Быть руководителем и пользоваться авторитетом у сотрудников — не одно и то же. Говорить так, чтобы вас слушали, давать распоряжения, которые не встречают сопротивления, вызывать острое желание всегда делиться с вами информацией, — все это тренируемые навыки, считает Александр Глок. Автор книги — управленец с 25-летним опытом и профессиональный бизнес-тренер, он обучил более 7000 руководителей всех уровней быть настоящими лидерами. Его подход не подразумевает врожденной харизмы. Чтобы окружающие видели в вас авторитетного руководителя, нужно говорить и действовать как авторитетный руководитель. Книга Александра Глока дает подробную инструкцию, которая поможет этого добиться. Бонусные материалы: — чек-лист по оценке коммуникативных навыков руководителя; — QR-коды, ведущие на полезные вебинары и трансформационные видео; — инструкция по борьбе с сибурдой — симуляцией бурной деятельности. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Глок А.Л., текст, 2024
© ООО «Издательство «Эксмо», 2024
Введение
— Повтори еще раз, — я смотрю в упор на застывшего передо мной парня. Его относительно молодая физиономия легко краснеющего блондина расцветает алыми пятнами.
— Я. Не обязан. Тут. Оставаться, — упрямо проговаривает он, делая паузу после каждого слова.
Формально парень прав. На часах почти восемь вечера — рабочий день давно окончен. Ничего не мешает ему уйти домой.
А не формально — у недавно вверенного мне коммерческого отдела крупного промышленного предприятия осталось меньше суток до защиты годового бюджета. По-хорошему, готовиться к ней нужно было минимум месяц, а то и полтора. Однако бывший руководитель в ожидании скорого увольнения решил не напрягаться — пустил все на самотек. Поэтому мне с пока еще малознакомой командой пришлось укладываться в неделю: собирать несобранные данные, анализировать непроанализированную статистику, придумывать непридуманные инициативы. В условиях тотального дефицита средств и подмоченной репутации предприятия в глазах поставщиков сырья. Не помню, чтобы я вообще спал или ел в те дни.
И вот остался последний рывок — нужно превратить все, что было накопано, в стройную презентацию. А единственный штатный дизайнер, кстати, ближайший приятель уволенного руководителя, стоит с сумкой на плече и готовится то ли закатить скандал, то ли рвануть наутек.
Интересная штука — авторитет руководителя. Он не идет в комплекте с должностью, не выдается вместе с новым кабинетом и креслом, не наследуется от предшественников. Он приобретается шаг за шагом, завоевывается поступок за поступком. Порой в этот процесс вклиниваются ситуации, когда кто-нибудь из сотрудников решает организовать вам проверку на прочность: сказать «нет» на прямое распоряжение, устроить итальянскую забастовку или просто ретироваться в самый неподходящий момент.
Авторитет завоевывается годами. А уронить его можно за пять минут, просто совершив необдуманное действие.
— И что с этим делать? — нередко слышу я вопрос на тренингах и консультациях по управленческому мастерству.
— Держать удар, быть профессионалом, — отвечаю, уже почти не задумываясь.
Прошло больше двадцати лет с тех пор, как я работал коммерческим директором большого промышленного предприятия. За это время были другие должности — гораздо выше, и другие проверки — куда серьезнее. Мне приходилось разговаривать с разъяренным коллективом, объявившим забастовку, выводить в плюс убыточный завод по производству молочных продуктов, увольнять родственников своих нанимателей. Держать удары и наносить ответные. Совершать ошибки и делать выводы. Но именно тогда, много лет назад, стоя перед краснеющим сотрудником, я вдруг понял простую вещь: хочешь, чтобы тебя уважали и слушались — стань тем, кого стоит уважать и слушаться. Даже так — стань руководителем, которого невозможно не уважать и не слушаться.
Обретение авторитета — это процесс болезненной переплавки собственной личности. Преодоление страхов, признание слабостей, выстраивание системы внутренних опор и принципов жизни. Это длинный и сложный путь, который начинается с одного принятого удара.
— Хорошо, иди. Никаких проблем, — я сделал шаг в сторону, пропуская парня. Чутье подсказывало — вести разговоры не имеет смысла. Торговаться, угрожать, упрашивать — все это перечеркнуло бы возможность выстроить здоровые отношения с остальным коллективом. Оставалось одно — отпустить с богом и найти альтернативное решение.
К слову сказать, бюджет мы тогда с честью защитили. Презентацию за ночь собрал знакомый дизайнер, которому, разумеется, пришлось заплатить из собственного кармана. Впрочем, оно того стоило. Принятый и отбитый удар обернулся ростками уважения потихоньку прикипавшей ко мне команды. И поводом для честного разговора со штатным дизайнером. Разговором, который привел к тому, что парень приложил максимум усилий, чтобы реабилитировать себя в моих глазах. Доказать свою полезность отделу.
Я же тогда сформулировал одно из первых правил авторитетного руководителя: никогда не иди на полумеры. Не оставляй в штате плохого сотрудника, пока не найдешь получше. Не уговаривай человека доработать еще месяц-два в ожидании замены. Не избегай неприятного разговора, потому что он может повлечь неудобное решение. Рубишь — руби. Расстаешься — расставайся. Полумеры — удел трусов и слабаков. А они, как известно, авторитетом не пользуются.
Это правило впоследствии обросло десятками других, не менее важных, которые с годами сложились в восьмиступенчатую систему становления авторитетного лидера. Поначалу я обучал с ее помощью собственных замов и помощников. Потом, когда почувствовал желание поменять род деятельности, разработал на основе свой системы управленческий тренинг. Недавно решил посчитать, сколько руководителей разных уровней прошло через него за пять лет, и удивился получившемуся числу — более 3000 человек.
Эта книга — логичное продолжение моего тренинга. Или точнее — его текстовое воплощение. Она будет полезна и тем, кто уже прошел у меня обучение, для закрепления знаний, и тем, кто никогда о нем не слышал. На ее станицах я делюсь накопленным за четверть столетия и систематизированным управленческим опытом, даю стратегии поведения в острых ситуациях, объясняю, как стать тем, кого будут слушать, любить, уважать.
По сути, это максимально практичный учебник начинающего и продолжающего руководителя. Я бы искренне хотел прочитать его в те времена, когда делал первые шаги в управлении людьми. Думаю, он уберег бы меня от многих ошибок. Как, надеюсь, теперь убережет вас. Да, вы не перестанете ошибаться, это неизбежный процесс. Без провалов не бывает побед. Но в наших силах уменьшить количество этих ошибок и сократить путь к вашим целям.
А еще он поддержит, направит, вдохновит и подскажет простые решения непростых задач. Готовы подняться на первую из восьми ступеней?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авторитет руководителя. Как быть тем, кто, а не тем, кого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других