от области изучения и научного дискурса? Конечно, да. Независимо от формы государственного правления или исторического периода, душевного и физического состояния, страх является неотъемлемой частью человеческого бытия с постановкой ряда вопросов: о своём предназначении, о будущих переменах, о смысле жизни, о Боге, о смерти, о том, что человек не вечный и пр. Важная сторона исследуемого вопроса состоит в том, чтобы человек был подготовлен морально к изменениям жизни, истории в целом. В том, чтобы тревога, которую он ощущает в различных ситуациях, переходила в стадию опыта прошлых прожитых моментов или исторической информированности. Критическое мышление является неким мыслительным «блокиратором» состояния тревожности, в процессе объективного поведения и принятия решений.

Тема страха является не только уникальной с позиции описания через историко-философский ракурс, но и многогранной с точки зрения индивидуально-дифференцированной натуры человека, модели его поведения и системы социальных установок. Изучение страха поможет выявить, возможно, единый социальный ориентир будущего на фоне имеющихся вечных проблем человечества и опасности самоуничтожения людей и культурного вырождения. Образ истории — это некий результат подготовленности человека к страху, насколько он воспринимает реалии жизни, а не только внешнюю оболочку. И хотя история не имеет сослагательного наклонения, мы можем найти предпосылки, причины и последствия фактора страха и его роль в историческом процессе, столь неявную, но ощутимую и подчас роковую для эпохальных событий и серьёзных геополитических трансформаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх. Мышление. История предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гольбах, П. Цитаты. Мысли www.citaty.ru

2

Кьеркегор, С. Понятие страха. Москва, Академический проект, 2020, стр. 60–61.

3

Liebeck, O. Das Unbekannte und Angst. Leipzig, 1928, p. 67.

4

Архипова, А., Кирзюк, А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи СССР. Москва, 2021, стр. 9-224.

5

Бердяев, Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. Москва, 1993, стр. 253–357.

6

Фраза принадлежит прокурору СССР в период 1935–1939 гг., Вышинскому Андрею Януарьевичу. Он был одним из организаторов массовых репрессий и антидемократическим государственным деятелем. В интервью газете «Бульвар Гордона» № 49, от 09.12.2008 года, Валерия Чкалова рассказала о том, что эту фразу сказал прокурор Вышинский, её отцу Валерию Чкалову в начале 30-х гг. Долгое время, фраза приписывалась Сталину.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я