Добро пожаловать на управленческий стендап! Перед вами сборник корпоративных историй: иногда веселых, дерзких и вдохновляющих, а иногда драматических. И все они показывают: руководителем быть не страшно, ошибки делают нас опытнее, а юмор — устойчивее. Лидия Севостьянова — руководитель, бизнес-тренер и стендап-комик — рассказывает о корпоративных коммуникациях и сложностях управления коллективом (в том числе семьей). Из книги вы узнаете: — что делать, если ваши сотрудники смотрят порно на планерках; — почему «грымза» из «Служебного романа» не такая уж и «грымза»; — насколько профдеформация мешает играть в «танки» и наращивать реснички; — как «бабушка из „Пятерочки“» поможет сделать понятным любой отчет. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стендап-дневник руководителя очень среднего звена. Сквозь смех и слезы о манипуляциях, дисциплине, комплексах и прочих корпоративных развлечениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Учимся у хороших и плохих
Самые важные уроки без слов преподаются…
Мы учимся быть руководителями не на управленческих тренингах. Сначала мы наблюдаем за своими начальниками и учимся у них. У одних — «как надо делать», у других — «как не надо».
Учимся у плохих. История про Железную Люду, или «Пристрелите меня, если я такой стану»
Она была руководителем отдела обучения, а я — бизнес-тренером в ее команде. Главными инструментами Людмилы в работе с подчиненными были страх, давление и манипуляции. Она везде видела заговоры:
— Вы ничего не хотите мне рассказать? — спрашивала она… («А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…»)
Людмила любила заставлять оправдываться и выискивала нестыковки. Даже человек с кристально чистой совестью отчего-то чувствовал себя «пожирателем младенцев»:
— Ты считаешь, это нормально — пойти обедать с уволенным сотрудником? Это некорпоративное поведение, — шипела она. А позже даже ввела штрафы за общение с уволенными коллегами.
Людмила не выносила, когда кто-то в отделе между собой дружил: людям нередко приходилось идти в один бар по пятницам разными дорогами. Для нее не существовало границ этики: Люда могла залететь во время тренинга и при участниках начать орать на тренера: «Почему ты вчера не прислал отчет?» Она могла прилюдно хвалить сотрудника, а когда он выходил, сказать при всех: «Вот дерево, я его скоро уволю!»
Сначала заговоры жили только в ее воображении. А потом появились в реальности: ее ненавидели, презирали и боялись. Коллеги дали ей кличку «Люда-Железный-Клитор». В ответ она превратила офис в концлагерь. Прослушка появилась везде, кроме туалетов…
Люда считала всех своих подчиненных некомпетентными раздолбаями. В итоге это превратилось в самосбывающееся пророчество: они и правда такими становились.
Именно с ней я поняла, насколько непродуктивными нас делают страх и отсутствие четких критериев успеха. С таким руководителем боишься сделать шаг. Боишься задать вопрос. Чувствуешь себе зависимым, тупым и некомпетентным… А потом происходит самое плохое: страх ДЕЙСТВИТЕЛЬНО делает тебя хуже. Ты и правда начинаешь лепить ошибки, теряешь тренерский драйв и смотришь не на группу, а… на чертов глазок камеры.
За пару месяцев на моих глазах в команде сменилось четыре тренера…
В этой точке наши пути с Людой разошлись, и я не знаю, что было с ней и ее командой потом.
Это опыт из «доруководящей» эпохи, который сильно повлиял на мои управленческие взгляды.
Кроме дергающегося глаза и страха перед камерами я вынесла из этой истории управленческие уроки:
Воспитание страхом и тирания — невыгодно и затратно для руководителя (помним про затраты на контроль и подбор новых сотрудников взамен сбежавших. Репутация тоже стоит денег).
От страха тупеют даже хорошие, компетентные сотрудники.
Но на всякий случай: друзья, если я когда-нибудь такой стану, окажите мне услугу — пристрелите меня!
Коллеги дали ей кличку «Люда-Железный-Клитор». В ответ она превратила офис в концлагерь.
Учимся у хороших. Про укрощение суеты
В другой компании у меня был босс, который невольно преподал мне отличный урок. Я тогда была начинающим руководителем небольшой команды.
