Большая часть углей, используемая в энергетике, имеет повышенную влажность, высокий процент мелких частиц и примеси породы, включая глину. Такие угли создают серьёзные трудности при их хранении в бункерах. В данной книге впервые движение и зависание углей изучалось на реальных бункерах, а не на моделях. Автор надеется, что вышеизложенный материал поможет в понимании процессов, происходящих в бункерах, и принесёт практическую помощь в конкретных производственных условиях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движение и зависание топлива в бункерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Введение
1—1. Состояние вопроса
Книга написана по результатам изучения движения и зависания топлива более 80 бункеров для хранения твёрдого топлива. В тексте уголь представляет поведениевсех трёх видов твёрдого топлива (уголь, сланцы, торф).
Работам по обследованию бункеров предшествовал опрос 37 электростанций, из них: 20 сообщили, что зависание топлива в бункерах — это основная проблема; 16 сообщили, что проблема как в зависании на стенках, так и в образовании сводов на выходе на питатель; и только одна сообщила об отсутствии вышеуказанных проблем. Зависание приводит к сокрушению объёма бункера до 20% от проектного, возможности самовозгорания угля и необходимости почти непрерывной работы двумя нитками топливоподачи без резерва, а образование сводов — к нарушению режима котла, требует привлечения дополнительных рабочих для шуровки, ускоряет износ шаров мельниц и др. Применяемые побудительные устройства не всегда эффективны, так как при их установке часто не учитывают процессы, происходящие в бункерах.
1—2. Краткий обзор публикаций
Несмотря на большое количество публикаций по данному вопросу, не удалось найти работы, которая содержит наблюдения на реальных бункерах для углей или сходных сыпучих материалов.
Книги [Л1, Л2, Л4] — это классика по данной теме, но во всех этих работах теория движения построена на замерах сопротивления сдвигу в лабораторных условиях и наблюдениях на моделях¸а слипание учитывается только поправочным коэффициентом в расчётах, хотя сопротивление сдвигу в результате слипания углей в корне отличается от сопротивления, вызванного трением угля по углю.
По рекомендациям A. Jenike, (США, [Л1]) с конца 50-х годов на электростанциях США строятся круглые бункера с высокой нижней конической частью, выходящей непосредственно на питатель с углом наклона 74º-75º, выполненной из нержавеющей стали.
Предполагалось, что такая конструкция приведёт к массовому истечению и движению топлива вдоль стен и их полировки. Как признают сейчас американские специалисты, не только нет движения топлива вдоль стен, но наблюдается налипание на этих поверхностях.
1—3. Терминология
В существующей библиографии [Л1, Л2] движение сыпучих в бункерах определятся как истечение, т. е. прохождение через выходное отверстие и его влияние на движение сыпучего материала в бункере. Понятие «истечение» сохранилось от бункеров, применявшихся на строительных площадках с периодическим открытием и высыпанием (истечением) материала в открытое пространство.
В топливных бункерах нет свободного истечения, т.к выход топлива ограничивается и определяется производительностью питателя. Процессы, происходящие в бункерах, и сопутствующие им положения можно определить следующим образом:
Сработка — вместо истечения. Сработка — это изменение объема топлива в бункере в ходе поступления топлива на питатель. Сработка — более широкое понятие, чем истечение, т.к. кроме движения учитывает зависание, внутренний сдвиг и внешний сдвиг (обрушения).
Зона сработки — часть бункера, из которой поступает топливо на питатель.
Зона сдвига — место в бункере, где создаются условия для перехода топлива из состояния сплошного тела в сыпучий материал.
Зона зависания — часть бункера, в которой осталось топливо при максимальном снижении уровня.
Сдвиг внешний — сдвиг объёма с разрушение связей по граничным контактным поверхностям неподвижной массы иобрушение его в свободное пространство воронки. Наблюдается визуально.
Сдвиг внутренний — сдвиг объёма, граничащего с основным потоком, с разрушением связей между частицами, переходом в движение и объединением двух потоков. Определяется посредством измерения скорости потока.
Движение — перемещение частиц или объёмов в организованном потоке, обладающем контуром, диаметром (постоянным или переменным) и скоростью.
Первоначальный поток — поток, начинающийся в месте выхода угля на питатель и образующийся после окончания загрузки.
Смежный поток — поток, образующийся в результате внутреннего сдвига.
Основной поток — поток, объединяющий первоначальный и смежный потоки.
Пульсация — воздействие смежного потока на основной, приводящее к его торможению или полной остановке.
Зависание угля (Coals Stagnancy).
Угольные потоки (Coal Flows).
Массовый поток (Mass Flow) — движение частиц в объёме всего бункера.
Массовый поток в ограниченном объёме — см. часть 2, раздел Потоки.
Ограниченный или местный поток (Local Flow) — движение частиц в ограниченном объёме бункера или «вторичного» бункера.
Угол сдвига — это угол наклона плоскости касательной к контуру поверхности смещения объёма.
Периодическая или полная сработка — это сработка с максимальным снижением уровня, которая производится с целью исключить слёживание угля и выполняется с промежутками времени, установленными для каждого конкретного случая.
Эксплуатационная характеристика бункера обозначена:
Ки — коэффициент использования объёма,
и определяется:
Ки = Uф/Uпр, где: Uф — фактический объем. Uпр. — проектный объём.
В дальнейшем будет применен также для оценкиэффективности побудительных устройств и др. мер улучшения работы бункеров.
Используемые обозначения: D, D1….d — диаметры потока.
α — угол скольжения угля по углю.
ἀ — угол сдвига.
β — угол наклона стены бункера к горизонту.
τ — сопротивление сдвигу.
τ0 — начальное сопротивление сдвигу.
σ — нормальное напряжение.
φ — угол внутреннего трения.
ƒт — коэффициент внутреннего трения.
ƒс — коэффициент связности.
ү — насыпной вес.
Vg — скорость потока.
Vh — скорость снижения уровня.
Ар — зольность на рабочую массу.
Wp — влажность на рабочую массу.
F1, F2 — контуры потока.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движение и зависание топлива в бункерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других