Концентрация внимания на будущем рассеивает фокус на настоящем. Фокусируйтесь на том, что Вы делаете «здесь и сейчас» и старайтесь предвидеть последствия этих действий, помня о том, что будущее не будет таким, как Вы его себе представляете. Главное не достижение цели, а развитие способностей и приобретение навыков, которые останутся с Вами даже после завершения жизненного путешествия. Счастлив тот, кто доволен своей участью, двигаясь навстречу реализации своих ценностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь здесь и сейчас. Хорошая новость: будущего нет 2.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ДЛИННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Время летит. Банально, но это так. Прошло четыре года со времени выхода в свет первого издания книги «Хорошая новость: будущего нет! Навыки для успеха „здесь и сейчас“».
Первый небольшой тираж книги давно распродан. Что-то разошлось по рукам за просто так. Лишь бы прочитали! Некоторые начинающие авторы готовы доплачивать за внимание к своим творениям. На начальном этапе они не стремятся, как сейчас принято говорить, — монетизировать творчество. Человеку сложно сопротивляться желанию социального одобрения. Не смущает даже нарочитое нарушение законов равновесия и сохранения энергии. Нельзя брать, не отдавая что-то взамен. Но и отдавать, ничего не получая взамен, — тоже нельзя. Впрочем, начинающему первооткрывателю кажется, что он совершил переворот и закрасил краской своего уникального знания белое пятно на карте неизвестного. Награда в этом!
Однако правда в том, что «белые пятна» и их «открытия» носят исключительно личный характер. А так, если в более широком плане, то «все уже украдено до нас».5 Если кому-то не нравятся формулировки в стиле АУЕ,6 то есть и более изящные фразы. Например, затасканная до смысловых дыр цитата из Екклесиаста или Проповедника:
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».7
Мысль про «что было, то и будет» подвергалась творческому переосмыслению импортного Шекспира, с его отсутствием новизны под луной, и отечественного Карамзина (создателя «Истории государства Российского»), написавшего стихотворение «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»:
Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
И прежде был он жертвой рока…8
Надежды, слабости, порока.
Любопытно отметить, что «луна» Шекспира показывает нам пример того, насколько бездонным бывает ящик Пандоры. Люди открывают его (как нематериальное явление, и как вполне материальный ящик) снова и снова.
Кратко напомню, кто такая Пандора,9 и откуда взялся её ящик.
Титан Прометей хотел помочь людям. Он подарил им божественный огонь (который Прометей унес с Олимпа), обучил людей искусствам и ремеслам.
Зевсу, главному из богов, это не понравилось, и он решил наказать и Прометея, и людей. Прометея приковали к скале на Кавказе. Его потом освободит Геракл — незадолго до начала Троянской войны. Для людей придумали нечто особенное.
Зевс приказал богу-кузнецу Гефесту смешать землю с водой и из получившейся субстанции создать супер-красотку необычайной привлекательности. История умалчивает о пропорциях воды и земли, но даже богам трудно утаить шило в мешке. Идея женской красоты, оцифрованная в виде 90-60-90, наверное, содержит в себе намёк, в каких пропорциях были смешаны ингредиенты.
Первое число 90, скорее всего, свидетельствует о том, что Гефест, как рачительный хозяин, сначала попробовал смесь, состоящую на 90% из воды. Получившаяся субстанция показалась ему слишком разбавленной. Он снизил содержание воды до 60%, но изготовление подобной смеси оказалось слишком затратным. Тогда Гефест снова вернулся к начальной версии «90%». Люди до сих пор, как известно, почти на 90% состоят из воды.
Получившуюся в результате опытов Гефеста Деву назвали Пандорой. В переводе с греческого её имя означает: «получившая многие (все) дары».
О каких дарах идет речь?
Афина-Паллада подарила ей красивую одежду («прикид», как сейчас говорят).
Афродита, богиня любви, наделила ее тем, что в англоязычной среде называют «sex appeal».
Гермес, бог многих талантов и способностей, подарил ей изворотливый ум, хитрость и способность вызвать к себе доверие.
Операцию внедрения Пандоры в общество людей провел Гермес. Он познакомил Пандору с титаном Эпиметеем, братом Прометея.
Прометей по-гречески значит «думающий наперед», то есть — представляющий себе последствия своих действий. Имя Эпиметея означает «думающий после». Про подобных Эпиметею говорят: «Хорошая мысля приходит опосля, и все крепки задним умом».
Прометей предостерегал брата, советовал ему не принимать подарков от олимпийских богов. Прометей догадывался, что подарки «с подвохом». Однако, плененный 90-60-90 Пандоры, Эпиметей советам брата не внял и решил жениться на Пандоре. Да и кто способен выслушивать советы, когда сознание находится в измененном состоянии под действием бешеной атаки гормонов любви:
допамина (дофамина), заставляющего нас добиваться избранника/избранницу;
серотонина, заставляющего нас испытывать эйфорию;
адреналина, убыстряющего реакции и усиливающего концентрацию внимания;
эндорфин (ов), вызывающих чувство удовлетворения и покоя;
окситоцина и вазопрессина, создающих ощущение нежной привязанности.
