Движение и зависание топлива в бункерах

Михаил Блехман

Большая часть углей, используемая в энергетике, имеет повышенную влажность, высокий процент мелких частиц и примеси породы, включая глину. Такие угли создают серьёзные трудности при их хранении в бункерах. В данной книге впервые движение и зависание углей изучалось на реальных бункерах, а не на моделях. Автор надеется, что вышеизложенный материал поможет в понимании процессов, происходящих в бункерах, и принесёт практическую помощь в конкретных производственных условиях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движение и зависание топлива в бункерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Наблюдение сработки углей по группам сыпучести

Начиная наблюдения, автор не исходил из заранее принятых аксиом или теоретических предпосылок. Всё, что изложено далее, — это практические наблюдения и выводы на их основе. В случае соответствия процессов использовались положения механики грунтов (осадка грунтов, углы скольжения, концентрация напряжений и др.) и понятия, взятые из гидравлики (поток, скорость потока, диаметр потока).

Общие положения

Обследовались стандартные бункера различных лет постройки. Емкостью от 200 до 500 тонн и высотой 15—17 м и выше из металла, бетона или бетон—металл. Форма бункеров: верхняя часть призматическая, переходящая в обратную пирамиду. Углы наклона стен от 55º до 75º.

Топливо — угли (каменные, бурые), сланцы и фрез торф.

Наблюдения сработки выполнялись с бункерной галереи и включали замеры: поэтапные замеры уровней, скорости потока и расчёт диаметров (см. Методика). Они начинались с момента сдвига (оседания) поверхности или начала образования воронки (см. сетка точек замера, рис. 1—1а).

Во время загрузки нет возможности замерить скорость движения в потоке.

Картина развития потока на этом этапе восстанавливается на основе возможных вариантов аналогичных наблюдений.

Изложенные ниже наблюдения основываются на замерах, выполненных на реальных бункерах, объединённых в таблицы №1—3 и №1—4 (Приложение 1).

4—1. Наблюдение №1. Сработка углей группы УС

Сработка бурого угля шахтной добычи Интинского месторождения (рис. 1—4а).

Wр =10%. Aр = 26%. Углы наклона стен β =70º-70º/74º-74º.

При влажности до 10—13% этот уголь по вышеприведенной классификации относится к группам сыпучести УС2 или СС1 (массовый поток), но с повышением влажности до 13%-16% возрастает его начальное сопротивление сдвигу и он переходит в группу СС1—2 (ограниченный поток).

Рис. 1—4а. Сработка угля группы УС без образования воронки.

Обозначения:

А — Движение массы угля в центральной части на первом этапе.

В — Сдвиг массы угля с периферийной зоны на втором этапе.

С — Граница сдвига слоёв.

h — разница высот.

D1, D2 — диаметры потока.

На рисунке показана начальная стадия сработки Интинского угля при влажности 10—11%.

1-й этап сработки:

Поверхность в пределах окружности D1 начинает оседать, а на границе (точка С) образуется трещина.

2-й этап сработки:

Через короткий промежуток времени оседает вторая часть (окружность D2), а первая часть в этот момент как бы останавливается. Создается впечатление, что поверхность «дышит».

3-й этап сработки:

Продолжается равномерное снижение по всему уровню и уголь срабатывается полностью.

Сработка Экибастузского угля

(Электростанция, сообщившая об отсутствии проблем с переходом на сжигание Экибастузского каменного угля вместо Челябинского бурого).

Уголь каменный Экибастузского месторождения марки УС. Wр=5—7%, Aр=42%, β=67—65º/67—65º. Отличается стабильностью влажности по временам года.

1-й этап сработки:

Скорость снижения вершины конуса засыпки Vп1 выше скорости снижения уровня остальной поверхности. Образующаяся поверхность топлива имеет форму конической воронки. Глубина конуса h2 = 0,4—0,5 м.

Рис. 1—4б. Сработка угля группы УС с образованием частичной воронки.

Обозначения к рис. 1—4б:

H — высота бункера¸ h1 — расстояние до точки изменения скорости потока¸ h2 — глубина воронки, Dп1, Dп2 — диаметр потока¸ α1 и α2 — углы скольжения, Vп1 и Vп2 — скорости потока, F1 — контур первоначального потока, E2 — контур вторичного потока, h* — расстояние до точки касания потока со стенкой.

В данном случае воронка отличается от набл. №2-3-4 тем, что дальнейшее развитие воронки прекращается, а края воронки начинаются от стен бункера. На основании замеров скорости потока определены его параметры: скорость V1=0,0027 м/сек¸ диаметр D1= 2,52 м и контур F1.

Примечание: Значения скоростей и диаметров потоков наблюдений №1-2-3-4 — см. табл. 1—3 (Приложение №1)

.

Расчет диаметра потока — см. часть 2, раздел 3—4, формула (6).

2-й этап сработки:

На глубине h1 скорость движения потока Vп1 снижается до Vп2 (см. часть 2, рис. 2—3а), а расчётный диаметр потока увеличивается до Dп2 за счёт сдвига объёма, шириной D2 — D1 и высотой H2, и расширением потока до контура F2.