Андрей спокойно, обдуманно ставил задачи, хвалил за достижения и ругал за косяки. Я думала, что он самый обычный босс… Но я ошибалась: он был невероятно крут! Однажды я осталась заменять его на время отпуска и увидела, как проходят планерки с ЕГО начальством.
Босс Босса был нервным и импульсивным. Он создавал в команде атмосферу вечного напряжения и суеты даже в мирное время… Он называл это «тонусом». Я была неопытна и эмоциональна: слышала сверху «А-А-А, пипец!» и тут же передавала этот заряд дальше.
Большой Босс мог прислать задачу ночью! Я подскакивала и по глупости сразу переправляла истеричные послания в чат моей команды. Переправляла, не уточняя, не фильтруя и не давая задачам «отстояться» (утром они чаще всего отменялись). Как я была тогда не права! Я замучила свою команду и бедного Андрея в отпуске.
Было много суеты и нервов. В плечах засело чувство постоянного напряжения, а в пятницу неизменно хотелось напиться. Только бизнес-результата было мало: продажи не росли!
Именно тогда я поняла, как важно руководителю быть «буфером» и «амортизатором» для своей команды:
Уметь изолировать своих сотрудников от извергающихся свыше истерик и потока противоречивых «недозадач».
Превращать этот фарш в четкие планы и задачи. Беречь ресурс коллег, чтобы сохранять общую эффективность.
Не раздавать импульсивно несправедливых «звездюлей»… даже если их только что несправедливо выдали тебе.
Я недолго работала с Андреем, но он мне преподал отличный урок. Я благодарна ему за это.
Я была неопытна и эмоциональна: слышала сверху «А-А-А, пипец!» и тут же передавала этот заряд дальше.
Учимся у «сложных»
Когда-то давно у меня был босс «вулканической породы». Дима был обаятельный, но крайне непредсказуемый. Заходя к нему в кабинет, мы никогда не знали, что там получим: похвалу или «звездюлей».
Чаще второе, потому что его требования постоянно менялись. «Попасть» в них было так же непросто, как заниматься сексом на доске для серфинга!
Я не просто так сказала про его могучую харизму: он будто был на сцене каждый рабочий день. Он раздавал и забирал много энергии. Это нас и мотивировало, и демотивировало одновременно.
С одной стороны, такой эмоциональный поток заряжал.
С другой — вечное чувство непонимания: «Что я сделал не так?»
Этакий гремучий коктейль: «водка с мартини, взболтать, но не смешивать».
Ради справедливости скажу, что от него не часто уходили сотрудники: его уважали за профессионализм и по-своему любили. Как «царя-батюшку». Еще важно: он не жалел времени вкладываться в сотрудников и всегда отстаивал их интересы.
Я быстро и очень многому научилась, работая с ним. Но я каждый день думала про увольнение.
Я тоже холерик. Мне тоже часто хочется наорать на моих сотрудников, но я сдерживаюсь.
Однажды на планерке с командой я не сдержалась и психанула. Я поймала себя на мысли, что «включаю Диму». Божечки, как же это было кайфово! Я чувствовала противоречивые эмоции сотрудников и будто наслаждалась в джакузи с шампанским! Что поделать, была слаба…
Вечером я «протрезвела» и решила для себя: нет. Я хочу быть обычным, адекватным, ПРЕДСКАЗУЕМЫМ руководителем.
Пусть мне придется сдерживать свой темперамент!
Пусть мне придется быть занудой!
Пусть мое имя не будут произносить с придыханием, и пусть люди не будут бояться моего появления на встречах!
Хрен с этим со всем! Мне есть где выгулять мою харизму, темперамент и звездность: в конце концов, у меня есть стендап, есть блог!
С этого момента я стала культивировать в себе размеренность и предсказуемость. Мне нравится, когда сотрудники предугадывают мои вопросы и понимают мои требования.
Мне нравится, когда сотрудники могут спрогнозировать мои решения:
— Я знал, что ты дашь это распоряжение, и уже запустил задачу! — сказал на днях мой коллега Никита.
Это тоже — драйв и кайф. Он другой. Занудный. Но он мне милее.
Мне нравится, когда сотрудники предугадывают мои вопросы и понимают мои требования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стендап-дневник руководителя очень среднего звена. Сквозь смех и слезы о манипуляциях, дисциплине, комплексах и прочих корпоративных развлечениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других