Военная наука говорит о том, что концентрация атакующих сил на участке прорыва должна в три-четыре раза превышать потенциал обороняющихся. Человек, как правило, не выдерживает атаки «превосходящих сил гормонов», сдается, и дальше… марш Мендельсона и «they lived happily ever after» («и жили они с тех пор долго и счастливо»).
Однако силы обороняющихся и нападающих когда-то иссякают. Атака гормонов длится по разным наблюдениям от 6 месяцев до полутора лет. Организм не выдержит более длительной работы в форсированном режиме. Гормоны уводят свои атакующие колонны обратно в ангары и казармы желез внутренней секреции, и семейная жизнь занимает «крейсерский эшелон», как происходит с самолетом, который выключает «форсаж» двигателей, необходимый при взлете, и продолжает более или менее спокойный полет по прямой из точки «А» в точку «Б». В двери сознания почти неизбежно стучится скука, свойственная любому повторяющемуся процессу.
Пандора, хоть и создание богов, но тоже человек. Ну, собственно, как и все люди. Homo sum. Humani nihil a me alienum puto.10 Пандора боролась со скукой, как могла. Боги подарили ей то ли закрытый ящик, то ли запечатанный сосуд, и очень сильно рекомендовали его не открывать. Кто ж не знает, что «запретный плод сладок».
Пандору снедает любопытство. Не в силах сопротивляться (а кто бы смог!), она открывает то ли ящик, то ли сосуд, и оттуда на свободу вылетает джин, готовый исполнить три её желания… К сожалению, нет. На свободу вырвались бедствия, болезни и несчастья, которые были там запечатаны.
Пандора испугалась, захлопнула крышку. На дне осталась Надежда, которая, как известно, умирает последней. Является ли Надежда благом или последним из «подарочков» Зевса — вопрос открытый. Примерно как в том анекдоте: «Оптимисты учат английский, пессимисты — китайский, реалисты — автомат Калашникова». Замена названия языков и порядок их расстановки между оптимистами и пессимистами никак не влияет на скорострельность АК-47,11 АКМС12 и их модификаций.
В общем, началась обычная жизнь людей со своими горестями и радостями, успехами и неудачами.13
Возвращаясь к Шекспиру… Причем тут английский автор и ящик Пандоры? Дело в том, что в действительности все не так, как на самом деле. Подразумевая найти одно, человек открывает ящик или что-нибудь другое, и не всегда находит то, что ищет. Бывает, что находит что-то неожиданное.
Например, широкое хождение имеет цитата Шекспира «ничто не вечно под луной». В интернете легко найдете ссылки на текст 11-го сонета Шекспира:
Ничто не вечно под луной. Но жизнь
Бессмертна эстафетой поколений.
Коль этим даром, друг мой, дорожишь,
Оставь свой след, отбросив яд сомнений.14
Однако, чуть более глубокое изучение предмета обнаруживает, что 11-й сонет Шекспира начинается совсем по-другому:
As fast as thou shalt wane, so fast thou grow’st
In one of thine, from that which thou departest;
Мы вянем быстро — так же, как растем.
Растем в потомках, в новом урожае.15
Где же Луна? А Луны нет, и не было… Разве что в сонете 59 Шекспир говорит об отсутствии новизны и вскользь упоминает солнце.
If there be nothing new, but that which is
Hath been before, how are our brains beguil’d…
O, that record could with a backward look,
Even of five hundred courses of the sun…
Уж если нет на свете новизны,
А есть лишь повторение былого…
Пусть наша память, пробежавши вспять
Пятьсот кругов, что солнце очертило16…
Однако, Александр Финкель в своем переводе Шекспира опять придумывает» Луну:
Когда и впрямь старо все под луной,
А сущее обычно и привычно…
Что это значит?
В действительности все не так, как на самом деле. Нет границ для полета фантазии, и если факты расходятся с теорией, тем хуже для фактов.
Любой знак и символ можно интерпретировать по-разному. Воля и изначальный замысел автора мало что значат. Рукописи не горят, а текст живет своей собственной жизнью. Особенно при переводе с одного языка на другой. Это тем более так, если пытаться интерпретировать такой сложный и малопонятный язык, как язык природы.
Однако когда полет по внутренним приборам17 фантазии неожиданно натыкается на гору реальности, то ощущения человека начинают более или менее виртуозно играть на широкой гамме условно отрицательных эмоций, две из которых — печаль и уныние, вошли в short list в номинации «главные грехи» христианства.