Новые параметры основного потока: скорость V2=0,0014 м/сек, диаметр D2=3,58 м., контуры вторичного потока F2 (поток массовый), а форма зоны сработки эллипс (эллипсоид). Угол скольжения α изменяется от 22º до 38º. Продолжается снижение уровня топлива по всей поверхности и сохраняется её коническая форма. В точке касания потока с поверхностью бункера на высоте h*=1—1,5 м наблюдается ускоренный износ стальной стенки. Бункер очищается от угля практически полностью Ки = 1.0.

В наблюдениях 4—1а и 4—1б процесс образования массового потока идентичен и состоит из этапов: 1) образование первичного потока, 2) образование смежного потока, 3) объединение потоков в единый массовый поток.

4—2. Наблюдение №2. Сработка углей группы сыпучести СС

Уголь каменный Кузнецкий марки Г, Д. Группа сыпучести СС 1—2.

Wр = 6.5—10.5%. Aр = 12.2—20%. β = 55—55º/59—59º.

Этапы сработки:

Образовывалась воронка небольшого диаметра (Dп1 <1м), по мере углубления которой диаметр увеличивался за счёт обрушения топлива со стен воронки в центральный канал (колодец).

Уровень в центральном канале снижается до H1 и воронка расширяется до диаметра D2.

Рис. 1—5. Процесс образования смежного потока.

Обозначения к рис. 1—5:

Расстояния: Н1 — до нижнего края воронки, Н2 — до нижней точки объёма обрушения, Н3 — до верхней плоскости разрыва, Н4 — до уровня угля в колодце в момент обрушения. СМ1 — смежный поток. Н33 — верхняя плоскость разрыва, h — расстояние до нижней плоскости разрыва. 1 — объём обрушения, 2 — частицы угля в смежном потоке. S1 — сегмент первого обрушения. S2 — сегмент второго обрушения. α — угол скольжения. D1 и D2 — диаметры потока.

Стрелки: L1-L1 — это направление осыпания топлива в верхнем сечении разрыва. L2-L2 — это направление сдвига в нижнем сечении.

Рассмотрим процесс расширения канала от D1 до D2 (рис. 1—5, «Узел А»).

Обрушения прекратились. Идёт сработка топлива в воронке с равномерным снижением уровня основного потока. Поверхность потока плоская, а поверхность стен канала заглажена.

Воронка углубляется до глубины Н2. Происходит разрыв стены канала на глубине Н3, выше уровня топлива в канале — в данный момент Н4.

Частицы, находящиеся в полости за стенкой выше линии разрыва, осыпаются в канал (L1. рис 1—5, вид А), а частицы, находящиеся в полости ниже линии разрыва L2, оседают (между стенками D2 и D3), сливаясь с основным потоком ниже разделительной стенки.

2. Происходит обрушение сегмента S1 под углом сдвига α и разрушается смежный сегмент S2—S2. Исчезает разделительная стенка. Поверхность основного потока выравнивается на уровне Н3, общая скорость снижается, а диаметр увеличивается до D2.

Произошло объединение основного потока со смежным потоком СМ1, а на границе D2 образовалась новая устойчивая стенка (D3).

Все эти этапы происходят в считанные секунды. Процесс расширения потока повторяется. В отличие от наблюдений 4—1а и 4—1б, смежный поток имеет ограниченную ширину (D2—D1) /2 = 300—400 mm.

Использование объёма бункера Ки=0,5—0,7 для угля без шлама и Ки=0,4—0,5 для угля с примесью шлама.

Примечание:

Послойное образование смежных потоков было подтверждено при исследовании потоков (Наблюдение №5).

Данное наблюдение показало:

— возможность существования временного смежного потока.

— возможность существования временной стенки между основным и смежным потоками.

— наличие внутреннего сдвига (h, L2-L2).

— возможность обрушения как результат сдвига части основания зависшего объёма.

Сработка угля марки Т Донецкого месторождения

Группа сыпучести СС 2—3. Wр= 7%. Aр=20%. β — 55—55º/ 59—59º

1-й этап (рис 1—6б). Поток имеет постоянную скорость V1, диаметр d1, форма потока (контур F1) — цилиндр, и протяженность Н1 на всю высоту бункера.

Рис. 1—6 (а, b). Этапы сработки углей группы СС 2—3.

Обозначения к рис. 1—6а:

1 — контур зависания, 2 — первичная воронка, 3 — вторичная воронка. Пунктирная линия — временные границы потока. Сплошные линии — окончательные границы потока к моменту загрузки угля.

Обозначения к рис. 1—6 (b,c,d):

1 — поток, 2 — неподвижная часть угля. H1, H2, H3 — протяженность потока в момент его образования. h1, h2, h3 — расстояние до верхней точки потока. V1, V2,V3 — скорость потока на отрезке (см. текст). d1, D2, D3 — диаметры потока. F1, F2

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движение и зависание топлива в бункерах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я