Иначе говоря, давно затаскана сентенция о том, что события, явления, поступки других людей — это просто события, явления и поступки других людей. Хорошими или плохими они становятся в воображении каждого конкретного человека. «Что немцу хорошо…» И наоборот… Люди отличаемся от животных помимо всего прочего еще и тем, что склонны терзаться проблемами, существующими исключительно в воображении. Животные лишены этого… дара Пандоры, и поэтому «братьям нашим меньшим» не свойственны неврозы, невротические реакции и токсичные отношения созависимости.
Хотите избавиться от этого дара? Не фантазируйте! Иногда сигара — это просто сигара,18 и ничего больше.
Нескончаемая череда авторов, пересказывающих примерно одни и те же мысли на разный лад, напоминает нам о том, что более старое сменят просто старое, и в этом состоит новизна. Инновации и нововведения следуют логистическому принципу LIFO (Last in First Out): коробки с товаром, поступившие на склад раньше всех и уже давно лежащие на стеллажах долговременного хранения, должны первыми отправляться в открытое море встречи с реальностью. Свежий товар должен в достаточной мере состариться, чтобы стать «новинкой» и «хитом» рынка.
С неизбежностью встает вопрос:
«Если „всё уже украдено до нас“, и всё уже было, — зачем пытаться сделать что-то новое? Ведь, всё равно окажется, что это не более, чем „хорошо забытое старое“?»
Отвечая вопросом на вопрос (не из-за отсутствия вежливости, а в полемических целях) спросим себя: «А зачем дети крутят калейдоскоп и подсматривают в узкую наблюдательную щёлку?»
Состав разноцветных стеклышек не меняется. Меняются только узоры… Да и то, наверное, иногда повторяются. Впрочем, дар забвения помогает человеку видеть новое в хорошо подзабытом, и ещё — воспринимать процесс вращения как прогресс.
Ради чего вращается калейдоскоп? Ради какой цели?
Некоторые говорят, что «у самурая нет цели, только путь». Представив себя товарищем создателя калейдоскопа (ов), человек забавляется процессом вращения трубочки со стеклышками. Некоторые делают серьёзное лицо, и говорят, что это — дело всей жизни. Вращателю представляется, что это — творчество, а стекляшкам мерещится, что они видят свет в конце туннеля. Самое интересное, что он там есть. Не будь этого света, наблюдатель не смог бы получать эстетического удовольствия от созерцания складывающихся узоров бытия.
Согласно преданию, когда королева—мать спросила Людовика XV, почему он любит всех женщин без разбора, король ответил: «В темноте все кошки серы».
Создатель калейдоскопов позаботился о том, чтобы свет помог нам даже в сером цвете разобрать не менее пятидесяти оттенков.
Одним словом, все при деле.
Идет снег, и каждая снежинка на своем месте.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь здесь и сейчас. Хорошая новость: будущего нет 2.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Эта аббревиатура означает «арестантский уклад един», либо «арестантское уголовное единство». Направление в молодежной суб-культуре.
8
Начиная в довольно мрачных тонах в стиле «Шеф, всё пропало, всё пропало!» (крылатая фраза из кинокомедии «Бриллиантовая рука»), Карамзин заканчивает свое стихотворение, апеллируя к популярному и распространенному подходу «За все хорошее и против всего плохого»: «Привычки, склонности и страсти / У мудрых должны быть во власти: / Не мудрым цепи их носить… Награды никогда великий муж не ждет. / Награда для него есть совесть, дух покойный». Практические рекомендации Карамзина нашли отражение в названии кино-мелодрамы, популярной среди молодежи в начале 80-х: «Люби, люби, но не теряй головы!».
13
Гонения на людей не остановились на опорожнении ящика Пандоры. То ли люди сильно испортились (дошло до каннибализма), то ли боги решили завершить начатое, сейчас уже точно не установить, но Зевс решил наслать на Землю потоп. Прометей предупредил об этом своего сына Девкалиона, который был женат на Пирре, дочери Эпиметея (брата Прометея) и Пандоры. Девкалион построил ковчег, в котором вместе с Пиррой пережил избыток вод. Когда вода спала, они вышли на сушу то ли на горе Парнас, то ли Афон. Пожили какое-то время, и, вот, им стало скучно. Ох, уж эта скука! Чтобы как-то развлечь себя, они стали бросать камни через плечо. Из камней Девкалиона появились мужчины, а из камней Пирры — женщины.
17
По материалам Википедии: Полёт по приборам выполняется в условиях, при которых местонахождение, пространственное положение и параметры воздушного суда определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов и систем. Большинство рейсов коммерческой авиации осуществляется по приборам. Противоположными по смыслу являются передвижения в воздухе по правилам визуальных полетов: когда пилот ориентируется в основном на то, что видит своими глазами.